Введение 3
1. Литературный обзор 6
1.1 Возрастные особенности развития подростков 10-12 лет 6
1.2. Игра как способ организации двигательной деятельности 12
1.3. Общая характеристика подвижных игр 15
1.4. Значение подвижных игр 18
1.5. Использование подвижных игр в физической подготовке 24
1.6. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств 27
учащихся 10 - 12 лет 27
2. Методы и организация исследования 34
2.1. Методы исследования 34
2.2. Организация исследования 34
3. Результаты исследования и их обсуждения 37
Выводы 45
Список используемых источников 46
Приложение 49
Поиск наиболее доступных средств, повышающих двигательную активность, изучение влияния и значения их в современном обществе, внедрение их в повседневную жизнь является одним из направлений исследования ученых и специалистов в области физической культуры и спорта.
Волейбол довольно известная игра, причем его популярность все возрастает. Он является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. Данная игра создает предпосылки для формирования у подрастающего поколения социально ценного и профессионально значимого комплекса психических качеств и свойств личности. Высокий уровень спортивных результатов в современном волейболе требует от спортсменов не только всесторонней физической подготовки, но и эффективного овладения специальными физическими качествами. Игра в волейбол требует постоянной максимальной двигательной и психологической активности. Здесь спортсмен не имеет возможности выключиться из игрового эпизода.
Прогресс большого спорта, новые задачи, стоящие перед подготовкой спортсменов, вызывают необходимость более гибкого сочетания используемых средств и методов. В связи с интенсификацией тренировочного процесса игра как метод и упражнение занимает в режиме спортивной подготовки все более заметное место [6].
В связи с этим для повышения уровня физической подготовки школьников необходимо искать новые средства и методы. На наш взгляд, таким средством может стать более широкое использование в учебнотренировочном процессе подвижных игр.
Работа всевозможных анализаторов в подвижных играх создает благоприятные возможности для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов, что положительно воздействует на усвоение занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний.
Эффективность и необходимость использования подвижных игр в спортивной подготовке подтверждается современной спортивной практикой и имеет научно-теоретическое обоснование. Стремление к игре (спортивной, подвижной) интуитивно связано с потребностью человека тренировать мышцы и внутренние органы, а также получать внешнюю информацию. Данная потребность выливается в игровую деятельность. Игра продолжает оставаться желанным спутником человека, его спортивной подготовки, что вполне объяснимо, если учесть психофизиологическую природу этого вида деятельности.
Объект исследования: процесс развития физических качеств у волейболистов 10-12 лет.
Предмет исследования: использование подвижных игр во время проведения учебно-тренировочных занятий.
Цель работы: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств волейболистов 10-12 лет.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в литературе.
2. Разработать содержание методики с использованием
подвижных игр на развитие физических качеств учащихся 10-12 лет.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность использования подвижных игр на развитие физических качеств учащихся.
Гипотеза: в основу нашего исследования легло предположение о том, что увеличение количества подвижных игр в тренировочном процессе способствует более эффективному развитию физических качеств.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных.
1. При обзоре литературы по теме было выявлено значение физической подготовки волейболистов. Возрастной период с 10 до 12 лет характеризуется бурным развитием физических качеств и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер. Известно, что данный возраст характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств.
2. Разработано содержание методики с преимущественной направленностью на развитие физических качеств с применением подвижных игр.
3. Экспериментальным путем проверенна и подтверждена эффективность методики развития физических качеств. Прирост показателей по окончанию эксперимента составил в контрольной и экспериментальной группах, соответственно: 12 мин. бег 5,7% и 9,0%, бег 20 м. 5,6% и 9,3%, наклон туловища вперед из положения стоя 4,5% и 2,9%, «пятнашки» 20,6% и 51,3%, толкание набивного мяча 5,3% и 8,8%. К концу эксперимента мы достигли достоверного различия при р<0,05 в трех тестах, оценивающих такие качества как: быстрота, ловкость и сила. Это дает основание утверждать, что использование подвижных игр в учебно-тренировочных занятиях более эффективно влияет на развитие данных физических качеств волейболистов.
1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.А. Беляев, Л.В. Булыкина.- М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
2. Бодин В. И. Игры с мячами для здоровья.- М., 1991.- 124 с.
3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры.- М.: ФиС, 2002.
4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- Ростов н/д: Феникс, 2008.- 381 с.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331 с.
6. Гаврилов М.А. «Волейбол» / М.А.Гаврило.- М.: «Физкультура,
образование, и наука» 2000.- 294с.
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов // Учебное пособие.- М.:2000.- 168с.
8. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.- М.: Физкультура и спорт Москва, 2003.- 294с.
9. Колтановский А.П. Общеразвивающие специальные упражнения.- М., 1973.- 248 с.
10. Конева Е.В. Спортивные игры: правила, техника, тактика / Е.В. Конева.- М., 2008.
11. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе / М.Ф. Королев // Физическая культура в школе.- 2009.- № 4.- С.33-37
12. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом / И.М. Коротков.- М.: Физкультура и спорт, 2001.- 119 с.
13. Клименко В.С. Упражнения с набивными мячами / В.С. Клименко // Легкая атлетика.- 1966.- №5.- С. 5-6.
14. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / Кравчук А.И.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.- 238 с.
15. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 480 с.....29