Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №148933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
1.1 Понятие агрессии в научной литературе 9
1.2 Понятие задержки психического развития 13
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 16
1.4 Проблема агрессии детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 21
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по изучению
особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 29
2.2 Методика проведения диагностики особенностей проявления агрессии у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 32
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙАГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
3.1 Методы преодоления проблем проявления агрессии у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 39
3.2 Рекомендации по преодолению проблем проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития для педагогов
ДОУ и родителей 43
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

Актуальность исследования. Напряженность, неустойчивость социальной, экономической, экологической обстановки, сложившейся в настоящее время в России и в мире в целом, является сильнейшим фактором, обуславливающим возрастание разнообразных отклонений личностного развития и поведения детей. Это является предметом особой тревоги
психологов, поскольку их исследования констатируют не только
прогрессирующую отчужденность, повышенную тревожность, духовную опустошенность современных детей, но и их возрастающий цинизм, учащающиеся проявления жестокости, агрессивности (Н. Ю. Борякова, Я. П. Коломинский, Г. Ф. Кумарина, Т. П. Смирнова и др.). Безусловно, решение такой проблемы требует адекватного и эффективного преобразующего психолого-педагогического взаимодействия
При явном пристальном внимании психологов и педагогов к проблемам агрессивного поведения детей и его коррекции, исследователи крайне редко затрагивают в данном аспекте проблему проявления и коррекции агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). При этом практически всеми исследователями, специализирующимися на феномене ЗПР, указывается высокий риск проявления у этой категории детей разных форм отклоняющегося поведения.
Практикующие специалисты в области педагогики характеризуют этих детей как «трудных», «мешающих», «дезорганизующих учебно­воспитательный процесс». Психологи же указывают, что у детей с ЗПР (конституционального, соматогенного, психогенного и церебрального происхождения) наблюдается несоответствие эмоционального и личностного развития возрастным нормам. В частности к концу дошкольного возраста эти дети отличаются импульсивностью, неадекватностью в оценке собственных результатов, повышенной утомляемостью, конфликтностью, а также к тревожно-фобическим расстройствам (Н. Ю. Борякова, К. Бюттер, А. И. Захаров, Я. П. Коломинский, И. А. Конева, Г. Я. Кудрина, О. А. Макарова, Г. Паренс и др.). В связи с этим исследователи относят этих детей к «группе риска», поскольку без специальной психолого­педагогической поддержки агрессивные проявления в поведении имеют тенденцию преобразовываться в патохарактерологические. При стойких патологических личностных нарушениях в будущем такие дети могут попасть в антисоциальную, криминальную среду, не говоря уже о сложностях в дальнейшем обучении и социализации. Данная проблема до сих пор не решена.

Работы, посвящённые изучению и коррекции агрессии у детей с ЗПР, единичны и чаще всего в них рассматривается младший школьный и подростковый возраст. К сожалению, в научной литературе, касающейся дошкольного возраста, определяющей тревожно-фобические и агрессивно­тревожные поведенческие типы у детей с задержкой психического развития, практически не раскрыты особенности этих эмоционально-поведенческих нарушений и специфика их психокоррекции у дошкольников с задержкой психического развития.
Недостаточная разработанность данной проблемы в научной литературе обусловила актуальность ее изучения и позволила определить тему нашей работы «Особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Проблема исследования заключается в необходимости своевременного выявления особенностей проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Целью исследования является определение особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Объект исследования - агрессия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития
отличаются повышенным проявлением агрессивности, что выражается в неумении контролировать свои эмоции, в несформированности сочувствия к другим, и предпочтения прямой физической агрессии.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Характерная для современной действительности напряженность, неустойчивость социальной, экономической, экологической обстановки, сложившиеся в нашей стране, определяет возрастание разнообразных нарушений личностного развития и поведения детей. Психологи констатируют прогрессирующую отчужденность, повышенную тревожность, духовную опустошенность детей, частое проявление цинизма, жестокости, агрессивности, требующих эффективного преобразующего психолого­педагогического взаимодействия. Особенно уязвимы в этом отношении дети с ограниченными возможностями здоровья в частности дошкольники с задержкой психического развития.
В ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
1. Агрессия это мотивированное, разрушительное поведение, направленное на одушевленные и неодушевленные объекты, противоречащее нормам сосуществования людей в данном культурном обществе, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Принятое нами определение позволяет не разводить понятия агрессия и агрессивное поведение, рассматривать их как синонимы.
2. Задержка психического развития определяется как «нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствует его возрасту)». Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. Однако следует помнить, что «задержка психического развития» - это понятие, объединяющее состояния, отличающиеся друг от друга по ряду признаков.
3. В целом, дошкольники с задержкой психического развития отстают в
развитии от своих сверстников на 2-3 года. Восприятие у них фрагментарное и нецеленаправленное; скорость выполнения перцептивных операций значительно снижена; они испытывают сложности при выполнении заданий по образцу, затруднена ориентировка в пространстве. В связи с низкой работоспособностью и быстрой истощаемостью внимание этих детей неустойчиво, они плохо концентрируются, часто отвлекаются. Действуют импульсивно, с трудом переключаются с одного задания на другое. У дошкольников рассматриваемой группы наблюдается отставание всех видов мышления: затруднены главные мыслительные операции: анализ,
обобщение, сравнение; они часто не могут применить полученные ранее знания для решения новых задач. Память этих детей менее точна, чем у нормально развивающихся дошкольников, значительно снижен объем и прочность запоминания; в большей степени страдает вербальная память. Всем дошкольникам с ЗПР свойственно значительное отставание в развитии речи: беден словарный запас, недостаточно сформирован грамматический строй речи, есть дефекты звукопроизношения и фонематического слуха. Нередко дети данной категории отличаются повышенной тревожностью, вспышками гнева и агрессией, болезненной реакцией на неудачи; резкие перепады настроения, капризность и эгоизм.
4. Агрессивное поведение этих детей принимает разнообразные формы: чаще всего доминирует речевая агрессия: оскорбления, враждебные замечания, грубые требования, насмешки, агрессивного протеста, угрозы, жалобы. Дошкольники с задержкой психического развития, как правило, проявляют такое поведение чаще в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели.
...


1. Аксенова Л. А. Специальная педагогика. - Москва: Академия. 2006. - 400 с.
2. Антонян Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди. - Москва : Юнити-Дана. 2017. - 312 с.
3. Басс А. Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. - Москва : ТЦ Сфера. 1967. - №3. - 204 с.
4. Бендер П. У. Лидерство изнутри. - Москва. 2005. - 252 с.
5. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования [Электронный ресурс]. - URL : https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/bondarevskaa-e-v- licnostno-orientirovannyj-podhod-kak-tehnologia-modernizacii-obrazovania
6. Борисова П. В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой
психического развития старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. - №S1. - C. 106-110. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agressivnogo-povedeniya-detey- s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 18.04.2020).
7. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - Москва : Гном-Пресс. 2002. - 64 с.
8. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. - Санкт- Петербург: Речь. 2013. - 144 с.
9. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учебное пособие для вузов. - Москва: Смысл. 2007. - 544 с.
10. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. - Москва : Просвещение. 1997. - 122 с.
11. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - Санкт-Петербург : Лань. 2003.
• 654 с.
12. Дмитриева Е. Е. Особенности просоциального поведения старших
дошкольников с задержкой психического развития // Материалы Международной научно-практической интернет-конференции
«Специальное образование: опыт, традиции, инновации». Факультет психологии и педагогики Мининского университета. - Нижний Новгород. 2013г. - С. 45-48.
13. Долгова В. И. Пантомимическая активность как детерминанта телесно­
психического здоровья дошкольников //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования. 2012. - № 4 (24). - С. 60-62.
14. Еникополов С. Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья. - №1/1995. - 26 с.
15. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения. - Москва: Питер. 2014.
• 157 с.
... всего 57 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ