РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ НА БАЗЕ АЧИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ТРАНСПОРТА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие профильной подготовки 6
1.2. Профильный класс, как одна из форм профильной подготовки
учащихся 12
1.3. Подходы к разработке программы обучения учащихся по модели
преемственного образования в профильном классе 16
2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ ШКОЛ АЧИНСКОГО РАЙОНА В ПРОФИЛЬНОМ АГРОТЕХНИЧЕСКОМ КЛАССЕ 21
2.1. Характеристика социальных партнеров Ачинского района и подход
к их взаимодействию 21
2.2. Анализ федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования 26
2.3. Анализ федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 30
2.4. Разработка учебного плана колледжа для организации
профильной подготовки учащихся школ 36
2.5. Отбор содержания обучения 38
2.6. Особенности реализации обучения в профильном агротехническом
классе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Лист задания на выпускную квалификационную работу 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Дополнительная образовательная программа для профильной подготовки школьников по рабочей профессии «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования» 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Дневник практики 102
В Концепции о долгосрочном социально-экономическом развитии Российской Федерации на период до 2020 года, подписанной В.В. Путиным, сказано, что «необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку...» [5].
Путём формирования единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего и среднего профессионального образования возможно выполнение ещё одной из актуальных задач российского образования - подготовка специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.
В настоящее время сельское хозяйство и техническое производство испытывает острую потребность в молодых, квалифицированных специалистах среднего звена и Ачинский район не стал исключением.
Одну из основ экономики Ачинского района составляет сельскохозяйственное и техническое направление. Поэтому задача, которая встала перед Администрацией Ачинского района, это обеспечение доходной части районного бюджета, с помощью сельскохозяйственного и технического производства. Но без кадрового обеспечения и квалифицированных молодых специалистов данная задача не может быть решена, а развитие отрасли невозможно. Одним из способов обеспечения кадров для развития данных производств, несомненно, может стать организация обучения школьников по сельскохозяйственным профилям. При этом особое значение приобретает интеграция, целью которой является повышение качества образования учащихся.
На педагогическом совете «Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства» вопрос об интеграции общего и профессионального образования поставлен как один из основных.
Поэтому и задача подготовки учащихся сельских школ к профессиональному самоопределению, самореализации и удовлетворению образовательных потребностей стала актуальной.
В связи с изложенным выше необходима организация профильного обучения старшеклассников сельских школ на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества с учреждениями профессионального образования.
Решение данной задачи предоставляет новые возможности для обучения, развития и самореализации учащихся сельских школ. У них появится шанс ознакомиться с основами будущей профессиональной деятельности, практически освоить одну из рабочих профессий.
Обучение в профильном агротехническом классе профессионально сориентирует и подготовит старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности, сформирует у обучающихся потребность к труду, способность постоянно обучаться и стать конкурентоспособным специалистом.
Школа и колледж приобретут опыт работы в условиях сетевого партнёрства. Такой опыт обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовит выпускников школ к освоению программ высшего образования.
Введение профильного агротехнического класса является актуальным в связи с тем, что молодые люди в новых социально-экономических условиях начинают строить свою карьеру и бизнес в сфере сельского хозяйства.
Примером сотрудничества при организации профильного обучения, может стать программа профильного агротехнического класса для учащихся сельских школ Ачинского района на базе «Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства».
Объектом исследования является профильный класс «Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства».
Предметом исследования будет программа обучения учащихся в профильном агротехническом классе по модели преемственного образования.
Целью данной работы является, разработка программы обучения в профильном агротехническом классе по модели преемственного образования на базе «Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства», для учащихся сельских школ.
Для достижения этой цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучение специфики и подходов к профильной подготовке школьников;
2. Изучение опыта социального партнерства и профильного обучения;
3. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и профессионального образования по профессии 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
4. Разработка элементов образовательной программы.
Приоритетным направлением государственной политики в области образования в целях обеспечения доступности качественного образования является создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом реальных потребностей рынка труда. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования описываются возможные направления и модели организации профильного обучения.
В связи с тем, что от администрации Ачинского района поступил заказ на кадровое обеспечение и молодых специалистов по сельскохозяйственным и техническим профилям, перед Управлением образования Ачинского района встала задача по организации подготовки учащихся сельских школ к профессиональному самоопределению в старших классах. В рамках социального заказа возникла идея создания профильного агрокласса.
С целью разработки программы обучения в профильном агротехническом классе по модели преемственного образования на базе «Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства», для учащихся сельских школ в ходе дипломной работы были решены следующие задачи:
1. Изучены специфика и подходы к профильной подготовке школьников. Изученные специфика и подходы к профильной подготовке школьников. Основу для изучения составили законодательные документы, педагогический опыт, представленный авторами работ, нормативные документы, которые определили права и обязанности участников образовательного процесса. В ходе дипломной работы также было изучено Соглашение о сетевом сотрудничестве между Управлением образования администрации Ачинского района, Ачинским колледжем транспорта и сельского хозяйства и организациями сельскохозяйственного профиля. Изучены Программа взаимодействия между Управлением образования администрации Ачинского района и Ачинским колледжем транспорта и сельского хозяйства о кадровом обеспечении агропромышленного колледжа, Положение об агротехническом классе, в котором закреплены все этапы работы по организации интенсивной школы, права школьников на получение свидетельства о профессии рабочего «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования», возможности о дальнейшем самоопределении, обучении, трудоустройстве.
2. Изучен опыт социального партнёрства и профильного обучения.
Учитывая то, что профильное обучение, организованное в форме сетевого взаимодействия, обоснованное общественным запросом, в полной мере реализует права учащихся на самоопределение и свободный выбор своих жизненных интересов, в дипломной работе систематизирована информация о социальных партнерах Ачинского колледжа, к ним относятся: Управление образованием Ачинского района, пять общеобразовательных школ Ачинского района и крестьянско-фермерские хозяйства.
Социальное партнёрство поспособствует не только организации профильной подготовки, но и придаст практико-ориентированный характер содержанию образования. Со стороны сельхозпредприятий социальное партнёрство выражается в предоставлении материально-технической базы предприятия для организации производственной практики, организации наставничества, в целях осуществления качественной подготовки квалифицированных рабочих, адаптации к условиям труда. Колледж, в свою очередь, обеспечит образовательный процесс кадровым ресурсом, учебно-методическим комплексом, техническими средствами.
3. Проанализирован ФГОС среднего (полного) общего образования и ФГОС СПО по профессии 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Анализ ФГОС среднего (полного) общего образования и ФГОС СПО по профессии 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства способствовал созданию интегрированного рабочего учебного плана по профессии. Интеграция учебных планов среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования была направлена на обеспечение качественного образования, создание условий для вариативности образования, совершенствования системы профессионального самоопределения.
4. Разработаны элементы образовательной программы профильного класса по профессии «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- график учебного процесса;
- рабочие учебные программы общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практик;
- фонды оценочных средств.
В процессе работы результатом стала программа обучения в профильном агроклассе. Программа передана в «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства» для рассмотрения на педсовете, с последующей реализацией.
1. Бродский А. М., Фазулин Э. М., Халдинов В. А. Инженерная графика. - М.: изд. центр Академия, 2015. - 400 с.
2. Веренина Л.И., Краснов М.М. Техническая механика для профессионального образования. - М: изд. центр Академия, 2013. - 352 с.
3. Котиков В.М., Ерхов А.В. Тракторы и автомобили. Учебник. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
4. Куликов В.П. Стандарты инженерной графики. - М.: Изд.Форум, 2009.
- 240 с.
5. Курчаткин В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: Учебник. - М.: Академия, 2010. - 464с.
6. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: учеб. пособие для проф. техн. училищ. - М.: 2005. - 208 с.
7. Моряков О.С. Материаловедение: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ О.С.Моряков.-2-е изд.стер. - М.: Изд. центр Академия, 2010. - 240 с.
8. Нерсесян В.И., Бычков Н.И., Милосердов Н.В., Шевцов В.Г. Шасси и оборудование тракторов. - М.: Академия, 2010. - 256 с.
9. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: учеб. пособие. - М.: Академия, 2013. - 80 с.
10. Стуканов В. А. Материаловедение: учеб. пособие. - М.: Инфра, 2012.
- 368 с.
11. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. - М.: изд. Академия, 2012. - 264 с.
12. Черепахин А.А. Материаловедение: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 272 с.