Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ 5
1.1 Устойчивость внимания 15
1.2 Объем внимания 20
1.3 Распределение внимания 21
1.4 Переключение внимания 23
1.5 Свойства внимания, характерные для юных ориентировщиков 27
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.2. Характеристика методов исследования 30
2.3 Организация исследования 35
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1. Усовершенствованная методика развития внимания у старшеклассников
16-17 лет 37
3.2. Результаты исследования и их анализ 38
ВЫВОДЫ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Спортивное ориентирование - это совсем молодой и ускоренно растущий вид спорта. Он хорошо совмещает в себе как физические нагрузки, так и умственные. На фоне непрерывно меняющихся внешних условий, от спортсменов требуются быстрая и строгая оценка сложившихся ситуаций, умения мгновенно мыслить и принимать решения по выбору наиболее выгодного варианта.
Актуальность исследования. В спорте высших достижений в спортивном ориентировании физическая и технико-тактическая подготовленность спортсменов ориентировщиков находится примерно на одинаковом уровне, результат участника во многом зависит от психологической готовности к соревнованиям. По данным социологического опроса, большая часть ошибок на дистанции происходит из-за недостаточного сосредоточения внимания перед стартом и на дистанции, снижения или потери концентрации внимания на фоне усталости и под влиянием стресса, отвлечения на зрителей и соперников.
Таким образом, внимание является одним из решающих факторов спортивного успеха, поэтому исследования в этой области являются актуальными.
Цель нашей работы: исследование особенностей свойств внимания в тренировочном процессе ориентировщиков 16-17 лет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить по литературным источникам свойства внимания, характерные для ориентировщиков 16-17 лет.
2. Провести тестирование свойств внимания ориентировщиков 16-17 лет.
3. Обосновать влияние занятий спортивным ориентированием на развитие внимания ориентировщиков 16-17 лет.
Методы исследования:
Для решения выдвинутых задач в работе использовались следующие методы исследования:
анализ научно - методической литературы;
тестирование свойств внимания;
статистические методы обработки экспериментальных данных.
Объект исследования: тренировочная деятельность спортсменов ориентировщиков 16-17 лет.
Предмет исследования: характеристики внимания, свойственные для спортивного ориентирования (объем, устойчивость, способность к концентрации, переключаемость, распределение).
Гипотеза: предполагалось, что занятия спортивным ориентированием положительно повлияют на развитие внимания у школьников 16-17 лет если будет:
1. Изучены литературные источники свойств внимания, характерных для ориентировщиков 16-17 лет.
2. Проведено тестирование свойств внимания ориентировщиков 16-17 лет.
3. Обосновано влияние занятий спортивным ориентированием на развитие внимания ориентировщиков 16-17 лет.
1. литературные источники, определили внимание относительно устойчивую умственных способностей , проявляющей в сферах практической теоретической деятельности.
ориентировщикам в спортивной деятельности, первую очередь следующие способности : распределение внимания, внимания, объем и устойчивость .
2. Для определения внимания нами подобрали тесты: « внимания» - тест «, ямка, воронка», « внимания» - тест « линии», «распределения » - тест «Красно - таблица», «объема » - тест «кругляшки».
3. основании полученного материала установлено, достоверные положительные произошли в : устойчивость внимания. после эксперимента спортсменов - ориентировщиков , сохранились обостренными способности - устойчивость .
Недостоверные изменения в тестах: внимания, переключение и объем . На основании мы можем о том, под действием нагрузок у - ориентировщиков идет , незначительное изменение .