Введение 3
1. Теоретическое обоснование повышения уровня техники выполнения
бросков баскетболистами 13-14 лет 6
1.1. Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания
школьников основной школы 6
1.2. Характеристика возрастных особенностей детей среднего школьного
возраста 11
1.3. Характеристика, классификация и значение бросков в современном
баскетболе 13
1.4. Требования к современным броскам и методика начального
обучения 17
1.5. Методические приемы меткости бросков мяча в корзину у
баскетболистов среднего школьного возраста 22
2. Организация и методы исследования 33
3. Экспериментальное обоснование средств повышения уровня техники
выполнения бросков детей среднего школьного возраста на занятиях баскетболом 36
3.1. Разработка и обоснование упражнений, направленных на повышение уровня техники выполнения бросков баскетболистами среднего
школьного возраста 36
3.2. Обсуждение результатов исследования 37
Заключение 42
Практические рекомендации 44
Список литературы 46
Приложение 49
Баскетбол как спортивная игра завоевала признание в большинстве стран мира. Большое внимание уделяется занятиям баскетболом в общеобразовательных школах.
Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.
В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников (Матвеев Л.П., 1995) баскетбол является одним из средств
физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. И одним из важнейших технических приемов являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Игроки любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно [26].
Точность броска зависит, прежде всего, от техники - доведенной до автоматизма, стабильной и рациональной, а также от психологических свойств - смелости и уверенности в своих действиях, собранности, умения противостоять сопернику. Поставить правильный в техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его.
Броском мяча школьники начинают обучаться с 5-го класса. Наиболее фундаментальные исследования, в какой-то мере касающиеся обучению метким броскам мяча по кольцу, проводили А.К. Астафьев, 1963; В.Г. Луничкин, 1969 А.Ш. Касымов, 1973; СВ. Голомазов, 1973, Р.С. Мозола, 1975; В.А. Ромейко, 1987; Н.В. Фураева, 2001 и др. Однако в доступной нам литературе недостаточно точно охарактеризованы динамика и результативности бросков, что обеспечивает надежность. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.
Опираясь на выше сказанное, мы считаем, что тема дипломной работы является актуальной для учителей физической культуры и тренеров- преподавателей баскетбола.
Объектом исследования: является процесс обучения детей 13-14 лет на занятиях баскетболом.
Предмет исследования - повышение уровня выполнения бросков у детей 13-14 лет на занятиях баскетболом.
Целью дипломной работы является изучение влияния специальных упражнений на повышение уровня техники выполнения бросков у детей 13 - 14 лет занимающихся баскетболом.
Гипотеза: предполагалось, что использование специальных физических упражнений на занятиях по баскетболу позволит качественно повысить уровень техники выполнения бросков по кольцу у детей 13-14 лет.
Следовательно, основными задачами работы являются:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на повышение уровня техники выполнения бросков детьми 13-14 лет на занятиях по баскетболу.
3. Провести эксперимент с целью определения эффективности влияния предложенных комплексов упражнений и на основе полученных данных сделать вывод.
Методы исследования
1. Изучение научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Контрольные упражнения.
4. Методы математической статистики.
Практическая значимость. Считаем, что данные экспериментального исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора о целесообразности использования применяемых средств обучения технике бросков.
В результате анализа и обобщения литературных данных, изучения передового опыта учителей физической культуры, собственных педагогических наблюдений нами установлено следующее: чтобы добиться высших спортивных результатов баскетболист обязан владеть полным объемом разнообразных приемов техники и тактики, правильно применять их в игровой обстановке. Технико-тактическая подготовка баскетболистов является главным этапом в формировании спортсмена, поэтому каждый баскетболист должен стремиться к этой стадии. Техника игры в баскетбол многообразна. И одним из важнейших технических приемов являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре.
Средний школьный возраст - это ступень к высоким результатам. В этом возрасте происходят изменения во внутренних органах, формируется скелет, мышечная система. Все эти процессы, несомненно, влияют на совершенствование техники выполнения бросков. На основе анализа литературы был сделан вывод о необходимости разработки специальных упражнений ориентированных на повышение техники выполнения бросков у баскетболистов 13-14 лет (содержание упражнений представлено в тексте).
Выявлено, что на основании результатов выполнения контрольных упражнений, предложенные нами специальные упражнения способствовали улучшению техники выполнения бросков у баскетболистов 13-14 лет, что выражается в увеличении результатов: по абсолютному большинству позиций учащиеся экспериментальной группы на конец эксперимента показали результаты, превосходящие аналогичные данные в контрольной группе. Так высокий оценочный балл техники выполнения бросков к концу исследования в экспериментальной группе показали 31,3% учащихся по сравнению с 0% учащихся в начале исследования. В контрольном классе высокий оценочный балл в конце исследования показали 6,3% учащихся, по сравнению с 0% учащихся на начало исследования, при таком же количестве проводимых учебно-тренировочных занятий в неделю, как в экспериментальной группе. Прирост показателей развития двигательных качеств у юных баскетболистов экспериментальной группы составил 31,3%, что выше на 25% показателей контрольной группы.
Результаты исследования позволяют нам практически убедиться в эффективности предложенных специальных физических упражнений на уровень техники выполнения бросков детей 13-14 лет, занимающихся баскетболом.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается. Действительно, использование специальных физических упражнений на занятиях по баскетболу позволяет качественно повысить уровень техники выполнения бросков по кольцу у детей 13-14 лет.
Мы надеемся, эта работа будет хорошим помощником для тренеров по баскетболу при обучении такому сложному и серьезному блоку подготовки, как технико-тактическая школа баскетбола.
1. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 1985.
2. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры, /под общ. ред. Ю.М. Портнова/. 6-е издание, переработонное. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
3. Баскетбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общей ред. И.А. Водянниковой, В.Б. Гантова, В.Н. Левинова. - М.: 1984.- 154с.
4. Баскетбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.:
Физкультура и спорт, 1982.
5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988.-208с.
6. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М/. Физкультура и спорт.
7. Белов С.А. Секреты баскетбола. - М.: 1982. - 198с.
8. Волков В.М. Возрастные и индивидуальные особенности. - Смоленск: «Подросток и физическая культура» 1971.-145 с.
9. Вопросы психологии спорта / Под ред. Пуни А.Ц. - М.: ФиС. - 1955. - 190с.Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол. - Минск, 1986.
10. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. - М.:
«Просвещение», - 1965. - 243с.
11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов. - М.: «Академия». - 2000. - 288с.
12. Гомельский А.А. Будни баскетбола. - М.: 1964. - 99с.
13. Гомельский А.А. Тактика баскетбола. - М.: 1966. - 175с.
14. Гомельский АЛ. Баскетбол: секреты мастерства: 1000
баскетбольных упражнений. - М., 1997.
15. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов.
Физкультура/спорт, 1967....45