Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАТУРАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 7
1.1. Применение наглядности в преподавании естествознания в 18-19 в.в. ...7
1.2. Методика использования натуральных объектов в преподавании
биологии в 20 веке 14
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАТУРАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ 20
2.1. Живые и фиксированные натуральные средства наглядности их
характеристика 20
2.2. Изучение опыта работы с натуральными средствами наглядности на
уроках биологии описанного в литературе 29
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ НАТУРАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В УСВОЕНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 37
3.1. Методика постановки эксперимента 37
3.2. Результаты эксперимента 39
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральной наглядности в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с натуральными объектами на уроках биологии и во внеурочное время играют важную роль в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Биология как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для решения этих задач. Объясняется это природой обучения биологии, которая требует организации образовательного процесса на основе натуральных объектов как первоисточников знаний. Это важнейшее условие определяет специфику методов обучения, ведущими среди которых становятся наглядные и практические. Большой вклад в решение этого вопроса внесли труды А. Я. Герда, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, И.И. Полянского, Б.В. Всесвятского, К.П. Ягодовского, П.И. Боровицкого, Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской и др. Ими было доказано, что организация педагогического процесса в соответствии с закономерностями процесса познания требует не только развития методики школьного наблюдения и эксперимента в основу которых должны быть положены методы научного познания, но и ведущие роли натуральных объектов как средства обучения.
Непосредственное знакомство обучающихся с видами растений и животных, со строением и функциями организмов, с опытами, раскрывающими процессы жизнедеятельности у живых организмов, способствует получению истинных знаний о жизни живой природы. Использование натуральных объектов помогает обратить внимание учащихся на сам объект изучения, выявить главное в строении, свойствах, познать суть явления, раскрыть существенные признаки понятия.
Работа с натуральными объектами имеет большие преимущества по сравнению с изобразительной наглядностью, так как в этом случае в познании участвуют многие органы чувств, происходит всестороннее восприятие учащимися изучаемого объекта: формы, цвета, размера объекта и др.
Работа с натуральными объектами развивает интеллектуальные качества обучающихся, наблюдательность, самостоятельность, активизирует мышление и стимулирует познавательный процесс к предмету, воспитывает нравственно-эстетические нормы поведения в окружающем мире.
В школьной практике широко распространена демонстрация натуральных средств наглядности. Это объясняется тем, что демонстрацию проще организовать, чем провести лабораторную работу или самостоятельную работу; она не требует большого числа объектов; демонстрация занимает меньше времени, чем проведение лабораторной или самостоятельной работы с натуральными объектами [12].
Однако следует отметить, что демонстрация натуральных объектов менее эффективна, чем самостоятельная работа учащихся с ними. Обучающиеся в процессе демонстрации лишь наблюдают объекты, но не могут взять их в руки, ощутить их вес, объем, рассмотреть их со всех сторон.
Демонстрация натуральных объектов-живых растений, гербарных экземпляров, коллекций, остеологических препаратов, ископаемых остатков и др. находит широкое применение в школьной программе.
В методике преподавания биологии накоплен громадный материал по использованию на уроках натуральных объектов. К сожалению, на данный момент в условиях работы современной школы, в период увлечения новыми техническими средствами работа с гербариями, коллекциями, влажными препаратами и другими традиционными биологическими пособиями несколько ослаблена. Все чаще работа с натуральными средствами наглядности заменяется демонстрацией изобразительных средств наглядности. В связи с этим проблема обеспечения процесса обучения биологии натуральными средствами наглядности и разработки методики их использования в современных условиях работы школы приобретает особую актуальность....
• Проблема использования натуральной наглядности в процессе обучения биологии всегда была актуальна и имеет историческое развитие. Использовать наглядность в учебном процессе предлагали такие ученые методисты как В. Ф. Зуев, А. М. Теряев, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и многие другие. В своих работах они рассматривали классификацию натуральных средств наглядности, разработали методику использования натуральных средств наглядности в процессе обучения.
• Изучение опыта работы учителей биологии позволило выявить, что на уроках преобладают словесно-наглядные методы обучения. В период увлечения новыми техническими средствами, работа с гербариями, коллекциями и другими традиционными биологическими пособиями ослаблена, происходит замена натуральных средств наглядности их изображением.
• Экспериментальное обучение подтвердило, что использование натуральных средств наглядности при организации различных видов деятельности учащихся на разных этапах урока, способствует лучшему усвоению биологических знаний учащихся.
1. Байбородова Л. В. Методика обучения биологии. Пособие для учителя
• М. : Владос, 2003. - 175 с.
2. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение 1983.
3. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания биологии. - М.: Педагогика, 1974. - 224 с.
4. Войтов А. Г. Учебная наглядность. - М.: изд-во «Дашков и К», 2007 г.
5. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для вузов. Владос, 2008.-253 с.
6. В. Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов.
7 класс. УМК "Сфера жизни". (Вертикаль ФГОС). - М.: Дрофа 2014. 256 с.
7. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов.
7 класс учеб. для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа 2013. 255 с.
8. Конюшко В. С., Павлюченко С. Е. Чубаро С. В. Методика обучения биологии. Изд-во Минск, Книжный двор. 2004.-256 с.
9. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике.
• Таллин: «Валгус» 1980. -334с.
10. Лукьянова Н. В. Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в VI классе в основной школе / Москва «Просвещение» 2005 г. Автореферат.
11. Марина А. В. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» - М.: Дрофа. - 2015. - 398 с.
12. Мягкова А. Н., Бровкина Е. Т., Калинова Г. С. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. - М.: Педагогика, 1988.
• 192 с.
13. Максимова В. Н., Ковалева Г. Е., Гольнева Д. П. Современный урок биологии. - М.: Просвещение 1998 г.
14. Медовая А. Г. Наглядные средства обучения на уроках ботаники. - М.: Просвещение 1966 г.
15. Никишов А. И. Методика обучения биологии в школе: Методическое пособие. - М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2014.-183 с....30