Введение 3
1. Состояние советского кинематографа в послевоенные годы 9
1946-1953гг 9
1.1. Кино как механизм идеологической пропаганды 9
1.2. Киноиндустрия как отрасль культуры 14
2. Основные художественные направления киноиндустрии как
инструменты воздействия на массовое сознание 21
2.1.Биографические картины: противоборство реальных фактов и
идеологических установок 21
2.2. Образы «идеальных» героев и искажение существующей действительности, воплощенные в кино 39
2.3. Концепция образа «врага» и ее значение в рамках государственной пропаганды 44
3. Методика проведения урока для 9-го класса «Пропаганда советских
«идеалов» через кинематограф в послевоенные годы» 49
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Источники 59
Литература 59
Актуальность исследования влияния кинематографа на массовое сознание граждан СССР в послевоенный период 1945-1953 годов определяется несколькими факторами.
Во-первых, это хронологические рамки исследования - послевоенные годы являются интересным и показательным периодом для изучения, так как это была эпоха восстановления после масштабных потрясений и разрушений Великой Отечественной войны. Безусловно, для коммунистического СССР, как победителя мирового агрессора, и, одновременно, идеологического противника ведущих западных держав, необходимо было не только поддержать свой статус «великой страны», но и продемонстрировать всему миру, что его государственная система функционирует идеально.
Необходимо было наращивать темпы развития экономики, восстанавливать и модернизировать промышленность, наращивать оборонный потенциал, возрождать науку. Важную роль в этих процессах сыграл единый народный дух советского народа, сплоченность, оптимизм, которые культивировались идеологами коммунистической партии.
Необходимо отметить, что окончание войны потребовало существенной корректировки системы пропаганды Советского государства. В первую очередь потому, что советская пропаганда также нуждалась в переходе на мирные рельсы: необходима была смена целей и задач государства под условия мирной жизни. Фактор сплочения населения на основе патриотизма и необходимости победы над врагом перестал быть актуальным, и поэтому нужно было четко сформулировать новые общественные задачи, объединяющие идеи.
Во-вторых, сильно изменившаяся политическая, социальная, культурная конъюнктура требовала оперативной реакции со стороны партийных идеологов, объяснения основных черт нового мирового устройства в русле коммунистической идеологии.
При этом нужно отметить, что многие положения советской внутриполитической пропаганды, которые использовались до начала ВОВ, были сильно обесценены к ее окончанию, и потому не подходили для использования в своем прежнем виде. Нужны были новые ответы власти на вызов времени.
Проблема была в сознания миллионов советских жителей, побывавших в капиталистической Европе и имевших возможность сравнить советский образ жизни с западным. Партийная коммунистическая элита этот момент ясно осознавала.
Основным решением таких идеологических проблем стало увеличение объемов пропаганды с привязкой к новым общественно-политическим условиям и акцент на превосходство советской Родины над странами Запада.
Если говорить об эффективных способах распространения новых идей, то конечно, среди них нужно отметить воздействие на умы населения через искусство. Самым доступным и эффективным видом которого в послевоенное время был кинематограф.
Соответственно, во-вторых, мы можем отметить ключевую роль кино как рычага воздействия на сознание масс.
Кино в послевоенном СССР - это был очень бюджетным вид досуга, и, учитывая отсутствие телевидения как такового для широких масс, очень популярный среди населения. К 1946 году стало ясно, что военная тематика стала лишней, ведь направление вектора развития страны было на строительство коммунизма. А для этого нужны оптимистично настроенные веселые и активные граждане. Поэтому прокат заполняет лёгкое бытовое кино. Конец этой эпохи был положен только спустя десятилетие лауреатом Каннского фестиваля, фильмом «Летят журавли» (1957), который снова полноценно поднял тему войны, хотя при этом и сохранил наследие «бытового» кино....
1946 год был переломным для страны в целом, и особенно для исторического кино. В этом году произошло избрание Верховного Совета СССР 2-го созыва, принятие и начало реализации плана 4-й пятилетки, преобразование народных комиссариатов в министерства, и другие события, свидетельствующие о начале периода мирного развития Советского Союза. 1946 год стал рубежным и для советской культуры. Партийные постановления - о журналах «Звезда» и «Ленинград», о кинофильме «Большая жизнь», о репертуаре театров, о крупных недостатках в организации производства кинофильмов - демонстрировали ужесточение контроля над сферой литературы и искусства, усиление идеологического диктата.
Эти акции задали вектор развития официальной культуры позднего сталинского периода. Была запрещена вторая серия «Ивана Грозного», а первый вариант фильма «Адмирал Нахимов» приказано было переделать. Удар по этим фильмам, с целью выправить развитие исторического кино в соответствии с взглядами политического руководства, был основным содержанием многих принятых мер. Под их воздействием пересматривались и перерабатывались находившиеся в производстве исторические фильмы, вышедшие в следующем 1947 году. Они стали образцами для последующих картин данного жанра.
Советская власть с первых лет своего существования уделяла особое внимание кинематографу как средству идеологической пропаганды «правильного» отношения к существующему строю. Культура, искусство и СМИ находились под строгим контролем со стороны государства. В таких условиях кино становится мощным орудием в руках правящей власти, которое использовалось сообразно текущей политической ситуации в стране.
Особенности послевоенного кинематографа были продиктованы социально-экономическими и политическими условиями, в которых оказалась страна после Великой Отечественной войны.
Ущрб, нанесенный войной этой отрасли был существенным. Кроме материальных разрушений - была уничтожена большая часть кинотеатров и кинопрокатной техники, - необходимо было сменить идеологический курс снимаемых лент, выстраивая его сообразно идеологии мирного, но тяжелого времени. Страна находилась в состоянии экономического и морального упадка- почти в каждом доме, в каждой семье имелись потери среди родных и близких. Тем не менее, внешнеполитические задачи поддержания статуса мировой державы оставались актуальными, что требовало от руководства решительных мер по мобилизации морального духа населения на тяжелый изматывающий труд населения по подъему страны из руин.
Тот краткий период времени, в течение которого СССР не только восстановился после войны, но и перегнал во многом страны Запада и США, по истине можно назвать подвигом советского народа. И в этом подвиге решающую роль сыграл моральный дух и настрой на достижения, на выполнение плана, на патриотизм и работу на благо всей страны, которые были заложены, в том числе и идеологическими средствами пропаганды советского кинематографа.
Основными направлениями идеологической работы в кинематографе послевоенного периода становятся следующие: по части формирования внешнеполитического сознания - формируется образ внешнего «врага», который на текущий момент повержен, однако, не дремлет и нужно быть всегда готовым к его атаке. В целом, формирование образа внешнего врага в сознании советских граждан являлось идеологической основой для ведения «холодной войны» Советским Союзом со странами Запада и Америки.
Внутриполитическая идеология формировалась в сознании советских граждан лентами биографического содержания, призванными вызвать уважение и почет перед самоотверженным трудом ученых, военачальников и других харизматичных представителей самых разных сфер деятельности.
Фильмы 1946-1953 годов мотивировали советских граждан уже на трудовые подвиги, которые были необходимы в условиях послевоенных разрушений....
1. Каплер А. «Я» и «Мы». Взлеты и падения рыцаря искусства Алексей. М.: Книга,1989. С. 287
2. Ромм М. О себе, о людях, о фильмах. М.:Искусство,1982. С. 415
3. «Золушка» (реж. Надежда Кашеверова, Михаил Шапиро, 1947).
4. «Клятва» (реж. Михаил Чиаурели, 1946 год)
5. «Кубанские казаки» (реж. Иван Пырьев, 1949).
6. «Молодая гвардия» (реж. Леонид Пляскин, 1948 год)
7. «Падение Берлина» (реж. Михаил Чиаурели, 1949 год)
Литература
1. Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х годов // Отечественная история. - 2003. - № 6. - С. 42-46.
2. Волков Е.В. «Гитлера необходимо было высмеять» (фильм «Великий диктатор» как сатира на тоталитаризм) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - № 5. - С. 10-15.
3. Гаврилова Т.В. Политика советской власти в отношении кинематографической интеллигенции в 20-30-е годы XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 1. - С. 21-25.
4. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. С.406.
5. Громов Е. С. Сталин: власть и искусство. - М.: Республика, 1998. С.574.
6. Дианов С.А. Пермский обллит накануне и во время великой отечественной войны (1939-1945 годы) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2014. - № 2. - С. 21-25.
7. Добренко Е. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 48
8. Ерофеев К.Б. Образ адвоката в советском кинематографе // Евразийская адвокатура. - 2013. - № 2. - С. 20-24.
9. Есаков В. И академик Павлов остался в России // Наука и жизнь. - 1989. - № 9. - С. 79-80.
10. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: у истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М.: Наука, 1976.С. 303.
11. Зоркая Н. Портреты. - М.: Искусство, 1966. - 312 с.
12. Иванов И.В. Как создавался образ советской науки в постсталинском обществе // Вестник РАН. - 2001. - Т. 71. - № 2. - С. 99-108.
13. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Ред. В. И. Фомин. - М.: Минкульт РФ, ВГИК, 2012. С.2759.
14. История отечественного кино / Отв. ред. Л. М. Будяк. - М.: Прогресс, 2005. С.528.
15. Как я стал режиссером: Сборник. - М.: Госкиноиздат, 1946. С. 340...49