Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДРУГОМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №148936

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Методы изучения и модели развития социальных представлений у
дошкольников 6
1.1.1. Модель формирования социальных представлений дошкольников 6
1.1.2. Методы изучения социальных представлений дошкольников 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И
ДРУГОМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация исследования социальных представлений о себе и
другом у старших дошкольников 34
2.2. Качественный анализ представлений о себе и другом у старших
дошкольников 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Формирование социальных представлений и целостной системы социального сознания у дошкольников является актуальной темой в современной психологии и педагогике детства, общей и социальной психологии. От уровня сформированности социальных представлений детей дошкольного возраста зависит успешность процесса их социализации. Сформированные социальные представления помогают ребенку адаптироваться в социуме, жить в соответствии с его нормами и правилами и развиваться в соответствии с возрастом.
В психологии выделены некоторые особенности представлений дошкольников: фрагментарность, но при этом образность, яркость, наглядность, конкретность. В недавних магистерских работах А.Г. Денисовой, Т.Ю. Замкиной, Т.В. Шлетгауэр на основе методов математического анализа подробно проанализированы содержание и структуры социального сознания детей раннего и дошкольного возрастов.
Цель данного исследования - проанализировать содержание социальных представлений о себе и другом у старших дошкольников.
Объект исследования - социальные представления.
Предмет исследования - особенности социальных представлений о себе и другом у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить концепции формирования социальных представлений у дошкольников;
2) выбрать эффективные методы и методики изучения социальных представлений у дошкольников;
3) проанализировать представления старших дошкольников о себе и другом.
Гипотеза: представления о себе и о другом в старшем дошкольном возрасте имеют особенности в их структурных компонентах.
Методологическая и методическая основа исследования.
Помимо классических работ и концепций социальных представлений, разработанных С. Московичи, У. Дуазом, Д. Жоделе, К.А. Абульхановой, более новых теоретических разработок С. Бэрона-Коэна, Дж. Флейвелла, а также современных отечественных исследователей - Е.А. Сергиенко, Т.Н. Емельяновой и некоторых других, системный подход в исследованиях социального сознания реализуется в научной группе И.Г. Маланчук с участием Т.Ю. Замкиной, А.Г. Денисовой, Т.В. Шлетгауэр,
А.А. Ширмовской. Значимыми в разработке темы при этом являются коммуникативный подход, метод не включенного наблюдения с целью фиксации речевой коммуникации людей, методики контент-анализа речевого продукта, реконструкции социальных представлений по фактам речи и языка, математические методы моделирования социального сознания.
Научная новизна: работа продолжает ряд исследований социальных представлений детей в рамках научного семинара И.Г. Маланчук. Впервые предпринят качественный анализ социальных представлений старших дошкольников о себе и другом.
Практическая значимость. Работа позволяет психологам образования и педагогам осознать уровень развития социальных представлений старших дошкольников, использовать это знание в профессиональной деятельности. Работа позволяет также заново поставить вопрос о нормативном, для данного возраста, уровне развития социальных представлений детей. На основе полученной информации становится возможным сравнить особенности социальных представлений старших дошкольников со смежными возрастами - младшим дошкольным и младшим школьным.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 46 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Организованное нами исследование социальных представлений старших дошкольников о себе и другом (сверстнике/сверстниках) позволило выявить существующую разницу (асимметрию) в составе представлений старших дошкольников о себе и другом.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, подтверждена гипотеза исследования.
Дальнейшие исследования могут быть связаны с применением методов математической статистики для выявления связей между социальными представлениями в структуре образов «я» и «другого», сравнительным анализом и выявлением динамики представлений о себе и другом у детей.


1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Институт психологии РАН, 2002, С. 88-103.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспет Пресс, 2014. 363 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспет Пресс, 2009. 288 с.
4. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника:
показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.
5. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5-20.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 398 с.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.
Методическое пособие. М., 2009. 80 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. Академия, 2003. 368 с.
9. Волынчикова Е.А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolpedagog.ru (дата обращения: 03.03.2019).
10. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. № 2. С. 62-76.
11. Глушак Е.В. Психологические особенности динамики формирования представлений при использовании тематических видеофрагментов. Автореф. дисс. М., 2011, 23 с.
12. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2009. 282 с.
14. Денисова А.Г. Полообусловленные структуры социального сознания детей раннего возраста: Магистерская дисс. Красноярск: КГПУ, 2015. 345 с.
15. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. 400 с.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ