Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности физического развития и
подготовленности обучающихся 10-11 лет 5
1.2. Комплексные и специализированные занятия по футболу для
обучающихся 10-11 лет 15
1.3. Оценка способностей к занятиям футболом 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ
ФУТБОЛОМ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 39
3.1. Обоснование и разработка программы занятий футболом обучающихся 10-11 лет на уроках физической культуры 39
3.2. Проверка эффективности разработанной программы занятий футболом для физического развития и подготовленности обучающихся 10-11 лет на
уроках физической культуры 42
Заключение 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
В настоящее время все больше специалистов в области физической культуры и спорта обращают внимание на необходимость сохранения здоровья и высокой работоспособности детей, а также стремятся содействовать гармоничному развитию способностей и свойств. Ведь именно в школьном возрасте должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека.
Актуальность исследования заключается в том, что с появлением компьютеров, смартфонов и планшетов резко сократилась двигательная активность людей и, что важно, детей. Всё это ведёт к недостаточной физической нагрузке, следовательно, к болезням. Тема развития физических качеств, конечно же, достаточно освещена в исследованиях в области физической культуры и спорта, однако исследования эти в большинстве носят общий характер.
Игра в футбол требует разносторонней подготовки, большой выносливости, силы, скорости и ловкости, сложных и разнообразных двигательных навыков. Для реализации этих задач, целесообразно использовать физические упражнения, которые так или иначе направлены на развитие физических качеств. Поэтому, изучение вопроса о влиянии занятий футболом на уровень физического развития и подготовленности обучающихся является таким актуальным.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 10-11 лет.
Предмет исследования: программа занятий футболом обучающихся 10-11 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
практически проверить влияние разработанной программы занятий футболом на физическое развитие и подготовленность обучающихся 10-11 лет во время уроков физической культуры.
Задачи исследования:
1) Анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2) Выявление анатомо-физиологических особенностей обучающихся 10-11 лет;
3) Выявление наиболее эффективных средств и методов футбола для физического развития обучающихся 10-11 лет;
4) Проверка эффективности разработанной программы занятий футболом для физического развития и подготовленности обучающихся 10-11 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что физическое развитие и подготовленность обучающихся 10-11 лет будут эффективными, если во время занятий физической культурой будет применяться разработанная программа занятий футболом с учетом анатомо-физиологических особенностей детей данного возрастного периода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа занятий футболом для физического развития и физической подготовленности обучающихся 10-11 лет, может применяться в общеобразовательных учреждения на уроках физической культуры.
В связи с тем, что юные футболисты имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функций, необходим внимательный индивидуальный подход к занимающимся.
Начальное обучение юных футболистов технике и тактике игры проводится при помощи упражнений, доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений, где юным футболистам приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном занятии более 2-3 технических приемов, проводить двусторонние игры в общепринятых составах на полях стандартных размеров.
Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с учащимися 1го года обучения примерно 50 % времени отводится физической подготовке. На втором году обучения время на физическую подготовку несколько уменьшается за счет увеличения времени на техническую подготовку. Используются доступные средства из программного материала с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств. В зависимости от возраста и сенситивного периода развития физических качеств строится процесс обучения. Необходимо так же учитывать психофизические особенности детей. Следует отметить, что только при достаточном развитии физических качеств, из начинающегося футболиста может получиться высококлассный техничный игрок. Многочисленные исследования ученых дают возможность сделать вывод о значительном улучшении в развитии как физических качеств, так и психоэмоциональных. Исследуя материалы научных трудов, удалось установить, что подготовка высококлассных футболистов - процесс многолетний и кропотливый, требующий сочетания развития личности и функциональных возможностей на всем протяжении занятий избранным видом спорта.
В результате экспериментальной тренировки
подготовительного периода у юных футболистов экспериментальной группы произошел существенный рост физической подготовленности.
Показатели физической подготовленности повысились в обеих группах юных футболистов (статистически достоверно). Вместе с тем, улучшение показателей в основных двигательных тестах у обучающихся экспериментальной группы было значительно больше. Так, величина показателя в модифицированном тесте Купера, отражающая общую выносливость, увеличилась в экспериментальной группе на 9,5 %, тогда как в контрольной группе всего на 4,7 %. Скоростные возможности (тест — бег на 30 м), в экспериментальной группе повысились на 7,6 %, против — 4,0 % в контрольной группе. Показатели скоростно-силовых возможностей увеличились в экспериментальной группе в тестах «прыжок в длину с места» и «3-ой прыжок» соответственно на 9,3 и 10,4 %, а в контрольной на 4,0 и 5,4 %.
На начальном этапе исследования средние показатели физического развития обучающихся экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий (р>0,05) и находились на одинаковом уровне.
После внедрения разработанной нами программы занятий футболом, все результаты в ЭГ улучшились в диапазоне р<0,05-0,001 достоверности, а КГ улучшение было незначительным при р >0,05 уровне значимости.
Таким образом, разработанная программа по футболу и внедренная в учебный процесс по физическому воспитанию обучающихся 10-11 лет способствует их физическому развитию и повышению двигательной подготовленности.
1. Андреев, С. Н. Футбол в школе: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1986. -
• 144 с.
2. Аркин, Е.А. Особенности школьного возраста / Е. А. Аркин. - Ростов-на- Дону, 2016. - 310 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М: ФиС, 2018. - 224 с.
4. Баршай, В.М. Физическое развитие, физическая подготовленность и
работоспособность учащихся и молодежи / В.М. Баршай, Е.И. Рябцева, Ю.А, Янсон. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995. - 160 с.
5. Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2015. - №8. - С.40-41.
6. Бойченко Б.Ф., Скоморохов Е.В. Возрастная динамика факторных структур на этапах отбора юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 1999. - №4. - С.28-29.
7. Бойченко, Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и техникотактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов / Б. Ф, Бойченко. - Краснодар, 2019. - 122 с.
8. Борисенко, Е. Физическая подготовка [Электронный ресурс]: режим доступа
• http://borev.com.ua/coach/fizicheskay-podgotovka.html
9. Вихров, К.Л. Педагогический контроль в процессе тренировки / К. Л. Вихров, В. Г. Догадайло. - М.: ФиС, 2016. - 66 с.
10. Вихров, К.Л. Физическая подготовка юных футболистов / К. Л. Вихров.
• Киев, 2018. - 44 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2017. - 160 с.
12. Воль, А. В. История футбола / А. В. Воль. - М.: Просвещение, 2018. - 56 с.
13. Гагаева Т.М. Психология футбола / Т. М. Гагаева. - М.: ФиС, 2019. - 215 с.
14. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 288 с.
15. Годик М.А., Скоморохов Е.В. Факторная структура специальной подготовленности футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2017.-№7.-С.14-16....53