ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 5
1.1. Психологические и психические особенности юношей и девушек 11
12 лет 5
1.2. Мотивационная сфера юношей и девушек 11-12 лет 10
1.3. Методы и средства психологической саморегуляции в
физкультурной и спортивной деятельности 17
1.4. Учебный процесс по физическому воспитанию 6-х классах в СОШ 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 33
2.3. Этапы исследования 34
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 35
3.1. Экспериментальная методика развития волевых качеств 35
3.2 . Анализ результатов исследования 37
3.3. Анализ результатов педагогического тестирования 40
3.4. Сравнение показателей развития волевых качеств
экспериментальной группы на начало и конец эксперимента 42
ВЫВОДЫ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Актуальность исследования. Повышение интенсивности учебной деятельности, имеющее место в большинстве современных школ, как правило, отрицательно сказывается на уровне работоспособности и состоянии здоровья учащихся. Дефицит двигательной активности современных школьников стал угрозой для их нормального физического развития, подготовленности, состояния здоровья. Различные стороны школьной физкультурно-спортивной жизни нуждаются в положительных изменениях, дающих возможность усилить интерес учащихся к занятиям, сформировать культуру личности, повысить уровень физической и умственной работоспособности. Пассивность, быстрая утомляемость, неуверенность в собственных силах существенно снижают уровень физической подготовленности. Решение перечисленных проблем особенно важно для учащихся 6-х классов, так как в этом возрасте у них происходит биологическое созревание организма и оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования волевых качеств личности.
В данной проблеме мы наблюдаем противоречие между нормативной базой школьной программы и недостаточной мотивацией обучающихся, и как следствие, нежеланием их проявлять свои волевые качества во время сдачи контрольных нормативов по физической подготовке.
Цель исследования - научное обоснование влияния волевых качеств на сдачу контрольных нормативов по физической подготовке обучающихся 6-х классов.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по
физической культуре в школе.
Предмет исследования: методика развития волевых качеств обучающихся 6-х классов.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу, и специальную
литературу по теме исследования;
2) Разработать экспериментальную методику по развитию волевых качеств обучающихся 6-х классов на уроках физической культуры;
3) Провести педагогический эксперимент и проверить эффективность экспериментальной методики по развитию волевых качеств обучающихся 6-х классов на уроках физической культуры во время сдачи контрольных нормативов;
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная нами экспериментальная методика по развитию волевых качеств может существенно улучшить показатели сдачи нормативов физической подготовки обучающихся 6-х классов.
1. Нами был проведен теоретический анализ научнометодической и специальной литературы по теме исследования в результате, которого мы выявили, что занятия физической культурой способствуют развитию волевых качеств. Подростковый возраст является сенситивным для развития волевых качеств личности, так как в этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу;
2. Нами была разработана экспериментальная программа по развитию волевых качеств на уроках по лыжной подготовке для учащихся 6-х классов, направленная на развитие целеустремленности, смелости, решительности, настойчивости и инициативности.
3. Сравнение показателей развития волевых качеств обучающихся 6х классов после эксперимента показало, что все волевые качества у обучающихся достоверно улучшились (Ро < 0,05). Одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств, по нашему мнению, является целенаправленное использование средств физического воспитания.
4. Итоговое тестирование выявило следующие показатели: на отметку «отлично» прошли испытания 42,5% шестиклассников, что в среднем на 11% выше показателей первичной диагностики; на «хорошо» - 41,6%, что на 9% выше показателей первичной диагностики; на «удовлетворительно» - 15%, что на 21% выше результатов первичной диагностики физической подготовленности. В контрольном классе показатели наблюдались значительно ниже.
1. Вареников Н. А. Формирование нравственно-волевых качеств подростка в процессе занятий спортивной борьбой: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Елец, 2015. - 25 с.
2. Волков К.Н. Психологи о средствах и путях оптимизации учебного процесса // Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1991. - С. 42-49.
3. Горбунов Н.А. Проблема самовоспитания нравственноволевых качеств у подростков в образовательном процессе детско- юношеских спортивных школ. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 28.03.2020)
4. Гусейнов А. Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2008. - 31 с.
5. Дубовик Е.А., Шаймарданова Л.Ш. Формирование мотивации школьников к занятиям физической культуры // Сборник материалов 4 -й международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии». - 2014. -С. 50 -51
6. Зайцева А. П. Особенности мотивационной сферы подростков
/ А. П. Зайцева. —// Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 182184. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/122/33787/ (дата обращения: 18.04.2020)
7. Иванников В.А.. Эйдмана Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. - 1990. -№3. -C. 35-45.
8. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер. - 2008. - 352с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. - 256с.
10. Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе. - 2000. - № 1. - С.20-22
11. Курамшин Ю.В. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов. - 2004. - 463 с.
12. Лукьянова М.И. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. - 2009. - №8. - С. 77-80
13. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.
14. Лях В.И., «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» - М.: Просвещение, 2007.-127 с.
15. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: методическое пособие / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2014. - 289 с....41