1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГИБКОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 ЛЕТ
1.1. Гибкость: определение, виды и факторы воздействия на организм обучающихся 7-8 лет
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников 7-8 лет
1.3. Средства и методы развития гибкости у обучающихся младших классов
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Методы исследования
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7-8 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ БОРЬБЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НА СЕКЦИЯХ, И ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
3.1. Использование комплекса для развития гибкости средствами борьбы
3.2. Проверка эффективности в педагогическом эксперименте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 устанавливает требования к освоению обучающимися в начальной школе образовательных программ, результатом которых являются универсальные учебные действия: предметные, метапредметные и личностные. [3, с. 11].
Значение физической культуры в школьный период заключается в создании фундамента для разностороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. В наше время у детей нет мотивации развивать свою гибкость, вследствие не происходит полноценного развития.
Проблема развития гибкости детей рассматривается многими авторами: Ж.К.Холодовым, Ю.Ф. Курамшиным, Л.П. Канаковой и т.д
Так, например Ю.Ф. Курамшин в своих работах рассматривал виды гибкости и критерии гибкости. Так же он выделял факторы, определяющие уровень развития гибкости. Под гибкостью он понимал комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.
Л.П. Канаковой, 2001 было выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценного физического развития, в том числе и развитие основного двигательного качества.
В работах Ж.К. Холодова гибкость определяется как способность выполнять как способность выполнять движения с большой амплитудой.
Автор описывает методику развития гибкости детей, знакомит с понятием «стретчинг».
В теории и методике физического воспитания под гибкостью принято понимать подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.
Это физическое качество необходимо развивать систематически с раннего детства. Недостаточная гибкость, по мнению А.Б. Лагутина, 1996, приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточное развитие гибкости у младших школьников приводит к несовершенной технике, а также к травмированию.
В спортивной деятельности гибкости уделяется большое внимание. Ю.Ф. Курамшин, 2004 отметил, что высокий уровень развития гибкости имеет большое значение при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные литературы и спортивной практики показывают, что развитие гибкости в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как младший школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки.
М.А. Бабасян, 1970; В.И. Лях, 1990 утверждали, что анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях свидетельствует о том, что основное внимание на уроках физической культуры уделяется обучению основным движениям. В результате школьники не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие гибкости.
Мониторинг по определению уровня развития гибкости младших школьников показал, что результаты развития этого качества довольно низкие. Именно гибкость у младших школьников развита меньше всех двигательных качеств.
Таким образом можно сформулировать следующее противоречие. Признавая большую значимость гибкости в организации физического воспитания младших школьников именно гибкость развита недостаточно. На основании имеющихся противоречий, имеет место и проблема: каким образом развить двигательное качество гибкость в процессе физического воспитания учащихся начальной школы.
...
В физической культуре развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию.
Упражнения для развития гибкости помогут:
- укрепить суставы и связки;
-укрепить мышечные волокна;
-сделать мышцы более эластичными;
-предупредить травмы.
Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.
В дипломной работе было изучен процесс развития гибкости у обучающихся 7-8 лет с использованием средств из спортивной борьбы на уроках физической культуры.
На констатирующем этапе был проанализирован ряд литературных источников, который позволил выявить следующее определение гибкости - это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движений звеньев тела. Простым языком то, это способность человека выполнять физические упражнения с большой амплитудой.
Также были рассмотрены теоретические основы развития гибкости и особенности развития их в возрастной период 7-8 лет, при учёте анатомофизиологических, психолого-педагогических и возрастных особенностей, среди которых:
учёт типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку;
учёт типа конституции (телосложения);
совокупность антропометрических параметров и физиологических составляющих;
учёт типов темпераментов;
учёт скорости психических процессов и темпа изучения упражнений;
учёт особенностей внимания младших школьников;
учёт наиболее благоприятных периодов.
Было выявлено, что возраст 7-8 лет является сенситивным (наиболее благоприятным) периодом для целенаправленного развития гибкости [3].
На первом этапе педагогического эксперимента также были выявлены основные параметры исследования: цель, задачи, объект, предмет и гипотеза.
Формирующий этап представлял собой определение состава контрольной и экспериментальной групп. Для проведения эксперимента с помощью педагогических тестов были отобраны обучающиеся 7-8 лет, которые показали относительно равные показатели. Обучающиеся контрольной группы занимались по общепринятой программе, а обучающиеся экспериментальной группы занимались по разработанной комплексу специальных упражнений, который включал в себя перечень упражнений из спортивной борьбы.
Комплекс специальных упражнений, применяемый в
экспериментальной группе, благоприятно повлияла на процесс развития гибкости обучающихся 7-8 лет. Этому свидетельствовали положительные изменения показателей контрольно-педагогических тестов.
Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтверждают гипотезу о том, что применение специальных упражнений на уроке физической культуры способствует развитию гибкости обучающихся 78 лет, то есть разработанный комплекс упражнений является эффективным.
1. Агафонов Э.В., Мешалкин О.Г. Техника борьбы. - Красноярск, 2012. - 600 с.
2. Акопян А.О. Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки /А.О. Акопян, А.А Новиков. - М., 2010, т. 1. - С. 21-31.
3. Вайцеховский С.М. Книга тренера /С.М. Вайцеховский. - М.:
Физкультура и спорт, 2011. - 246 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 215 с.
5. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. /Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 2011. - 176 с.
6. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация /А.Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 272 с.
7. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств: 3е издание, переработанное и дополненное /И.А. Гуревич. - Минск, 2011. - 255 с.
8. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов /В.М. Дьячков и др. //Педагогические проблемы управления /Под общей ред. В.М. Дьячкова. - М.: Физкультура и спорт,
2012. - 245 с.
9. Железняк Ю.Д., Петров П.К.. Основы научно-методической деятельности физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр. Академия; 2011.264с.
10. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физ. качества) под общей редакцией А.В. Карасев. - М., Лептос, 2010 - 368с. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст]/ В.И. Лях // Теория и практика физической культуры, 1990. - 15с.
11. Крак, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании школьников [Текст]./ В.Н. Крак. - М.: физкультура и спорт, 2003. - 312с.
12. Кузин, В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России [Текст]./ В.В. Кузин// Теория и практика физической культуры. - 1996 №9. 55 - 57с.
13. Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств школьников [Текст]./ З.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2000. - 204с.
14. Кудрявцев, В.Г. Спорт: событие и судьба [Текст]./ В.Г. Кудрявцев. - М.: Просвещение, 1999. - 367с.
15. Кулинко, Н.Ф. Теория и организация физической культуры [Текст] Учебное пособие для институтов физической культуры/ Н.Ф. Кулинко. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 159с.
... всего 31 источник