Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА 8
1.1. Формирование диалогической речи в онтогенезе 8
1.2. Формирование диалогической речи при ОНР 22
1.3. Характеристика видов темперамента 3 0
1.4. Особенности проявления темперамента у дошкольников 39
1.5. Анализ литературы по проблеме темпераментных особенностей 43
детей с речевыми нарушениями
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО 46
АНАЛИЗ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
Эксперимента 46
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 6 0
2.3. Методические рекомендации по формированию
диалогической речи детей с ОНР III уровня имеющими разные темпераментные характеристики 76
Заключение 97
Список литературы 100
Приложения 108
В современных условиях развития дошкольного образования многие специалисты исследователи ( Нищева, Лопатина, и др.) отмечают стремительный рост речевой патологии. Это обусловлено многими причинами как биологического, так и социального характера. По мнению исследователей наиболее распространенной патологией речи у детей старшего дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Для детей с общим недоразвитием речи III уровня характерны низкий уровень развития связной устной речи и эмоциональности общения. Дети испытывают затруднения с вступлением в контакт и способностью поддержать разговор с оппонентом, построить диалог. Им сложно отвечать на вопросы придерживаясь заданной темы , а так же самостоятельно, логично и последовательно формулировать свои вопросы. Однако, вся группа детей с третьим уровнем недоразвития речи очень неоднородна и по проявлению речевого расстройства, и по внутренним механизмам, обуславливающим недоразвития ребенка [103].
Р.А.Белова - Давид в своих работах указывает на то, что дети с недоразвитием речи по своим характерологическим особенностям делятся на две категории: с повышенной возбудимостью нервной системы и склонностью к реакциям тормозного типа. Первым детям свойственна быстрая смена настроения, легкий переход от слез к радости, суетливость, двигательное беспокойство, отвлекаемость во время занятий и игр, большая эмоциональность. Вторая группа детей имеет патологическую инертность нервных процессов, составляющих основу тормозной психики, проявляется это в однообразии положительных и отрицательных эмоций с трудным переходом из одного состояния в другое, чаще отрицательный фон настроения [107].
Каждый ребенок обладает своими темпераментными характеристиками, эти особенности отражаются на его деятельности , его личностном развитии, в протекании всех психических процессов, оказывают влияние на его поведение и коммуникацию. Опираясь на сильные и обходя слабые стороны возможно активизировать процесс обучения, сделать его для ребенка более приятным, доступным ,а главное эффективным [84].
Следовательно, развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста актуально, так как ее формирование носит специфический характер, на который влияет протекание нервных процессов и особенности темперамента.
При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема изучения и развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи с учетом типа темперамента, его индивидуальных темпераментных особенностей изучена недостаточно.
Анализ литературы по теме формирования диалогической речи и темпераментным особенностям детей выявил следующие несоответствия и противоречия:
• Низким уровнем сформированности речи (в частности диалогической речи) старших дошкольников с ОНР и необходимостью ее как средства общения и орудия мышления.
• Практической потребностью для успешной социальной и учебной деятельности.
• Психическими особенностями детей с ОНР: быструю утомляемость, потерю интереса к занятиям, либо повышенную возбудимость и отвлекаемость, как следствие медленное и осложненное освоение материала.
Проблема исследования:
Разработка методических рекомендаций по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями учитывая их темпераментные особенности.....
• Речь для ребенка является ведущим фактором развития, так как влечет за собой развитие мышления и самой личности дошкольника.
• В общении ребенок перенимает и присваивает опыт предшествующих поколений, начинает ориентироваться в окружающей действительности.
• Взрослый постепенно развивает речевые средства и возможности ребенка посредством постепенного усложнения задач речевого общения с ним.
• Одной из основных форм общения является диалог.
Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, акт коммуникации.
Для того чтобы общение сложилось от человека требуются определенные умения: ориентироваться в условиях общения; правильно планировать свою речь, выбирать содержание акта общения и соответствующие ему средства. Быть знакомым с правилами их осуществления - иметь способность воспринимать, понимать, анализировать, мыслить. Нарушение одного из звеньев акта общения не позволит достичь определенных результатов общения.
Медленно и своеобразно идет процесс формирования речи детей с речевой патологией. У детей с выраженным недоразвитием всех сторон речи зачастую наблюдается и психическая недостаточность: слабость памяти, низкая концентрация внимания, отвлекаемость, отсутствие активности либо гиперактивность, утомляемость, инертность нервных процессов. Детей с речевой патологией можно разделить на две категории: имеющих повышенно возбудимый тип нервной системы и с преобладанием тормозных реакций. Говоря о динамической характеристике психической деятельности ребенка: силе психических процессов, их устойчивости, скорости протекания, мы говорим о темпераменте.
Мы провели исследование, направленное на выявление влияния темпераментных характеристик на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Проанализировав данные, мы выявили:
6 человек ( 30% ) имеют низкий уровень развития диалогической речи, из них:
• 3 человека имеют флегматический тип темперамента (15%)
• 2 человека - сангвинический ( 10%)
• 1 человек - меланхолический ( 5%)
11 детей ( 55% ) имеют средний уровень диалогической речи, из них:
• 7 человек - сангвиники ( 35%)
• 2 человека - холерики (10%)
• 1 человек - флегматик ( 5%)
• 1 человек - меланхолик (5%)
3 детей ( 15%) имеют высокий уровнь развития диалогической речи, из них:
• 2 человека - сангвиники (10%)
• 1 человек - холерик ( 5%)
Большинство детей исследуемой группы с низким уровнем развития диалогической речи имеют флегматический тип темперамента, то есть данный тип темперамента влияет на низкую сформированность диалогической речи. Дети с флегматическим типом темперамента обладают малой активностью, малоразговорчивы, не инициативны. Процессы торможения при данном типе темперамента преобладают над процессами возбуждения. У детей имеющих низкий уровень развития диалогической речи не встречается холерический тип темперамента, это обусловлено тем, что дети с данным типом проявляют высокую активность, инициативу в общении - энергичны, разговорчивы, несмотря на недостатки речи.
Большинство детей со средним и высоким уровнем развития диалогической речи имеют сангвинический тип темперамента, так же встречается холерический тип. Соответственно эти типы темперамента благотворно влияют на формирование диалогической речи, что объясняется высокой активностью, инициативностью в общении - энергичны, разговорчивы, несмотря на недостатки речи.
На основании полученных данных разработаны методические рекомендации по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, учитывая их темпераментные особенности.
Таким образом, наша гипотеза о том, что:
1. у детей дошкольного возраста с ОНР имеются особенности диалогической речи, затрудняющие их общение, а так же специфика протекания психических процессов. Поэтому будет наблюдаться влияние темпераментных характеристик на формирование диалогической речи.
2. мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеющих возбудимый и оживленный тип (холерики, сангвиники), уровень развития диалогической речи будет выше, чем у детей имеющих тормозной тип (меланхолики, флегматики).
3. выявленные особенности будут положены в основу разработки методических рекомендаций направленных на формирование диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня учитывая их темпераментные характеристики.
Подтвердилась.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута.
1. Аверьянов, М.Д. Детская психология. - М., 1998. - 364 с.
2. Айзенк, Г., Сарджет К. Проверьте свои экстрасенсорные способности: тесты, игры. М., 1997. - 230 с.
3. Ахутина, Т.В., Полонская, H.H., Пылаева, Н.М., Цветкова, Л.С. Исследование диалогической речи у больных с афазией // Дефектология. - М., 1987. - N 5. - с. 23-27.
4. Бабич, Н.А. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. - М., 1984. -N 2. - с. 67-74.
5. Беккер, К.П., Совак, М.А. Логопедия. - М.: Медицина, 1981. - 288с.
6. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников / Р.А. Беловой - Давид. - М.: Просвещение, 1972. - с. 32-82.
7. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990. - 180с.
8. Богданов - Березовский, М.В. Неговорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. - СПб., 1909. - 63с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. -464с.
10. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. -96с.
11. Борякова, Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: Дис...канд.психол.наук. - М., 1983. -155с.
12. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983. - 94с.
13. Брушлинский, А.В., Поликарпов, В.А Мышление и общение. - Минск, 1990. - 212с.
14. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2009. - 158 с.
15. Выготский, JI.C. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН, 1956. - 516с....112