Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №148932

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2015
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы познавательного интереса 5
1.1. Понятие познавательный интерес в научной литературе: сущность,
структура 5
1.2. Особенности младшего школьного возраста и проявление
познавательного интереса в младшем школьном возрасте 14
1.3. Формирование отношения к учению и развитие познавательных
интересов в младшем школьном возрасте с помощью нестандартных форм учебной деятельности 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная часть 32
2.1. Методы и организация констатирующего эксперимента 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации 45
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение

Актуальность исследования. К одной из глобальных психолого­педагогических проблем относится проблема формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте. В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют для нас работы А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др., посвященные анализу понятия «интерес» (в том числе, и познавательный интерес) и его компонентов. В работах этих авторов подчеркивается единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон познавательного интереса, мыслительные процессы описываются как его основное структурное ядро.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой следующие задачи:
1. Формирование способности к обучению.
2. Формирование способности к самообучению.
Федеральный государственный стандарт предусматривает использование в образовательном процессе информационно­коммуникативных технологий.
Таким образом, актуальность проблемы развития познавательного интереса младших школьников можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования, т.е. методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.
Как правило, познавательные интересы возникают у детей еще в дошкольном возрасте. Но полученные знания в дошкольном возрасте обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит с помощью педагога. Однако существует очень серьезная опасность того, что с поступлением в школу ребенок продолжит удовлетворять свои познавательные интересы в отрыве от 3
школьного обучения.
Цель исследования — выявить особенности проявления познавательного интереса у младших школьников.
Объектом исследования является младший школьник.
Предмет исследования — познавательный интерес у младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу исследования:
мы полагаем, что познавательный интерес включает в себя интеллектуальную активность, эмоциональную вовлеченность в учебный процесс и обращенность к объектам познания.
Мы предполагаем, что сформированность уровня познавательного интереса в первом классе будет ниже сформированности уровня познавательного интереса, чем в четвертом классе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить сформированность уровня познавательного интереса в первом и четвертом классе экспериментальным путем.
4. Предложить методические рекомендации.
База исследования: Ученики 143 школы (первый и четвертый класс ) в количестве 26 человек (по 13 человек из каждого класса).
Методы исследования: анализ научной литературы; ранжирование проективные методы методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по 4
главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К одной из глобальных психолого-педагогических проблем относится проблема формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте. В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют для нас работы С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева и др., посвященные анализу понятия «интерес» (в том числе, и познавательный интерес) и его компонентов. В работах этих авторов подчеркивается единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон познавательного интереса, мыслительные процессы описываются как его основное структурное ядро.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса младших школьников объясняется общими тенденциями гуманизации образования, т.е. методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.
Проблеме о «познавательном интересе» посвящено много исследовательских работ. Такие ученые как: И.Д. Власова, Р.Д.Т ригер и многие другие изучали познавательный интерес как мотив познавательной деятельности.
Развитие познавательного интереса в первую очередь зависит от развития познавательных процессов, то есть от таких процессов, с помощью которых происходит увеличение знаний (внимание, память, мышление и другие процессы); познавательные процессы зависят друг от друга. Если работать над развитием каждого познавательного процесса, то постепенно будет идти развитие познавательного интереса.
Познавательный интерес в младшем школьном возрасте имеет следующие стадии развития:
1. отрицательный интерес, то есть неприятие;
2. ситуативный;
3. поверхностный или пассивный интерес - созерцание;
4. неустойчивый или локальный интерес;
5. осознанный интерес (устойчивый);
Выделяют методы развития познавательного интереса:
1. формирование готовности восприятия учебного материала;
2. выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, а так же использование занимательного материала;
3. метод создания творческого поиска.
Структурными составляющими выступило триединство компонентов: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.
На основе триединства компонентов, составляющих структуру сформированности уровня познавательного интереса младших школьников, нами был подобран комплекс методик: ранжирование предметов на любимые, интересные, нелюбимые, методика «цветные лепестки» (автор Л.В. Жарова), беседа с учителем, наблюдение, анкетирование по методике Г.И. Щукиной.
По результатам констатирующего эксперимента мы сделали вывод о том, что сформированность уровня познавательного интереса учащихся первого класса ниже, чем сформированность уровня познавательного интереса учащихся четвертого класса. Так как у учеников четвертого класса прослеживается сформированность среднего уровня познавательного интереса. У первоклассников участники эксперимента обладают сформированностью низкого уровня познавательного интереса.
В результате исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: предполагается, что сформированность уровня познавательного интереса в первом классе будет ниже сформированности уровня познавательного интереса, чем в четвертом классе.
Все поставленные задачи исследования выполнены.
Предложили рекомендации для развития уровня познавательного
интереса в младшем школьном возрасте


1. А.Ребер Большой психологический словарь. В 2 томах Издательство «ВЕЧЕ» , 2000-592c.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановой. -Минск: Нар. асвета, 1987. - 111 с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под.ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2008-389с.
4. Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин.- Социос. - 2004, № 10. С.89-92
5. Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. , 1915.
6. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 7 - 41.
7. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. Общая психология. 3 -е изд., перераб. и доп. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. - 383с., ил.
8. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Просвещение, 1977. 486с.
9. Бюрен. Функция музея// Художественный журнал. 2009. No. 73/74.
10. Варшава,Б.Е. и Л.С. Выготский «Психологический словарь» СПб:"Тропа Троянова"; 2008. - 256 с.
11. Вичев В. Мораль и социальная психика, М.1978,
12. Власова И.Д. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей 6-7 лет. Автореф, дисс. Канд .пед. наук - И. 1969-25с.
13. Воспитание у учащихся познавательной активности: Сборник статей/Волгоградский педагогический институт им. А.С. Серафимовича. -Волгоград: ВГПИ, 1971. -С.24-35.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребёнка:
Вопросы психологии. - М.: Педагог, 1999. -541с.
15. Выготский Л.С. Психология познания. - Издательство «Эксмо»,2006. - 32с.
... всего 53 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ