Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЁМОВ НА СУСТАВЫ РУК 5
1.1 Развитие силы, специальной силы 5
1.2 Развитие выносливости, специальной выносливости 6
1.3 Развитие гибкости, быстроты, ловкости 16
1.4 Специально-подготовительные упражнения для технических действий в положении лёжа 23
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ САМБИСТОВ ТЕХНИКЕ БОЛЕВЫХ ПРИЁМОВ НА СУСТАВЫ РУК 27
2.1 Морально-волевая подготовка самбистов к борьбе лёжа 27
2.2 Техника болевых приёмов на суставы рук в самбо 30
2.3 Техника защит и контрприёмов против болевых приёмов на руки 35
2.4 Методические рекомендации специалистов 38
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Актуальность. Овладение техникой болевых приёмов на руки является неотъемлемой составной частью подготовки самбистов к предстоящей соревновательной деятельности, имеет незаменимую прикладную ценность. Программы для спортивных школ по самбо предлагают начинать обучение детей технике болевых приёмов на руки с десяти лет[20]. Специалистами также констатируется, что техника болевых приёмов на руки является наиболее доступным и часто встречающимся элементом подготовки борца самбо, спортсмена выступающего по боевому самбо (Е.М. Чумаков, А.А. Харлампиев, Д.Л. Рудман, В. Г. Волков)[1,2,20,24]. Учитывая, что российский самбист зачастую является и спортсменом дзюдо, где разрешены болевые только на локтевой сустав, мы можем утверждать, что, овладев в совершенстве техникой болевых приёмов на руки, самбист может достигнуть значительных успехов в спорте высших достижений, выступая на соревнованиях и по дзюдо, миксфайту, боевому самбо. В настоящее время возрос интерес к овладению техникой борьбы лёжа, что требует, как правило, высокого уровня морально-волевой подготовки. Значительный арсенал техники болевых в самбо, богатые традиции отечественной школы борьбы в одежде, указанные тенденции последних лет – всё это определило основные направления нашей дипломной работы - выявить особенности и основные компоненты подготовки самбистов к овладению техникой болевых приёмов на руки. Вышеуказанное актуализирует и тему нашей дипломной работы – «Особенности формирования современной техники болевых приёмов на суставы рук в самбо».
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс самбистов.
Предмет исследования - формирование техники приёмов самбо в борьбе лёжа (в частности, технике болевых приёмов на суставы рук).
Цель исследования – совершенствование процесса обучения технике болевых приёмов на руки.
В соответствии с целью, предметом исследования нами были определены следующие исследовательские задачи:
- исследовать теоретические аспекты подготовки борцов-самбистов к борьбе лёжа.
- выработать на основе анализа источников методику обучения технике болевых приёмов на руки.
Методами исследования в нашей работе явились: и анализ учебно-методической литературы по теме работы, педагогическое наблюдение.
Организация исследования. Исследование было выполнено на базе групп ПФСС ФФК ПГУ по спортивной борьбе, отделении муниципальной СДЮСШОР «Витязь» г. Пензы. В процессе педагогического наблюдения были охвачены начинающие самбисты групп начальной подготовки тренеров-преподавателей О. В. Можарова, М. С. Аникина.
В нашей дипломной работе на основе литературных источников, обобщении передового практического опыта и своего личного мы раскрываем особенности подготовки борцов–самбистов к разделу болевых на руки, двигательную структуру болевых и теоретические аспекты подготовки борцов–самбистов.
В соответствие с целями и задачами нашей работы мы утверждаем нижеследующее.
1. Для формирования техники атакующих действий на начальном этапе обучения самбистам необходим высокий уровень развития физических качеств.
2. В основу нашей тренировочной программы обучения атакующих технических действий в самбо положены результаты анализа структуры действий, организации атакующих действий и опрос тренеров, собственный опыт.
3. В результате хорошо организованного процесса обучения происходит формирование и упрочение системы связей между различными видами действий. При этом следует установить, что не все приемы борьбы самбо в одинаковой мере применяются в соревнованиях. Есть приемы, которые применяются почти всеми борцами во всех схватках, а другими же пользуются значительно реже. Отсюда следует вывод, что для совершенствования приемов, которые приносят высокие результаты и часто применяются в схватках в процессе обучения и тренировки, следует тратить больше времени, чем на те, которые практически не находят применения в большинстве схваток. Последовательность обучения должна обеспечить периодическое повторение приемов и одновременно изучение всего многообразия технических действий. Многолетние наблюдения, проведенные нами, позволили установить, что в соревнованиях броски применяются в следующей пропорции: броски ногами (подножки, подсечки, подхваты, зацепы, подсады, броски через голову) — 50%; броски с помощью рук (захватом ног, выведением из равновесия) — 30%; броски с помощью туловища (бедро, через спину, прогибом) — 20%. Исходя из этих пропорций, было разработано полуалгоритмическое предписание, которое помогает тренеру построить занятия по изучению техники борьбы самбо. Для этого разрабатывается систематика приемов, которая закладывается в схему (предписание полуалгоритмического типа). Тренер, приступая к планированию, строит своеобразную круговую диаграмму (Рис. 4), отражающую пропорциональность технического арсенала борца, что позволит правильно распределить время, затрачиваемое занимающимися на совершенствование техники [26]. Затем выделяются лучи, которые соответствуют основным приемам, совершенствованию которых необходимо уделить больше времени. Рекомендуется 5 бросков ногами, 3 — руками и 2— туловищем. На каждом луче по часовой стрелке наносится нумерация уроков, на которых будут изучаться соответствующие приемы. Для того чтобы не перепутать последовательность, рекомендуется соединять цифры линией, которая образует спираль. В результате каждый оборот спирали будет соответствовать примерно месячному циклу занятий (с учетом тех уроков, на которых не будет изучаться техника).