Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ влияния стратегий родительского
воспитания на школьную мотивацию подростка 7
1.1 Исследования литературы в области детско- родительских
отношениях 7
1.2 Стратегии родительского воспитания подростка 16
1.3 Особенности учебной мотивации подростка 23
Глава 2. Реализация стратегий родительского воспитания в контексте
школьной мотивации подростка 30
2.1 Педагогические условия реализации стратегий родительского воспитания
на школьную мотивацию подростка 30
2.2 Педагогическая модель реализации стратегий родительского воспитания
на школьную мотивацию подростка 42
2.3 Анализ резуДтата педагогической модели реализации стратегий
родительского воспитания на школьную мотивацию подростка 52
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложение 74
Родители это особая группа людей, играющая в воспитании личности основную, долговременную и важнейшую роль в жизни каждого подростка. Однако, достаточно большое количество родителей не имеют по каким- либо причинам создать благоприятные условия для полноценного развития подростка. Учитывая то, что родительство имеет огромное социальное влияние, поскольку влияет на развитие и благополучие института семьи и общества в целом, следовательно, необходимо содействие в становлении эффективного родительства. Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания школьника. Положительное воздействие семьи на личность подростка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей -матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. Родительская семья является первичной социальной средой для ребенка, средой социализации. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается подросток, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия школьника. В общении подростка с взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности как в жизни , так и в школьной среде [3,с.35]. В процессе воспитания учащегося подросткового возраста в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к подростку, активная позиция деятельности ученика, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия со школьником, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания. Одним из основных компонентов процесса воспитания в семье является стиль родительского воспитания. Обычно исследования детско-родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно в подростковый период развития рассматривается как пассивная реактивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем. Влияние родителей на развитие подростка очень велико. Подростки, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Актуальность исследования обусловлена тем, что тесное переплетение социальных и познавательных мотивов, в совокупности составляющих школьную мотивацию подростка являются, в первую очередь, результатом влияния родителей, которыми он воспитываются. На сегодняшний день, существует большое количество классификаций воспитания ребенка в семье (Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, З.В. Баерунас, Б.Н. Алмазов и др.), психологическая методика же для диагностики семейных отношений разработана впервые В.Ю. Юстицким и Э.Г Эйдемиллером. Изучение некоторых факторов, влияющих на эффективность родительства, составляет одним из важных моментов содействия его анализу. Так, на основе системного подхода Овчаровой Р.В. и Ермихиной М.О. была выведена классификация факторов, которые формируют родительство, включающие группы внешних факторов (общественное влияние; влияние родительской и собственной семьи) и внутренних (уровень развития самой личности). Так же следует акцентировать внимание на изучение влияния негативных личностных особенностей родителей на общее состояние подростка (А.И.Захаров, А.С. Спиваковская), но следует отметить, что влияние позитивных личностных особенностей родителей на родительство остается мало изученным. Тем самым обусловлена потребность в исследовании личностной зрелости как фактора формирования эффективного родительства (А.А. Реан).
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы....
Анализ литературных источников показал, что понятие «мотивация», «мотив», «учебный мотив», «мотивация учения», «детско-родительские отношения» в работах различных исследователей трактуются по-разному. В рамках нашего исследования мы придерживались понимания влияния стратегий родительского воспитания на учебную мотивацию подростка. Таким образом, мы предположили, что построению мотива подростков может способствовать развитие у них мотивационных факторов путем активной поддержки со стороны семьи. По нашему мнению, это должно привести к формированию мотива у учащихся в процессе совместной деятельности, что, в свою очередь, повлияет на повышение уровня учебной мотивации. В данной работе было установлено, что у подростков развитие мотивации к обучению не может долго поддерживать уровень мотивации к обучению и постепенно теряет свое значение, без контроля со стороны взрослых. Поэтому очень важно в средних классах указать особую значимость детско- родительских отношений, которые смогут повлиять на учебный процесс подростка.
В результате анализа литературы было выявлено, что проблема повышения уровня учебной мотивации у подростков на основе влияния детско- родительских отношений изучена не полностью. Также, анализ результатов данного исследования показал, что у большинства учащихся в средних классах низкий уровень учебной мотивации и не все родители осознают, что их влияние в школьной жизни подростка имеют большую значимость. В свою очередь, для многих подростков очень важен внешний фактор, который выступает в качестве побудительной роли, хотя не все школьники могут это осознавать. Одна из важнейших задач педагогической работы заключается в том, чтобы родительское влияние стало побуждающим, реально действующим фактом.
Данное исследование показало, что многие школьники средних классов обладают значительными потенциальными возможностями для повышения уровня учебной мотивации, в свою очередь, это зависит насколько родители, будут интересоваться школьной деятельностью подростка. Одной из главных задач обучения и консультации взрослого состава является формирование активной позиции родителей к школьной деятельности подростка. На основании полученных результатов исследовательской работы была теоретически обоснована и разработана педагогическая модель повышения уровня активности родителей в школьной деятельности подростка, которая в свою очередь положительно влияет на уровень учебной мотивации школьника. Предложенная нами педагогическая модель реализуется через мотивационный, операционно-познавательный и консультирующий этапы деятельности во время родительских собраний в общеобразовательной школе. В рамках нашего эксперимента во время родительских собраний решались следующие педагогические задачи: 1) формирование у родителей необходимых представлений о школе и обучении подростка; 2) формирование положительного эмоционального отношения в семье; 3) формирование опыта совместной со своим ребенком учебной деятельности. Для организации деятельности по повышению активной позиции родительского состава в школьной деятельности подростка мы определили некоторые установки к процессу организации различных мастер- классов, тренингов и консультаций, для успешного выполнения исследования. Тем самым, были реализованы цели и задачи. Также подтверждено предположение о том, что активное влияние родителей на школьную жизнь подростка повышает уровень учебной мотивации школьника. И если при организации учебного процесса использовать разработанную нами педагогическую модель повышения уровня учебной мотивации на основе влияния детско- родительских отношений, то можно увидеть положительное изменение в успеваемости подростка. С помощью основных методов исследования учебной мотивации подростков, а именно диагностики отношения родителя к своему ребёнку, с помощью тестов- опросников, разного вида анкетирования, позволяющих выявить степень выраженности предметного и личностного начала, их содержательное наполнение и особенности стиля воспитания ребенка. Решающими предпосылками для работоспособности мотивационной системы являются интерес, социальное признание и самооценка, основывающаяся на восприятии человека другими людьми, а именно - родителями. Подросток стремится иметь хорошие отношения с другими людьми, на это ориентирована центральная мотивация. Тем самым можно сказать, анализируя психологическую литературу по проблеме исследования, выявлено подтверждение гипотезы о том, что стратегии родительского воспитания действительно оказывают решающее влияние на учебную мотивацию подростков.
1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 2007.- №2.- с.60-72.
2. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.- 2002.- 46с.
3. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.- 2004.- №6.- с.155-164.
4. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар / Перев. С англ. Н.Рассказовой, А. Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.- 528с.
5. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 2006.- №1.- с.122-127.
6. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2008.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
8. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 2004.- т.4.
9. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 2001.- №4.- с.84-92.
10. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социальнополитический журнал.- 2003.- №6.- с.74-87.
11. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М.: Форум, 2004.- 258с.
12. Дробот О. Любить друг друга - значит смотреть не на друг друга, а в одну сторону // Семья и школа.- 1999.- №10.- с.10-13.
13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001.320с.
14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 567с.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 237с....35