Введение 2
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 4
1.1 Развитие грамматического строя речи в
онтогенезе 4
1.2. Особенности развития синтаксиса при ОНР 12
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на обследование и коррекцию синтаксических нарушений у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 14
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 23
2.1. Организация и методика исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
2.3. Методические рекомендации по развитию умения составлять
предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
33 Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 47
Актуальность. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах ученых А.Н. Гвоздева, Г.А Розенгард- Пупко, Д.Б Эльконина и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуково, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На данный момент анализ особенностей овладения грамматическими компонентами речевого высказывания при ОНР III уровня представлен достаточно полно. Разработкой проблемы занимались: Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Глухов В.П., Чиркина Г.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С. и другие специалисты. Но проблема выявления особенностей с целью эффективного преодоления путей нарушения грамматического строя речи не теряет своей актуальности.
Объект исследования - грамматический строй речи.
Предмет исследования - особенности и уровни сформированности синтаксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня.
Цель исследования - выявить особенности и уровни сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
Задачи исследования:
• Проанализировать психолого-педагогическую, и логопедическую литературу по проблеме исследования;
• Изучить особенности и уровни сформированности умений повторения предложений, верификации предложения, составления предложений из слов в начальной форме.
• Составить методические рекомендации по развитию умения строить предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня грубо нарушено составление предложений из слов в начальной форме, менее нарушено - повторение предложений, верификация предложений.
Методологическая и теоретическая основа исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии о понимание речи как системы, структурные компоненты которой тесно связаны, о единстве основных закономерностей формального и аномального развития, о поэтапном характере логопедического воздействия.
Методы исследования:
• теоретический (анализ психолого-педагогической, логопедической
литературы по проблеме исследования);
• эмпирический (наблюдение, констатирующий эксперимент).
• интерпретационный (количественный и качественный анализ данных).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая - уточнены и подтверждены научные исследования об особенностях синтаксиса.
Практическая значимость - составленные нами методические рекомендации и набор заданий для обследования грамматики могут быть использованы педагогами на занятиях в ДОУ.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 322
комбинированного вида» г. Красноярска.
На базе которого была сформирована экспериментальная группа, из 10 испытуемых старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, дизартрия.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап - 05.2015 - 07.2015 года. Изучение и анализ литературы.
II этап - 10.2015 - 12.2015 года. Проведение констатирующего
эксперимента.
III этап - 03.2016 - 05.2016 года. Анализ проведенной работы,
составление методических рекомендаций.
Работа включает в себя две главы, введение, заключение, проиллюстрирована 5 гистограммами, 4 таблицами.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня мы проанализировали психологопедагогическую, и логопедическую литературу, мы выявили, что проблема развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается актуальной и изучена недостаточно. Исследование развития грамматического строя речи у детей имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории оно связано с установлением вида, этиологии и тех или иных ошибок, которые допускали дети в заданиях. А с позиции практики - их наличие способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному воздействию.
На основании изученной литературы было рассмотрено развитие грамматической стороны речи в онтогенезе; дана характеристика нарушения грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи 3-го уровня, также дана психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня, рассмотрены методики по выявлению и развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением.
Были изучены методические системы коррекционно-педагогической работы Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., Лалаевой Р.И.а также некоторые приемы работ других авторов, общее мнение которых заключалось в том, грамматическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.
Исследование грамматического строя речи детей проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 322 компенсирующего вида» г. Красноярска в старшей группе речевой направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, из них 6 мальчиков и 4 девочки, имеющие заключение психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень). Средний физиологический возраст участников эксперимента от 5 до 6,5 лет.
Экспериментальное исследование состояло из одного этапа.
На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития грамматического строя речи, у каждого он был различен. У (30%) обследуемых детей был не сформирован грамматический строй речи. У половины обследуемых дошкольников (60%) грамматический строй речи соответствовал среднему уровню развития. И только у (10%) детей от общего числа обследуемой группы грамматический строй речи был сформирован на высоком уровне.
Полученные данные об особенностях развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня определяли основные направления, которые учитывались при составлении комплекса коррекционно-развивающих упражнений.
Анализ результатов работы показал, что включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной коррекции по преодолению грамматического недоразвития у дошкольников
подготовительного к школе возраста. Использование предложенной нами серии игр и упражнений в коррекционной работе показало эффективные результаты по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня.
...
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Санкт-Петербург, 2005.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. - Санкт-Петербург, 2007.
3. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2007 - №6.
4. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду - 2007 - №3.
5. Возрастная и педагогическая психология. / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др.; под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение 1979.
6. Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.
7. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 2005.
8. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л., 1994.
10. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. — 2004. — № 2.
11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4 стр 68.
12. Дерново Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 2008.
13. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. //Рус.яз., 2007 г. №3
14. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2010.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 2004.
... всего 55 источников