Только Word
Введение
Глава 1. Теоретические основы реализации междисциплинарного подхода при обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе
1.1 Анализ сущности междисциплинарного подхода
1.2 Требования ФГОС в области учебного предмета «Иностранный язык»
1.3 Возможности реализации междисциплинарного подхода в обучении иностранным языкам О
Выводы по первой главе
Глава 2. Практические основы реализации междисциплинарного подхода в процессе обучения иностранному (немецкому) языку
2.1 Анализ УМК по немецкому языку «Горизонты» для 8 класса
2.2 Практические материалы по применению междисциплинарного подхода на уроке немецкого языка в 8 классе
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Реалии современного общества формируют иные представления о знаниях и выдвигают новые требования к результатам школьного образования. В первую очередь, это характеризуется обновлением всех его аспектов, отражающих изменения культуры, науки и техники. Становится все более очевидной интеграция учебных дисциплин, нацеленная на создание оптимальных условий для формирования целостной личности учащегося, формирование у него представление о полной картине мира.
Междисциплинарность – это движение к единству наук и к организации процесса образования как возрастания, то есть к системному накоплению знаний, обеспечивающему возможность их полноценного практического применения на выходе [37]. Кроме того, с каждым днем возрастает потребность в специалистах, которые обладают мультипредметными знаниями и умеют их применять при решении различных практических и теоретических задач. Именно интегрированное обучение является одним из наиболее эффективных способов повышения качества подготовки учащихся.
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, главным критерием качества образования являются личностные, метапредметные и предметные результаты. Достижение этих результатов успешно реализует междисциплинарный подход, который совмещает в себе комплексное использование содержания нескольких учебных предметов, затрагивает воспитательную сторону образовательного процесса, формирует целостную личность, умеющую применять знания из разных областей наук, а также самостоятельно проводить отбор, синтез и анализ информации. Этим обусловлена актуальность данного исследования, которое посвящено вопросам реализации междисциплинарного подхода на уроках немецкого языка.
Целью исследования является анализ теоретических и практических основ реализации междисциплинарного подхода на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность междисциплинарного подхода;
- выявить принципы реализации междисциплинарного подхода;
- изучить требования к результатам обучения дисциплины «Иностранный язык» в контексте ФГОС;
- выявить возможности реализации междисциплинарного подхода на уроках иностранного языка;
- проанализировать УМК по немецкому языку «Горизонты» (Horizonte) для восьмого класса на предмет реализации принципов междисциплинарного подхода;
- разработать практические материалы к УМК по немецкому языку «Горизонты» (Horizonte) по применению междисциплинарного подхода на уроках немецкого языка в восьмом классе.
Объект исследования: междисциплинарный подход.
Предмет исследования: междисциплинарный подход в обучении немецкому языку в средней общеобразовательной школе в контексте реализации ФГОС.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ педагогической, методической, психологической литературы по теме, ее синтез, анализ, систематизация);
• эмпирические (сравнение и описание реализации принципов междисциплинарного подхода на уроках немецкого языка).
Практическая значимость работы обусловлена результатами проведенного анализа УМК по немецкому языку М.М. Аверина «Горизонты» (Horizonte) для восьмых классов, описанием реализации принципов междисциплинарного подхода, а также разработанными дополнительными практическими материалами по реализации междисциплинарного подхода в процессе обучения немецкому языку в 8-ом классе на основе УМК «Горизонты».....
Значимость проблемы интеграции в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире и продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе. Междисциплинарная интеграция в образовании способна решить многие из проблем современного преподавания, тем самым, создавая условия для органического восприятия культуры, формируя у обучающихся целостной картины мира. В связи с этим проблема реализации междисциплинарного подхода на уроках иностранного языка приобретает особую актуальность.
В рамках данного исследования мы рассмотрели точки зрения ученых и педагогов на интеграцию различных дисциплин в процессе обучения, среди которых Б.Г. Ананьев, Я.А. Коменский, Л.И. Новикова, И.Г. Песталоции и пришли к выводу, что развитие идей междисциплинарного подхода имеет долгую историю и берет свое начало с античности. В настоящее время междисциплинарный подход представляет собой взаимосвязь и взаимодополнение нескольких учебных дисциплин с целью развития у учащихся умения самостоятельно добывать знания из разных областей науки.
Рассматривая сущность междисциплинарного подхода, мы определили, что его концепция опирается на несколько принципов, а именно принципы целостности, межпредметных связей, научности, систематичности, воспитывающего обучения и самостоятельности. Эти принципы полностью отражают требования к результатам образования, которые выдвигает ФГОС. В особенности это касается метапредметных результатов, которые достигаются через формирование познавательных УУД, включающих в себя поиск и отбор информации, а также структурирование ее содержания. Таким образом, междисциплинарный подход способствует формированию личностных УУД через реализацию принципов целостности и воспитывающего обучения (положительное отношение к учению, осознание трудностей и стремление их преодолеть, создание интереса и уважения к другим народам и культурам), регулятивных УДД через реализацию принципов научности и систематичности (целеполагание, прогнозирование, планирование, умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач), коммуникативных УУД через принцип воспитывающего обучения (умение работать в коллективе, учет позиции других людей, интеграция в группу сверстников) и познавательных УУД через принципы целостности, самостоятельности и межпредметных связей (способность к познанию окружающего мира, самостоятельный поиск и отбор необходимой информации).
Главным инструментом для работы на уроках иностранного языка выступают учебно-методические комплекты. В данном исследовании нами был проведен анализ УМК по немецкому языку «Горизонты» (Horizonte) М.М. Аверина, А.Е. Бажанова и С.Л. Фурмановой для восьмого класса. В качестве основных особенностей УМК в контексте реализации междисциплинарного подхода нами были выделены:
• соответствие материала требованиям ФГОС;
• наличие различных тематических блоков, соответствующих возрастным особенностям учащихся восьмого класса;
• логически грамотно выстроенная система упражнений т простого к сложному;
• широкое жанровое разнообразие и наличие материала, тесно связанного с другими дисциплинами (физическая культура, география, история и другие).
Касательно недостатков анализируемого УМК можно выделить следующее:
• небольшое количество заданий, направленных на обработку, классификацию и систематизацию полученной информации;
• недостаточное количество заданий, имеющих связь с ИКТ и ориентированных на работу с программами и интернет-ресурсами.
В связи с этим нами были предложены дополнительные практические материалы, ориентированные на совершенствование образовательного процесса на уроках немецкого языка и направленные на реализацию принципов междисциплинарного подхода. Предложенные задания могут быть использованы учителями немецкого языка в качестве дополнительного материала на уроках. Кроме того, мы дали комментарии к каждому заданию, указав, какое влияние его выполнение может оказать на определенные УУД.
1. Абдулаева П.З. Реализация междисциплинарной технологии в формировании информационной культуры юристов в процессе профессиональной подготовки – Махачкала, 2005. – 164 с.
2. Аверин М. М. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу – М.: Изд-во «Просвещение», 2011. – 104 с.
3. Аверин М.М. Книга для учителя. 8 класс: пособие для общеобразоват. организаций / М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко. – М.: Просвещение, 2013. – 140 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания – СПб.: Мастера психологии, 2001. – 288 с.
5. Балакин В.С. Междисциплинарные подходы в современной исторической науке: методические указания – Челябинск: учебно-методические материалы кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, 2017.
6. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования – М.: Совершенство, 1998. – 192 с.
7. Бушковская Е.А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения // Молодой ученый. – 2009. – № 5 (5). – С. 178-182 [Электронный ресурс] Режим Доступа: URL: https://moluch.ru/archive/5/297/ (дата обращения: 12.12.2020).
8. Галкин Д.В. Знание или мышление: об актуальности междисциплинарного обучения в современном образовании // Стратегии междисциплинарного обучения: Материалы I областной научно-практической конференции – Томск, Томский ЦНТИ, 2005 – С.5-8.
9. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Н. И. Гез, Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1982. – 364 с.
10. Глотова М.И, Петухова Т.П. Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе – Оренбург: Литагент БИБКОМ, 2009. – 220 с.
11. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития: взаимодействие учебных предметов // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 13-21.
12. Дорошенко В.В. Междисциплинарный подход в обучении общеобразовательным дисциплинам // Молодой ученый. – 2020. – № 1 (291). – С. 132-135 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/291/65996/ (дата обращения 12.02.2021).
13. Дорошенко В.В., И. В. Черенцова Междисциплинарный подход в обучении общеобразовательным дисциплинам // Молодой ученый. – 2020. – № 1 (291) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/291/65996/ (дата обращения: 12.12.2020).
14. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской – М.: Совершенство, 1997.– 208 с.
15. Жбанкова И.И. Проблема взаимодействия – Минск: Наука и техника, 1971. – 140 с.....49