Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЁМОВ НА СУСТАВЫ РУК 5
1.1 Развитие силы, специальной силы 5
1.2 Развитие выносливости, специальной выносливости 6
1.3 Развитие гибкости, быстроты, ловкости 16
1.4 Специально-подготовительные упражнения для технических действий в положении лёжа 23
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ САМБИСТОВ ТЕХНИКЕ БОЛЕВЫХ ПРИЁМОВ НА СУСТАВЫ РУК 27
2.1 Морально-волевая подготовка самбистов к борьбе лёжа 27
2.2 Техника болевых приёмов на суставы рук в самбо 30
2.3 Техника защит и контрприёмов против болевых приёмов на руки 35
2.4 Методические рекомендации специалистов 38
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Актуальность. Овладение техникой болевых приёмов на руки является неотъемлемой составной частью подготовки самбистов к предстоящей соревновательной деятельности, имеет незаменимую прикладную ценность. Программы для спортивных школ по самбо предлагают начинать обучение детей технике болевых приёмов на руки с десяти лет[20]. Специалистами также констатируется, что техника болевых приёмов на руки является наиболее доступным и часто встречающимся элементом подготовки борца самбо, спортсмена выступающего по боевому самбо (Е.М. Чумаков, А.А. Харлампиев, Д.Л. Рудман, В. Г. Волков)[1,2,20,24]. Учитывая, что российский самбист зачастую является и спортсменом дзюдо, где разрешены болевые только на локтевой сустав, мы можем утверждать, что, овладев в совершенстве техникой болевых приёмов на руки, самбист может достигнуть значительных успехов в спорте высших достижений, выступая на соревнованиях и по дзюдо, миксфайту, боевому самбо. В настоящее время возрос интерес к овладению техникой борьбы лёжа, что требует, как правило, высокого уровня морально-волевой подготовки. Значительный арсенал техники болевых в самбо, богатые традиции отечественной школы борьбы в одежде, указанные тенденции последних лет – всё это определило основные направления нашей дипломной работы - выявить особенности и основные компоненты подготовки самбистов к овладению техникой болевых приёмов на руки. Вышеуказанное актуализирует и тему нашей дипломной работы – «Особенности формирования современной техники болевых приёмов на суставы рук в самбо».
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс самбистов.
Предмет исследования - формирование техники приёмов самбо в борьбе лёжа (в частности, технике болевых приёмов на суставы рук).
Цель исследования – совершенствование процесса обучения технике болевых приёмов на руки.
В соответствии с целью, предметом исследования нами были определены следующие исследовательские задачи:
- исследовать теоретические аспекты подготовки борцов-самбистов к борьбе лёжа.
- выработать на основе анализа источников методику обучения технике болевых приёмов на руки.
Методами исследования в нашей работе явились: и анализ учебно-методической литературы по теме работы, педагогическое наблюдение.
Организация исследования. Исследование было выполнено на базе групп ПФСС ФФК ПГУ по спортивной борьбе, отделении муниципальной СДЮСШОР «Витязь» г. Пензы. В процессе педагогического наблюдения были охвачены начинающие самбисты групп начальной подготовки тренеров-преподавателей О. В. Можарова, М. С. Аникина.
В нашей дипломной работе на основе литературных источников, обобщении передового практического опыта и своего личного мы раскрываем особенности подготовки борцов–самбистов к разделу болевых на руки, двигательную структуру болевых и теоретические аспекты подготовки борцов–самбистов.
В соответствие с целями и задачами нашей работы мы утверждаем нижеследующее.
1. Для формирования техники атакующих действий на начальном этапе обучения самбистам необходим высокий уровень развития физических качеств.
2. В основу нашей тренировочной программы обучения атакующих технических действий в самбо положены результаты анализа структуры действий, организации атакующих действий и опрос тренеров, собственный опыт.
3. В результате хорошо организованного процесса обучения происходит формирование и упрочение системы связей между различными видами действий. При этом следует установить, что не все приемы борьбы самбо в одинаковой мере применяются в соревнованиях. Есть приемы, которые применяются почти всеми борцами во всех схватках, а другими же пользуются значительно реже. Отсюда следует вывод, что для совершенствования приемов, которые приносят высокие результаты и часто применяются в схватках в процессе обучения и тренировки, следует тратить больше времени, чем на те, которые практически не находят применения в большинстве схваток. Последовательность обучения должна обеспечить периодическое повторение приемов и одновременно изучение всего многообразия технических действий. Многолетние наблюдения, проведенные нами, позволили установить, что в соревнованиях броски применяются в следующей пропорции: броски ногами (подножки, подсечки, подхваты, зацепы, подсады, броски через голову) — 50%; броски с помощью рук (захватом ног, выведением из равновесия) — 30%; броски с помощью туловища (бедро, через спину, прогибом) — 20%. Исходя из этих пропорций, было разработано полуалгоритмическое предписание, которое помогает тренеру построить занятия по изучению техники борьбы самбо. Для этого разрабатывается систематика приемов, которая закладывается в схему (предписание полуалгоритмического типа). Тренер, приступая к планированию, строит своеобразную круговую диаграмму (Рис. 4), отражающую пропорциональность технического арсенала борца, что позволит правильно распределить время, затрачиваемое занимающимися на совершенствование техники [26]. Затем выделяются лучи, которые соответствуют основным приемам, совершенствованию которых необходимо уделить больше времени. Рекомендуется 5 бросков ногами, 3 — руками и 2— туловищем. На каждом луче по часовой стрелке наносится нумерация уроков, на которых будут изучаться соответствующие приемы. Для того чтобы не перепутать последовательность, рекомендуется соединять цифры линией, которая образует спираль. В результате каждый оборот спирали будет соответствовать примерно месячному циклу занятий (с учетом тех уроков, на которых не будет изучаться техника).
1. Гуралев, В.М. К вопросу об обучении юных дзюдоистов//Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. Е.В. Панов. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. – С. 150-154.
2. Дворкин, В.М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо: дис. … канд. пед. наук В.М. Дворкин. – Красноярск, 2008. – 154 с.
3. Дзюдо (система и борьба): учебник/ под общ. ред. Ю.А. Шулики и Я.К. Коблева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 800 с.
4. Завьялов, Д.А. Акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов самбо// Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2012. – С. 246-252.
5. Завьялов, А.И., Проблемы атакующей борьбы//Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы II Региональной научн.-практ. (с межд. участ.) конф. 25-26 ноября 2004 г. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – С. 423-424.
6. Закиров, Р.М. Методика начального обучения защитным действиям в борьбе дзюдо// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка/ А.В.Еганов, Р.М.Закиров, А.Е.Миллер. – Москва, 2003. – №2. – С.7-13 (реестр ВАКа МОиН РФ).
7. Закиров, Р.М. Методика начального обучения техники ведения единоборства в борьбе дзюдо с применением игр-заданий // Спорт и личность: Материалы. науч.-практ. конф. / Р.М. Закиров. – Челябинск, УралГАФК, 2000. – С.28-31.
8. Закиров, Р.М. Разработка методики обучения защитным тактико-техническим действиям в борьбе дзюдо// Спорт и личность: Сб. материалов науч.-практ. конф. / Р.М.Закиров. – Челябинск: УралГАФК, 2000. – С.65-67.
9. Закиров, Р.М. Исследование взаимосвязи показателей защитных тактико-технических действий и физической подготовленности с уровнем развития координационных способностей дзюдоистов// Спорт и личность: Материалы. науч.-практ. конф. / Р.М.Закиров, А.Е.Миллер, А.С.Перевозников. – Челябинск: УралГАФК, 2000. – С.58-61.
10. Закиров, Р.М. Структура защитных тактико-технических защитных действий дзюдоистов разного возраста// Методология и организация физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы: Тез. межрег. науч. конф./ Р.М.Закиров. – Екатеринбург, 2001. – С.96-98.
11. Закиров, Р.М. Структура защитных тактико-технических действий юных дзюдоистов// Актуальные вопросы безопасности, здоровья, при занятиях спортом и физической культурой: Материалы IV меж. науч.-практ. конф.; ТГУ/ Р.М.Закиров. – Томск, 2001. – С.235-237.
12. Закиров, Р.М. Пути совершенствования защитных действий в борьбе самбо// Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф./ Р.М.Закиров, А.И.Забалуев, А.К.Данилов. – Пермь: МО РФ ПГТУ, 2001. – С.284-285.
13. Инновационные технологии подготовки единоборцев/ под ред. А.А. Новикова. – М.: ВНИИФК, 2010. – 52 с.
14. Матвеев, Д.А Поиск взаимосвязей между самооценкой агрессивности и спортивным результатом у борцов-самбистов//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта/ Д.А. Матвеев. – 2012. – № 9 (91). – С. 101-105.
15. Миндиашвили, Д.Г., Современные критерии отбора в спортивной борьбе// Теория и практика физической культуры, 2007. – № 7. – С. 34-35....30