ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 КЛАССОВ ЕЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВ (на приемах борьбы дзюдо)
1.1. Физиологическое качество «выносливость» и ее значение для
физического воспитания школьников 5
1.2. Особенности физического воспитания и развитие физических
качеств у школьников среднего школьного возраста 6
1.2.1. Анатомо физиологические и психологические особенности данного
возраста для развития основных ведущих качеств у них (силы, выносливости) 10
1.3.1. Развитие выносливости 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 28
2.2.Организация исследования 28
ГЛАВА 3. Разработка методов развития выносливости у школьников 8-9 классов элементами борьбы (дзюдо) с учетом их возрастных особенностей в педагогическом эксперименте
3.1. Разработка 31
3.2. Проверка эффективности в педагогическом эксперименте 32
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каждому человеку от рождения присущи основные двигательные качества: координация, сила, скорость, выносливость и гибкость, которые он развивает в течение жизни и владеет ими в большей или меньшей степени. Безусловно, все они важны для человека и тем более для спортсмена. Но, на наш взгляд, качеством, лимитирующим все остальные, является выносливость, так как в том или ином виде она присутствует в каждом из них. Например, координационная выносливость - устойчивость сформированных рациональных форм координации движении по отношению к неблагоприятным воздействиям утомления и других факторов (35). Силовая выносливость - способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе (35, 63). Скоростная выносливость -
способность организма противостоять утомлению при нагрузках субмаксимальной или максимальной интенсивности и в условиях преимущественно анаэробной мобилизации энергии (35, 64).
Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость непосредственно определяет результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, конькобежный спорт - длинные дистанции, лыжные гонки и др.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.) и, наконец, з третьих, где упражнение кратковременно и на первый взгляд необходимости в выносливости не существует, она помогает длительно переносить высокие тренировочные - нагрузки и обеспечивает .быстрое восстановление сил организма между тренировками (метания, прыжки, спринтерский бег, тяжелая атлетика и пр.) (7).
Объект исследования. Процесс развития выносливости в учебнотренировочном процессе с помощью использования специальных упражнений игр-единоборств. Предмет исследования: Методика) развития выносливости в учебно-тренировочном процессе у детей 13-14 лет в борьбе Дзюдо.
Цель исследования: Экспериментальное обоснование использования специальных упражнений и игр-единоборств развития выносливости у детей 13-14 лет в борьбе Дзюдо.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование специальных упражнений и игр-единоборств в учебно-тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию двигательного качества выносливости детей 13-14 лет в борьбе Дзюдо.
Задачи исследования:
1. Определить состояние изучаемой проблемы в научно-методической литературе.
2. Осуществить создание новой методики развития двигательного качества выносливости.
3. Выявить влияние методики на развитие двигательного качества выносливости.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников
2. Анкетирование
3. Метод контрольных упражнений
4. Метод педагогического наблюдения
5. Педагогический эксперимент
6. Метод статистической обработки
1. Выносливость - одно из главнейших физических качеств, которые необходимы борцу.
2. Общая выносливость - способность длительно выполнять работу и
бороться с утомлением.
3. Общая выносливость служит базой для специальной выносливости и
подлежит развитию в первую очередь.
4. Специальная выносливость [борца] - способность эффективно вести борьбу необходимой интенсивности и в течение времени по правилам соревнований.
Основные методы развития выносливости - равномерный, переменный, повторный, интервальный, переменно-интервальный, соревновательный, игровой, круговой тренировки, увеличения времени, нарастающего темпа (плотности занятий), строго регламентируемого упражнения, контрольный. Средства для развития общей выносливости:
Обще подготовительные, специально-подготовительные,
соревновательно - подготовительные и соревновательные упражнения (утренние прогулки, длительные схватки (до 30 мин), спортивные игры (1 час и более), подвижные игры с частыми повторениями, бег на средние и длинные дистанции, игра «Борьба за мяч», кроссовый бег (до 20 км), бег на лыжах (до 10 км), бег на коньках, плавание, спортивная ходьба, пешие походы в высоком темпе, прыжки со скакалкой (до 6 мин), езда на велосипеде, гребля, бег по снегу или мягкому грунту.
Для развития выносливости рекомендуются различные игры на ковре с использованием приемов борьбы, регби, вольные схватки (5-6 трехчетырехминутных периодов с постепенным увеличением времени) или двухразовые со сменой партнеров, борьба за захваты, борьба за набивной мяч, борьба с применением простейших приемов, упражнения с небольшими отягощениями, спортивные игры, круговые тренировки с бросками манекена, серии из 10 бросков в максимальном темпе - по 12 серий каждому борцу, подскоки со скакалкой, тренировка с более тяжелым партнером.
В специальной литературе присутствует обилие средств и методов для развития общей и специальной выносливости, но отсутствуют четкие критерии для их оценки.
Отсутствие программ по развитию специальной выносливости не позволяет развивать ее более эффективно и тормозит развитие борьбы .
Предложенная нами методика показала достоверный прирост развития выносливости уже через 3 месяца ее применения.
Согласно анкетирования значимость подвижных игр, а особенно специализированных подвижных игр с элементами единоборства, присущими спортивной борьбе в последнее время возрастает.
Игры-единоборства применяются для создания высокого эмоционального фона, восстановления сил в ходе занятия, обучения элементам тактики и формирования оперативного (тактического) мышления у борцов, развития выносливости и других качеств борца.
Игры-единоборства безопасны и просты в организации, не требуют от занимающихся специальной подготовки и могут проводиться в условиях любого зала без дополнительного оснащения и инвентаря.
1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо: Учебное пособие. - Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. - 352 с: ил.
2. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. - М.:
Физкультура и спорт, 1986,-304с,
3. Алиханов И.И., Шахмурадов Ю.А. Тактика вольной борьбы//Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1985. - С.30-33.
4. Алферова Т. В., Сиротин О. А. Оценка функциональной
подготовленности борцов//Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1980.- С.
53-56.
5. Беккер И., Семенеев С. Вольная борьба (учебное пособие). - Кишинев: Картя Молдовянскэ, 1976. - С. 13-15.
6. Белов B.C. Морально-волевая подготовка борцов// Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1980. - С.5-9.
7. Вайцеховекнй СМ. Книга тренера. М., Физкультура и спорт,
1971. - 312 с: ил. Верхошанский Ю.В. Нагрузки в борьбе. В кн. Основы подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С 68.
8. Витковский С.С. Вольная борьба. Методические рекомендации по развитию и контролю физических качеств борца вольного стиля. - Красноярск: Изд-во КСХИ, 1989. - 31 с.
9. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт,1977.-С.11-12.
10. Выдрин В.М. Ученые записки ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта. Л.,
1972, с. 177.
11. Галковский Н.М. Опыт тактического мастерства - молодым борцам/'/Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1985. - С.27-30.
12. Годик М.А. Метрологические основы контроля за физической подготовленностью спортсменов. В кн.: Спортивная метрология/Под общ. ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. C. 192-193.
13. Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами. - 2-е изд., перераб. И доп. - Мн.: Полымя, 1992. - 207 с: ил. 15. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. — 3-е изд. перераб. и доп. -Мн.: Вышейшая школа, 1985. - 256 с: ил.
14. Дахновский В. С, Рукавицин Б. Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. Мн.: Полымя, 1989. - 192 с.
15. Дутов B.C., Герасимов Ю.Н., Рубанов М.Н. и др. Подбор спарринг-партнеров как способ совершенствования специальной физической и технико-тактической подготовленности дзюдоистов. Теория и практика физической культуры. М., 1985. - №12. - С.7-8.
... всего 64 источников