Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников 7
1.1. Проблема группового лидерства. Особенности проявления группового
лидерства в младшем школьном возрасте 7
1.2. Стиль семейного воспитания как фактор развития лидерских качеств у
младших школьников 22
1.3. Приемы и методы работы с детьми и родителями, направленные на
развитие лидерских качеств у младших школьников 30
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития лидерских качеств у младших школьников 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 47
2.3. Программа работы с родителями, направленная на оптимизацию стиля
родительского воспитания 60
Выводы по Главе II 65
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 73
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви , когда семья создает у ребенка потребность быть признанным , способность сопереживать и радоваться другим людям , нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Все эти условия создает для ребенка семья. Ведь именно семья выступает как первый воспитательный институт , связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Представленная работа посвящена теме «Влияние стиля семейного воспитания на формирование лидерских качеств у младших школьников».
Проблема лидерства традиционно вызывает большой интерес в науке. И точно также тема лидерства связывает фундаментальные и прикладные исследования в социальной психологии . Представители отечественной науки (Г.М. Андреева, И.П. Волков, Н.С. Жеребова, Б.Д. Парыгин, и др.) проявили интерес к данной проблематике после 60-го года прошлого века, организуя ряд экспериментов, главными участниками которых были дети школьного возраста. Аспекты проблемы лидерства нашли отражение также в работах В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, Л.М. Митиной, А.В. Петровского и др.
Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Так как в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать , чтобы установить отношения с окружающими людьми . Также формируется умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании . Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Необязательно, чтобы родители сами были лидерами, важнее чтобы им присуще были такие черты характера как уважение ко всем , умение считаться с мнением других людей и находить выход из трудных ситуаций , а также способность отвечать за свои поступки . Настоящие лидеры вырастают там, где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Воспитание ребенка - это ежедневная работа, требующая от родителей терпения и умения быть во всем хорошим примером. Лидеры вырастают в семьях, где родители сами живут в атмосфере понимания, взаимопомощи, доброжелательности и любви. В атмосфере унижения и жестокости, насилия и пренебрежения любой талант погибает.
Младший школьный возраст - это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития....
В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться. Лидерство — один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера . Поэтому важно проводить целенаправленное развитие у ребенка лидерских качеств.
Младший школьный возраст - это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «лидерство», его структура, типология. Сделан обзор теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также рассмотрено семейное воспитание как фактор, влияющий на развитие лидерских качеств.
В экспериментальном исследовании мы изучили особенности развития лидерских качеств у младших школьников, стили семейного воспитания, которых придерживаются их родители, и смогли проследить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем развития лидерских качеств у детей.
Подводя итоги по результатам исследования можно говорить о том, что стили воспитания «кооперация», «принятие», «симбиоз» в большей степени способствуют формированию у ребенка лидерских качеств, общительности, активности, что способствует высокому статусу ребенка в группе.
На основе полученных результатов нами была предложена программа работы педагога с родителями , направленная на оптимизацию стиля семейного воспитания с целью более эффективного развития лидерских качеств у детей.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в учете гендерных особенностей проявления лидерских качеств младших школьников , признаков детского лидерства, влияния семьи на развитие лидерских качества также анализе приёмов и способов , способствующих развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, в ом числе, за счет оптимизации стиля семейного воспитания .
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей развития лидерских качеств у младших школьников в зависимости от стиля семейного воспитания. Разработанная на основе этих выводов формирующая программа является способом оптимизации стиля воспитания в семье, а следовательно, повышения уровня развития лидерских качеств у младших школьников.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны учителям средних общеобразовательных школ, практическим психологам, а также студентам, интересующимся данной проблемой .
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология М.: Академический проект, 2006
2. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 256
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - 5-е изд и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 702 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М: Просвещение, 1989. - 224 с.
5. Бендас Т. В. Гендерная психология. - М., 2006.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Варга А.Я., Столин В.В. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Московского университета. Серия 14 - Психология -1986 - № 4. - С,78-92.
8. Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи // «Экспериментальная и прикладная психология». Л., 1971, вып. 4. с. 17-22.
9. Волков И.П., Минина Л.Г., Хрящева Н.Ю., Шалыто А.Ю. Динамика лидерства в детском коллективе //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
10. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1972.
11. Вульфов Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе. //Воспитание школьников. - 1991. - №1
12. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии, 1995. - №2
13. Детское лидерство. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.bibliofond.ru
14. Дубовская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах. Дисс. канд. психол. наук. М., 1984.
15. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера. //Воспитание школьников, 2006. - №5. - С. 23-25....51