ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции 7
1.2. Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции 10
1.3. Содержательная сторона применения аутентичных видеоматериалов как средства формирования социокультурной компетенции. Принципы отбора видеоматериалов 12
1.4. Методологический потенциал аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка 25
Вывод по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКЕАНГЛИЙСКОГО НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 29
2.1. Психофизиологические особенности среднего школьного возраста 29
2.2. Методические разработки с использованием аутентичных видеоматериалов 33
2.3. Проведение экспериментальной работы по формированию социокультурной компетенции на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием аутентичных видеоматериалов 48
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ГЛОССАРИЙ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению возможности использования аутентичных видеоматериалов как средства формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней школе.
Активность межкультурных отношений, сотрудничества в политической и экономической сферах между странами обусловило практическую направленность овладения иноязычной речью. Методисты предопределяют культурологическую направленность как одну из основных составляющих сущности преподавания предмета «Иностранный язык», так как именно в процессе изучения языка, мы знакомимся с иностранной культурой.
Актуальность данной работы - в современной методике преподавания иностранного языка формирование и развитие социокультурной компетенции учащихся является приоритетным, так как роль знания иностранного языка в современных условиях неизменно усиливается.
Каждое общество развивает особенную, характерную для него картину мира, которая удовлетворяет его физические, технологические, духовные, этнические, эстетические и другие потребности. Язык выступает самым важным средством формирования общекультурной картины мира. Именно знакомство с историей, традициями, культурой страны изучаемого языка является ценностью образовательного процесса и составляет содержательное ядро социокультурной компетенции.
Такой аутентичный материал, как видео, является крайне значительным источником формирования социокультурной компетенции. Поскольку использование аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка предполагает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач. Также дает возможность погружения учащихся в ситуацию знакомства с традициями взаимоотношений и культур стран изучаемого языка, с языком жестов и мимики. А самое главное, что на основе видеоматериалов учащиеся слышат и изучают живую речь носителей языка.
Однако использование видеоматериалов неизбежно порождает вопросы относительно организации способов аудиторной работы с ними. Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка.
В связи с этим возникает проблема, как использовать аутентичные видеоматериалы на уроках иностранного языка.
Объект - социокультурная компетенция на среднем этапе обучения иностранному языку.
Предмет - аутентичные видеоматериалы на уроке английского языка как средства формирования социокультурной компетентности учащихся на среднем этапе обучения.
Гипотеза - использование аутентичных видеоматериалов на занятиях повышает уровень формирования социокультурной компетенции.
В этой связи цель исследования состояла в выявлении эффективности применения аутентичных видеоматериалов как средства формирования социокультурной компетенции учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку.
Задачи данного исследования:
1. Проанализировать понятия «социокультурная компетенция» и «аутентичные видеоматериалы» с точки зрения методики обучения иностранному языку;
2. Определить спектр подходов и аспектов к обучению иностранному языку и культуре в рамках социокультурной компетенции;
3. Рассмотреть принципы отбора видеоматериалов на уроках английского языка;
4. Раскрыть возрастные особенности учащихся средних классов;
5. Разработать методические материалы с использованием аутентичных видеоматериалов;
6. Провести эксперимент по специально разработанной программе по применению аутентичных видеоматериалов для учащихся средней школы....
На современном этапе модернизации образовательной системы отношение общества к учебному предмету «Иностранный язык» испытывает значительные изменения в период эпохи межкультурного взаимодействия. Методика призвана, одной из первых, реагировать на схожие изменения, и создавать курс на достижение результатов в коммуникации и взаимодействии с мировым сообществом. Особенно актуально в наше время входить в иноязычное общение с носителями изучаемого языка, что и было доказано в ходе нашего исследования.
С точки зрения теории, современный образовательный процесс по обучению иностранному языку немыслим без изучения и принятия учащимися культурных ценностей другого народа. Методисты видят перспективу именно в современных направлениях практики обучения иностранному языку имеющей коммуникативную направленность, что не только оказывает помощь на всестороннее развитие личности ученика, но и положительно воздействует на становление духовных ценностей обучающихся.
Исходя из современных тенденций к результатам изучения дисциплины «Иностранный язык», претерпевает изменения и отношение к культуроведческому материалу. Теперь информация культурной направленности полностью сопоставляется с потребностями, интересами и опытом учащихся той или иной культуры.
Экспериментальная часть данного исследования полностью доказало выдвинутую нами гипотезу, что аутентичные видеоматериалы охватывают индивидуальные культурные национальные ценности и идеалы, содействующие формированию социокультурной компетенции и расширению традиционных представлений о культуре страны изучаемого языка у школьников.
Теоретическая база исследования, относительно применения аутентичных видеоматериалов для развития социокультурной компетенции школьников, с помощью практического материала получила подтверждение их результативности.
Аутентичный материал и содержащиеся в нём проблемные ситуации посредством процесса аккультурации, содействуют воспитанию и формированию индивидуальности учащегося. Ученики овладевают умениями самостоятельного нахождения дополнительной культуроведческой информации, анализа и восприятия полученной информации, делать выводы, выстраивать аргументацию и доказательства основываясь на образцах и фактах, быстро принимать решения для выхода из проблемной ситуации.
Исходя из этого, работая с аутентичным материалом социокультурной направленности, ученик приобретает возможность глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка, с её традициями, обычаями и реалиями.
Для успешного овладения иностранным языком, межкультурного взаимодействия необходимы знания культуры страны изучаемого языка, специфики бытовой сферы и ментальности носителей.
1. Баграмова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурные компоненты в содержании обучения немецкому языку/ Н.В. Баграмова// Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - 167 с.
2. Баграмянц Н. Л. Лингводидактический подход к формированию языковой компетенции // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2013. Т. 6. № №1(15). - 311 с.
3. Баранова М.В. Совершенствование грамматической стороны диалогической речи студентов пятого курса факультета иностранных языков в процессе работы над видеофильмом: Немецкий язык как вторая специальность Дис... канд. пед. наук. - С.Петербург, 2001г. - 75 с.)
4. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе - 2011. - № 3. - 274 с.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М., Просвещение, 1997. - 317 с.
6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранному языку. / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. -231 с.
7. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. - № 2. - 188 с.
8. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. - М., Русский язык, 1980 - 320 с.
9. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку. / Ю. И. Верисокин // Иностранные языки в школе. - № 5. - 2003. - 253 с.
10. Верисокин Ю.И. Учебное кино на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. - №5. - 2000. - 169 с.
11. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе. -№2. - 2009. -173с.
12. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н.Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1997. - № 6. - 138 с.
13. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2007 . - №6.- 193 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
15. Даминова С. О. Психолого-дидактические основы аудиовизуального восприятия информации на иностранном (английском) языке // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2013. - Т. 4. № 1. - 211 с...(62)