ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 8
1.1. Понятие социальных сетевых сервисов Веб 2.0. Основные виды и функции 8
1.2. Способы применения социальных сетевых сервисов Веб 2.0 21
1.3. Роль социальных сетевых сервисов Веб 2.0 в обучении английскому языку 28
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 40
2.1. Диагностика уровня заинтересованности в использовании социальных сетевых сервисов Веб 2.0. на уроке английского языка 40
2.2. Разработка методических рекомендаций для организации работы с социальными сетевыми сервисами Веб 2.0 на уроке английского языка 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 82
В настоящее время общество становится свидетелем устойчивого развития области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информационно-коммуникационные технологии решают ряд задач, связанных с уменьшением количества затраченного времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества для формирования единого информационного процесса. Естественно, данное развитие также застрагивает образовательную среду, и область иноязычного образования не является исключением. Использование ИКТ в обучении иностранным языкам имеет определенные преимущества. Данные технологии способствуют повышению мотивации, уменьшению страха ошибки, развитию самостоятельной деятельности ученика, а также предоставлению ученикам аутентичных материалов. Другими словами, ИКТ могут обогатить изучение языка. Потенциал новых технологий в сфере иноязычного образования увеличивается с каждым годом. В соответствии с данным положением, использование информационно-коммуникационных технологий, имеющих широкое распространение во всем мире, реконструировало способы, которыми пользуются учителя при обучении иностранному языку.
Актуальность исследования. В современном мире вопрос о применении новых информационных технологий в учебном процессе особенно актуален. Это не только современные средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса с учетом возрастных специфических особенностей учащихся, их уровня знаний и навыков.
На сегодняшний момент преподаватели английского языка имеют возможность использовать инновационные средства обучения, одним из которых является интернет-технология нового поколения, а именно социальные сетевые сервисы Веб 2.0.
Социальные сетевые сервисы Веб 2.0 представляют собой не что иное, как интернет-технологию второго поколения, сервисы сети Интернет, главным достоинством которых является их отличительный фактор развития - человек и его социальные коммуникации. Данные сервисы создаются и развиваются только с помощью пользователей. Если сравнить Интернет первого поколения, или Веб 1.0, сайты которого были лишь источником информации, то Веб 2.0 - это пространство обитания, совершенно новая среда, с помощью которой реализуются совместные проекты, происходит поиск научной и научно-популярной информации, приобретаются знания, создаются ситуации общения и т.д. С помощью данного инструмента преподаватели могут создать более привлекательную, диалоговую и мотивирующую среду изучения иностранного языка. Однако основной проблемой является подбор материала из всего многообразия социальных сетевых сервисов, а также его место в методике преподавания английского языка. Поэтому, важно определить именно те средства, цель которых соответствует главной цели обучения ИЯ в школе - формированию коммуникативной иноязычной компетенции учащихся.
Как показал анализ научно-методической литературы, такие инструменты глобальной сети, как сетевые социальные сервисы, не достаточно используются в педагогической практике, поэтому разработка методики использования сервисов Веб 2.0 в образовании рассматривается сегодня как комплексная междисциплинарная проблема.
На основании вышеперечисленного сформулирована проблема исследования: каковы возможности использования социальных сетевых сервисов Веб 2.0 в преподавании иностранных языков.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Использование социальных сетевых сервисов Веб 2.0 в обучении иностранным языкам в условиях общеобразовательной школы».
Объектом исследования является обучение иностранным языкам в общеобразовательной школе....
На сегодняшний момент область информационно-коммуникационных технологий оказывает влияние на все сферы развития общества, не исключая и сферу иноязычного образования. Стремительное развитие интернет- технологий делает возможным использование новейших средств изучения иностранного языка, которые позволяют создать коммуникативную виртуальную социальную среду, направленную на достижение основной цели изучения ИЯ - формированию коммуникативной иноязычной компетенции.
Среди таких средств особое внимание уделяется социальным сетевым сервисам Веб 2.0, которые, в силу своих характеристик, являются не только источником учебных материалом, но и инструментом деятельности учащихся. Несомненно, данные сервисы имеют большой образовательный потенциал, могут быть использованы как дополнительное и эффективное средство поддержки и развития среды учебных коммуникаций.
Для того, чтобы достичь цель и доказать актуальность нашего исследования, нами были решены поставленные задачи; изучен и обобщен теоретический материал по методике обучения иностранному языку с использованием интернет-технологий; использованы различные источники информации. В работе над исследованием помогли следующие методы: теоретический (анализ научно-методической литературы) и эмпирический (опрос, анкетирование, сравнение).
Мы рассмотрели основные способы применения социальных сетевых сервисов Веб 2.0 при изучении иностранного языка, определили роль и возможности данных сервисов при изучении английского языка, а также раскрыли суть определения «социальные сетевые сервисы Веб 2.0», выделили их виды и образовательные функции. Так, социальные сетевые сервисы Веб 2.0 - это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия людей, ведущих совместную деятельность, результат которой является приоритетным в данных сервисах.
Мы провели диагностику уровня заинтересованности в использовании социальных сетевых сервисов при изучении английского языка в школе. В опросе приняли участие учителя иностранного языка и ученики седьмых классов МАОУ гимназии № 108 им. В.Н. Татищева, Кировского района, г. Екатеринбурга. Данные исследования показали, что абсолютное большинство учителей (60%) и учащихся (88%) заинтересованы в использовании данных сервисов как одно из средств изучения ИЯ. Также нами был выявлен низкий показатель применения сервисов на уроке в данный момент времени (20%).
Данные диагностики доказали необходимость разработки методических рекомендаций для организации работы с социальными сетевыми сервисами, направленной на развитие коммуникативной компетенции учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении. Данные методические рекомендации могут быть использовании в работе преподавателей английского языка среднего и высшего образования, а также студентов педагогических и лингвистических высших учебных заведений.
Дальнейшего изучения заслуживают такие проблемы, как внедрение социальных сетевых сервисов Веб 2.0 в образовательный процесс, а также обучение преподавателей иностранного языка особенностям работы с данными сервисами.
По данным исследовательской работы мы написали научную статью, представили её на научно-практической конференции и опубликовали в сборнике «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков».
Итак, мы доказали, что использование социальных сетевых сервисов Веб 2.0 в обучении английскому языку способствует оптимизации учебного процесса за счет возможности использования данных сервисов для работы над совершенствованием всех видов иноязычной деятельности учащихся.
1. Андреева И.А. Обучение говорению старшеклассников на уроках английского языка на основе информационных технологий / И.А. Андреева, О.Б. Шепелина // Инновационная наука. — 2015. — Т. 2. — № 5 (5). — С. 159-160. — [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/download/elibrary 23484689 27980172.pdf (дата обращения: 08.02.2017)
2. Баймулдина Н.С. Использование мобильных технологий в дистанционном обучении английского языка / Н.С. Баймулдина, С.О. Калмуханбетова, Г.Н. Скабаева // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2016. — С. 205-209. — [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/download/elibrary 26242894 39139535.pdf(дата обращения 17.02.2017)
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: АР КТИ, 2001. — 141 с.
4. Дейкова Л.А. Информационные технологии в иноязычном лингвистическом образовании // Многоязычие в образовательном пространстве. Сер.: языковое и межкультурное образование: сб. — Ижевск, 2014. — С. 138-142. — [Электронный ресурс]. — URL: http ://elibrary.ru/ download/elibrary 23280740 11013162.pdf(дата обращения: 18.02.2017)
5. Жракова К.И. К вопросу о новых информационных технологиях в обучении школьников английскому языку / К.И. Жракова, Н.Е. Крючкова // Современные подходы к обучению иностранным языкам в средней школе: сб. науч. ст. / Чуваш. Гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. — Чебоксары, 2013. — С. 139-143. — [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/download/elibrary 26649529 97265450.pdf (дата обращения: 10.03.2017)
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
7. Замарина С.Ю. ИКТ на уроках английского языка как необходимое условие и механизм реализации ФГОС // Инновация в образовании. Современная психология в обучении: материалы II Междунар. науч. конф.: в 2 т. — Казань, 2013. — С. 94-95.
8. Замарина С.Ю. Использование информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках английского языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — № 48. — С. 144-147. — [Электронный ресурс]. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-i-internet-resursov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 11.03.2017)
9. Замковая А.В. Формирование навыков продуктивной письменной речи (при обучении английскому языку) с использованием информационно-коммуникационных технологий // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации: сб. ст. / под ред. А.Л. Назаренко. — Москва, 2016. — С. 226-244. — [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/download/elibrary 26634351 43984506.pdf(дата обращения: 26.11.2016)
10. Изотова Н.В. Методы обучения иностранному языку с использованием ИКТ // Английский язык в школе. — 2014. — № 1 (45). — С. 2-7.
11. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов [и др.] / под ред. проф. Р. Х. Лапытова. — Казань: КГУ, 2009. — [Электронный ресурс]. — URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm(дата обращения: 17.04.2017)
12. Исаева М.А. Методический потенциал информационных технологий в обучении английскому языку // Научный альманах. — 2016. — № 1/2 (15). — С. 176-179. — [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/download/elibrary 26194528 96846597.pdf(дата обращения: 22.01.2017)
13. Казанцева О.А. Использование материалов Интернет для обучения младших школьников английскому языку // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2013. — № 5 (13). — С. 133. — [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/download/elibrary 21958014 65839059.pdf(дата обращения: 09.10.2016)
14. Канянина Т.И. Социальные сервисы в проектной деятельности педагогов и школьников : учеб.-метод. пособие / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, Л.А. Шевцова; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования "Нижегород. ин-т развития образования". — Н. Новгород: НИРО, 2011. — 102 с.
15. Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. — М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005. — 24 с....(54)