ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДРУГОМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Методы изучения и модели развития социальных представлений у
дошкольников 6
1.1.1. Модель формирования социальных представлений дошкольников 6
1.1.2. Методы изучения социальных представлений дошкольников 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И
ДРУГОМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация исследования социальных представлений о себе и
другом у старших дошкольников 34
2.2. Качественный анализ представлений о себе и другом у старших
дошкольников 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Методы изучения и модели развития социальных представлений у
дошкольников 6
1.1.1. Модель формирования социальных представлений дошкольников 6
1.1.2. Методы изучения социальных представлений дошкольников 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И
ДРУГОМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация исследования социальных представлений о себе и
другом у старших дошкольников 34
2.2. Качественный анализ представлений о себе и другом у старших
дошкольников 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Формирование социальных представлений и целостной системы социального сознания у дошкольников является актуальной темой в современной психологии и педагогике детства, общей и социальной психологии. От уровня сформированности социальных представлений детей дошкольного возраста зависит успешность процесса их социализации. Сформированные социальные представления помогают ребенку адаптироваться в социуме, жить в соответствии с его нормами и правилами и развиваться в соответствии с возрастом.
В психологии выделены некоторые особенности представлений дошкольников: фрагментарность, но при этом образность, яркость, наглядность, конкретность. В недавних магистерских работах А.Г. Денисовой, Т.Ю. Замкиной, Т.В. Шлетгауэр на основе методов математического анализа подробно проанализированы содержание и структуры социального сознания детей раннего и дошкольного возрастов.
Цель данного исследования - проанализировать содержание социальных представлений о себе и другом у старших дошкольников.
Объект исследования - социальные представления.
Предмет исследования - особенности социальных представлений о себе и другом у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить концепции формирования социальных представлений у дошкольников;
2) выбрать эффективные методы и методики изучения социальных представлений у дошкольников;
3) проанализировать представления старших дошкольников о себе и другом.
Гипотеза: представления о себе и о другом в старшем дошкольном возрасте имеют особенности в их структурных компонентах.
Методологическая и методическая основа исследования.
Помимо классических работ и концепций социальных представлений, разработанных С. Московичи, У. Дуазом, Д. Жоделе, К.А. Абульхановой, более новых теоретических разработок С. Бэрона-Коэна, Дж. Флейвелла, а также современных отечественных исследователей - Е.А. Сергиенко, Т.Н. Емельяновой и некоторых других, системный подход в исследованиях социального сознания реализуется в научной группе И.Г. Маланчук с участием Т.Ю. Замкиной, А.Г. Денисовой, Т.В. Шлетгауэр,
А.А. Ширмовской. Значимыми в разработке темы при этом являются коммуникативный подход, метод не включенного наблюдения с целью фиксации речевой коммуникации людей, методики контент-анализа речевого продукта, реконструкции социальных представлений по фактам речи и языка, математические методы моделирования социального сознания.
Научная новизна: работа продолжает ряд исследований социальных представлений детей в рамках научного семинара И.Г. Маланчук. Впервые предпринят качественный анализ социальных представлений старших дошкольников о себе и другом.
Практическая значимость. Работа позволяет психологам образования и педагогам осознать уровень развития социальных представлений старших дошкольников, использовать это знание в профессиональной деятельности. Работа позволяет также заново поставить вопрос о нормативном, для данного возраста, уровне развития социальных представлений детей. На основе полученной информации становится возможным сравнить особенности социальных представлений старших дошкольников со смежными возрастами - младшим дошкольным и младшим школьным.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 46 источников.
В психологии выделены некоторые особенности представлений дошкольников: фрагментарность, но при этом образность, яркость, наглядность, конкретность. В недавних магистерских работах А.Г. Денисовой, Т.Ю. Замкиной, Т.В. Шлетгауэр на основе методов математического анализа подробно проанализированы содержание и структуры социального сознания детей раннего и дошкольного возрастов.
Цель данного исследования - проанализировать содержание социальных представлений о себе и другом у старших дошкольников.
Объект исследования - социальные представления.
Предмет исследования - особенности социальных представлений о себе и другом у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить концепции формирования социальных представлений у дошкольников;
2) выбрать эффективные методы и методики изучения социальных представлений у дошкольников;
3) проанализировать представления старших дошкольников о себе и другом.
Гипотеза: представления о себе и о другом в старшем дошкольном возрасте имеют особенности в их структурных компонентах.
Методологическая и методическая основа исследования.
Помимо классических работ и концепций социальных представлений, разработанных С. Московичи, У. Дуазом, Д. Жоделе, К.А. Абульхановой, более новых теоретических разработок С. Бэрона-Коэна, Дж. Флейвелла, а также современных отечественных исследователей - Е.А. Сергиенко, Т.Н. Емельяновой и некоторых других, системный подход в исследованиях социального сознания реализуется в научной группе И.Г. Маланчук с участием Т.Ю. Замкиной, А.Г. Денисовой, Т.В. Шлетгауэр,
А.А. Ширмовской. Значимыми в разработке темы при этом являются коммуникативный подход, метод не включенного наблюдения с целью фиксации речевой коммуникации людей, методики контент-анализа речевого продукта, реконструкции социальных представлений по фактам речи и языка, математические методы моделирования социального сознания.
Научная новизна: работа продолжает ряд исследований социальных представлений детей в рамках научного семинара И.Г. Маланчук. Впервые предпринят качественный анализ социальных представлений старших дошкольников о себе и другом.
Практическая значимость. Работа позволяет психологам образования и педагогам осознать уровень развития социальных представлений старших дошкольников, использовать это знание в профессиональной деятельности. Работа позволяет также заново поставить вопрос о нормативном, для данного возраста, уровне развития социальных представлений детей. На основе полученной информации становится возможным сравнить особенности социальных представлений старших дошкольников со смежными возрастами - младшим дошкольным и младшим школьным.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 46 источников.
Организованное нами исследование социальных представлений старших дошкольников о себе и другом (сверстнике/сверстниках) позволило выявить существующую разницу (асимметрию) в составе представлений старших дошкольников о себе и другом.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, подтверждена гипотеза исследования.
Дальнейшие исследования могут быть связаны с применением методов математической статистики для выявления связей между социальными представлениями в структуре образов «я» и «другого», сравнительным анализом и выявлением динамики представлений о себе и другом у детей.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, подтверждена гипотеза исследования.
Дальнейшие исследования могут быть связаны с применением методов математической статистики для выявления связей между социальными представлениями в структуре образов «я» и «другого», сравнительным анализом и выявлением динамики представлений о себе и другом у детей.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Детское экспериментирование как средство формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста (Калужский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о моральных нормах у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Формирование представлений о народном искусстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности сформированности культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью с синдромом Дауна
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020





