Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ взаимосвязи воображения и страхов 7 детей дошкольного возраста
1.1. Особенности воображения детей дошкольного возраста 7
1.2. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе 24
1.3. Классификация и причины возникновения страхов у детей 32
дошкольного возраста
1.4. Особенности проявления страхов у детей дошкольного 40
возраста
Выводы по главе 47
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи 49
воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 49
2.2. Исследование взаимосвязи воображения и страхов детей 53 среднегодошкольного возраста
Выводы по главе 59
ГЛАВА 3 Программа психологического сопровождения по снижению 62 страхов у детей дошкольного возраста
3.1. Научно-теоретические основы психологического сопровождения 62 детей дошкольного возраста
3.2. Программа психологического сопровождения по снижению 67 страховдетей среднего дошкольного возраста
Выводы по главе 76
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложение 89
Актуальность исследования.
Воображение - это внутренний мир ребенка, процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. Воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующийобъект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности.
Жизненный опыт ребенка, особые формы его обучения и воспитания (а у каждого ребенка они уникальны), индивидуальные проявления могут в некоторых случаях привести к формам отклонения в развитии воображения.
Те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, какотмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку.
Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.
Помочь в этом может воображение. Нужно только помочь ребенку воспользоваться им. Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить страхи, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным.
Причины детских страхов рассматривали многие психологи: А.И. Захаров, Т.А. Немчин, В.Н. Мясищев, Дж. Алан и другие. В качестве таковыхназывались: соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; негативные взаимоотношения с родителями, конфликты между родителями.
Следует отметить, что каждый случай преодоления детских страхов уникален и требует от специалистов длительной и тщательной процедуры диагностики. В диагностической процедуре основное внимание уделяетсяоценке индивидуальных психофизических, личностных свойств, а первичная среда пребывания ребенка не подвергается тщательному исследованию.
В каждом конкретном случае следует проводить профилактику и коррекционную работу, исходя из особенностей ситуации, индивидуальноличностных характеристик дошкольника, специфики семейной и социальной ситуации и прочих факторов [3]. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать проблему страхов в психолого-педагогической литературе.
2. Выделить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Изучить взаимосвязь между уровнем воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать программу психологического сопровождения по снижениюстрахов детей дошкольного возраста.
Объекты исследования: воображение и страхи детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: взаимосвязь воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста....
Таким образом, в результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст - является сенситивным периодом активного развития воображения у детей. Воображение - это психический процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. Оно связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами. Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них - это появление детских страхов. Необходимость развития знаний в этом направлении определило актуальность темы исследования.
Диагностика уровня воображения показала, что для 50 % был характерен средний уровень воображения. Дети, в целом, принимали задачу и действовали самостоятельно. Процесс рисования сопровождала вербализация, ребенок проговаривал, что он выполнял в данный момент. В некоторых случаях дети дорисовывали объект, но это были схематичные рисунки. Другие дети изображали предметы более детально, фантазировали по ходу выполнения задания. В основном, для данной группы детей характерно было обрисовывание предложенной фигуры, т.е. ребенком предлагаемая фигура рассматривалась как центральная фигура, которая, дополнялась внешними линиями, штрихами, например, из фигуры круг получалось солнышко, цветочек. Рисунки не отличались оригинальностью, были типичными для многих.
У 30 % детей был выявлен высокий уровень воображения .Дети принимали задачу на построение образа, рисовали оригинальное, необычное, очень активно и с удовольствием дорисовывали фигуры, придумывали оригинальные ответы. Образ и детали рисунка были в большинстве своем проработаны, в отдельных случаях наблюдалось и схематическое прорисовывание. Для данной группы детей также характерно было обрисовывание предложенной фигуры, т.е. ребенком предлагаемая фигура рассматривалась как центральная фигура, которая, дополнялась внешними линиями, штрихами, получалось солнышко с глазами, носом
В данной эмпирической выборке было выявлено, что 90% детей среднего дошкольного. возраста имеют большое количество страхов, т.е. выше нормы. Данные показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать страхи различных видов и разной степени интенсивности. Такие дети могут расценивать ситуации, с которыми они сталкиваются в реальной действительности, например, ситуации взаимодействия с другими людьми или просмотр фильмов и мультфильмов, как травмирующие, опасные, угрожающие. У 10% детей среднего дошкольного возраста (2 ребенка) количество страхов соответствует норме, очевидно, что ситуации с которыми сталкиваются дети, не вызывают беспокойства
Преобладающим видом страха являются вымышленные персонажи. Многие дети боятся, вымышленных существ или действительных предметов, которые очеловечиваются. Очень часто «запугивание» осуществляется со стороны родителей и воспитателей в воспитательных целях. Беседа с детьми позволила выделить, что чаще дети боятся различных мистических существ: (чаще всего - драконообразных, Кощея, змея Горыныча); «фантастических нелюдей», наделенных свойствами человека и животного или волшебной сверхсилой;.
В этот возрастной период просмотренные мультипликационные и художественные фильмы, по всей видимости, оказывают существенное, значимое влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, и проводят к возникновению страхов, тревоги, беспокойства.
Также у детей выражен страх темноты, страх страшных снов, он характерен для 85% детей и страх потеряться, выявлен у 75% детей. Кроме этого, достаточно высокий процент страхов у детей связан с животным 55%, а также страх уколов, медицинских манипуляций 50%. В меньшей мере у детей выражен страх высоты, этот страх свойственен для 20% детей. Кроме этого, в меньшей мере выражен страх родителей (мамы и папы), и страх наказания, его имеют 20% детей, мы можем предположить, что в большинстве семей преобладает позитивная атмосфера и доверительные отношения между родителями и детьми. Страх резких звуков присущ только лишь 10% детей исследуемой выборки, а страх огня и заболеть имеют лишь 5% детей....
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб, пособие для студентов педвузов. М.: Академия; 2000. 400 с.
2. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! Дошкольное воспитание. 1994. 66 - 68 с.
3. Вард И. Фобия. М.: Проспект; 2002. 78 с.
4. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью. М.:Феникс; С.2006
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк : кн. для учителя. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
6. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. СПб, 1977.
7. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. -48 с.: ил.
8. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книгадля воспитателя дет. сада. М.: 1992. 214 с.
9. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы - 1994.-114 с.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского Е.А. Панько. Минск.: 1997. 237 с.
11. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск: Университет, 2005. 237с.
12. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? - М. : Знание, 1994. - 160 с.
13. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников
14. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / Вопросы психологии. 1980.
№2. С. 107-114.
15. Жигарькова О. Время тревожных детей / Психологическая газета. 2001. №11. С. 6-7....65