ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
1.1 Понятие агрессии в научной литературе 9
1.2 Понятие задержки психического развития 13
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 16
1.4 Проблема агрессии детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 21
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по изучению
особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 29
2.2 Методика проведения диагностики особенностей проявления агрессии у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 32
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙАГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
3.1 Методы преодоления проблем проявления агрессии у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 39
3.2 Рекомендации по преодолению проблем проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития для педагогов
ДОУ и родителей 43
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность исследования. Напряженность, неустойчивость социальной, экономической, экологической обстановки, сложившейся в настоящее время в России и в мире в целом, является сильнейшим фактором, обуславливающим возрастание разнообразных отклонений личностного развития и поведения детей. Это является предметом особой тревоги
психологов, поскольку их исследования констатируют не только
прогрессирующую отчужденность, повышенную тревожность, духовную опустошенность современных детей, но и их возрастающий цинизм, учащающиеся проявления жестокости, агрессивности (Н. Ю. Борякова, Я. П. Коломинский, Г. Ф. Кумарина, Т. П. Смирнова и др.). Безусловно, решение такой проблемы требует адекватного и эффективного преобразующего психолого-педагогического взаимодействия
При явном пристальном внимании психологов и педагогов к проблемам агрессивного поведения детей и его коррекции, исследователи крайне редко затрагивают в данном аспекте проблему проявления и коррекции агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). При этом практически всеми исследователями, специализирующимися на феномене ЗПР, указывается высокий риск проявления у этой категории детей разных форм отклоняющегося поведения.
Практикующие специалисты в области педагогики характеризуют этих детей как «трудных», «мешающих», «дезорганизующих учебновоспитательный процесс». Психологи же указывают, что у детей с ЗПР (конституционального, соматогенного, психогенного и церебрального происхождения) наблюдается несоответствие эмоционального и личностного развития возрастным нормам. В частности к концу дошкольного возраста эти дети отличаются импульсивностью, неадекватностью в оценке собственных результатов, повышенной утомляемостью, конфликтностью, а также к тревожно-фобическим расстройствам (Н. Ю. Борякова, К. Бюттер, А. И. Захаров, Я. П. Коломинский, И. А. Конева, Г. Я. Кудрина, О. А. Макарова, Г. Паренс и др.). В связи с этим исследователи относят этих детей к «группе риска», поскольку без специальной психологопедагогической поддержки агрессивные проявления в поведении имеют тенденцию преобразовываться в патохарактерологические. При стойких патологических личностных нарушениях в будущем такие дети могут попасть в антисоциальную, криминальную среду, не говоря уже о сложностях в дальнейшем обучении и социализации. Данная проблема до сих пор не решена.
Работы, посвящённые изучению и коррекции агрессии у детей с ЗПР, единичны и чаще всего в них рассматривается младший школьный и подростковый возраст. К сожалению, в научной литературе, касающейся дошкольного возраста, определяющей тревожно-фобические и агрессивнотревожные поведенческие типы у детей с задержкой психического развития, практически не раскрыты особенности этих эмоционально-поведенческих нарушений и специфика их психокоррекции у дошкольников с задержкой психического развития.
Недостаточная разработанность данной проблемы в научной литературе обусловила актуальность ее изучения и позволила определить тему нашей работы «Особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Проблема исследования заключается в необходимости своевременного выявления особенностей проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Целью исследования является определение особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Объект исследования - агрессия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития
отличаются повышенным проявлением агрессивности, что выражается в неумении контролировать свои эмоции, в несформированности сочувствия к другим, и предпочтения прямой физической агрессии.
...
Характерная для современной действительности напряженность, неустойчивость социальной, экономической, экологической обстановки, сложившиеся в нашей стране, определяет возрастание разнообразных нарушений личностного развития и поведения детей. Психологи констатируют прогрессирующую отчужденность, повышенную тревожность, духовную опустошенность детей, частое проявление цинизма, жестокости, агрессивности, требующих эффективного преобразующего психологопедагогического взаимодействия. Особенно уязвимы в этом отношении дети с ограниченными возможностями здоровья в частности дошкольники с задержкой психического развития.
В ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
1. Агрессия это мотивированное, разрушительное поведение, направленное на одушевленные и неодушевленные объекты, противоречащее нормам сосуществования людей в данном культурном обществе, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Принятое нами определение позволяет не разводить понятия агрессия и агрессивное поведение, рассматривать их как синонимы.
2. Задержка психического развития определяется как «нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствует его возрасту)». Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. Однако следует помнить, что «задержка психического развития» - это понятие, объединяющее состояния, отличающиеся друг от друга по ряду признаков.
3. В целом, дошкольники с задержкой психического развития отстают в
развитии от своих сверстников на 2-3 года. Восприятие у них фрагментарное и нецеленаправленное; скорость выполнения перцептивных операций значительно снижена; они испытывают сложности при выполнении заданий по образцу, затруднена ориентировка в пространстве. В связи с низкой работоспособностью и быстрой истощаемостью внимание этих детей неустойчиво, они плохо концентрируются, часто отвлекаются. Действуют импульсивно, с трудом переключаются с одного задания на другое. У дошкольников рассматриваемой группы наблюдается отставание всех видов мышления: затруднены главные мыслительные операции: анализ,
обобщение, сравнение; они часто не могут применить полученные ранее знания для решения новых задач. Память этих детей менее точна, чем у нормально развивающихся дошкольников, значительно снижен объем и прочность запоминания; в большей степени страдает вербальная память. Всем дошкольникам с ЗПР свойственно значительное отставание в развитии речи: беден словарный запас, недостаточно сформирован грамматический строй речи, есть дефекты звукопроизношения и фонематического слуха. Нередко дети данной категории отличаются повышенной тревожностью, вспышками гнева и агрессией, болезненной реакцией на неудачи; резкие перепады настроения, капризность и эгоизм.
4. Агрессивное поведение этих детей принимает разнообразные формы: чаще всего доминирует речевая агрессия: оскорбления, враждебные замечания, грубые требования, насмешки, агрессивного протеста, угрозы, жалобы. Дошкольники с задержкой психического развития, как правило, проявляют такое поведение чаще в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели.
...
1. Аксенова Л. А. Специальная педагогика. - Москва: Академия. 2006. - 400 с.
2. Антонян Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди. - Москва : Юнити-Дана. 2017. - 312 с.
3. Басс А. Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. - Москва : ТЦ Сфера. 1967. - №3. - 204 с.
4. Бендер П. У. Лидерство изнутри. - Москва. 2005. - 252 с.
5. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования [Электронный ресурс]. - URL : https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/bondarevskaa-e-v- licnostno-orientirovannyj-podhod-kak-tehnologia-modernizacii-obrazovania
6. Борисова П. В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой
психического развития старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. - №S1. - C. 106-110. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agressivnogo-povedeniya-detey- s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 18.04.2020).
7. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - Москва : Гном-Пресс. 2002. - 64 с.
8. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. - Санкт- Петербург: Речь. 2013. - 144 с.
9. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учебное пособие для вузов. - Москва: Смысл. 2007. - 544 с.
10. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. - Москва : Просвещение. 1997. - 122 с.
11. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - Санкт-Петербург : Лань. 2003.
• 654 с.
12. Дмитриева Е. Е. Особенности просоциального поведения старших
дошкольников с задержкой психического развития // Материалы Международной научно-практической интернет-конференции
«Специальное образование: опыт, традиции, инновации». Факультет психологии и педагогики Мининского университета. - Нижний Новгород. 2013г. - С. 45-48.
13. Долгова В. И. Пантомимическая активность как детерминанта телесно
психического здоровья дошкольников //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования. 2012. - № 4 (24). - С. 60-62.
14. Еникополов С. Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья. - №1/1995. - 26 с.
15. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения. - Москва: Питер. 2014.
• 157 с.
... всего 57 источников