ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 6
1.2. Классификация координационных способностей 12
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОМЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ 36
3.1. Обоснование констатирующего этапа
36
3.2. Разработка комплекса упражнений для развития
координационных способностей у детей среднего школьного возраста средствами
аэробики 37
3.3. Проверка эффективности разработанного комплекса 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность. В настоящее время физическое воспитание в общеобразовательных школах ведется по типовому учебному плану, который можно назвать классической формой организации обучения. Но, возрастающие требования к физической подготовке школьников, в том числе федеральных, такие как федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» и Стратегия развития культуры физической культуры и спорта в Российской Федерации указывает на необходимость поиска новых путей решения задач физического воспитания, разработки программ, технологий, комплексов, которые будут способствовать развитию физических качеств и повышению уровня подготовленности. Поиск эффективных способов воспитания тех или иных физических качеств убеждает в том, что еще не до конца реализовали все возможности.
Развитие физических качеств - многогранный процесс, требующий особого внимания к каждому физическому качеству в процессе его развития. Перед учителем физической культуры стоят важные задачи по гармоничному физическому развитию ученика, с одной стороны, и ранней спортивной дифференциации с учетом особенностей того или иного вида спорта, с другой. Каким бы ни был вид физической активности или спорта, помимо таких физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, занимающийся должен уметь тонко дифференцировать свои движения по направлению, амплитуде, времени и степени мышечного усилия, т. е. научиться контролировать свои движения.
Одним из способов эффективного управления своими движениями, на наш взгляд, является улучшение навыков координации. Координационные способности выражаются в способности человека точно, быстро и экономно решать двигательные задачи.
Только рациональное движение, физически близкое к совершенству, позволяет максимально проявить способности силы, выносливости и т. д., особенно это актуально при их комплексном проявлении в гимнастике, спортивно-подвижных играх и единоборствах.
Это позволяет выделить координационные способности как одно из важнейших физических качеств, особенно на этапе формирования двигательных действий.
Анализ школьных программ и литературных источников по данной теме позволяет сделать вывод о том, что развитию координационных способностей уделяется недостаточное внимание ни на школьных уроках, ни в большинстве спортивных секций.
В связи с вышеизложенным мы видим наличие проблемы, которая характеризуется, с одной стороны, необходимостью повышения координационных способностей детей школьного возраста, а с другой - отсутствием оптимальной методики для развития этого физического качества.
Цель исследования: разработка комплекса упражнений для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста средствами аэробики в режиме школьного дня.
Объект исследования: внеурочный процесс по физическому
воспитанию у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: Комплекс упражнений для развития
координационных способностей.
Задачи исследования:
1. Провести аналитико-теоретический обзор литературы по развитию координационных способностей.
2. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей средствами аэробики.
З.Оценить эффективность комплекса упражнений для развития координационных способностей.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы;
2. Педагогическое тестирование;
3. Педагогический эксперимент;
4. Математические методы обработки информации.
В результате проанализированной информации можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников и научных работ показал, что проблема развития качественных сторон двигательной деятельности, а именно двигательных координаций, разработана недостаточно: мало элементов новизны, не отличаются большим многообразием форм выполнения движений.
2. Нами был разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста, включающий средства аэробики.
3.Оценка эффективности разработанного комплекса упражнений показал, что в контрольном испытании «Прыжок вверх» в контрольной группе средний результат изменился с 4,2 см до 3,9 см. В экспериментальной группе за аналогичный период результат изменился с 4,4 см. до 3,1 см., что составило 1,3 см., при статистически достоверном уровне различий.
В контрольном испытании «Челночный бег» в контрольной группе средний результат изменился с 8,7 сек. до 8,6 сек. В экспериментальной группе за аналогичный период результат изменился с 8,8 сек. до 8,4 сек., что составило 0,4 сек., при статистически достоверном уровне различий.
В тесте «Гимнастический комплекс» в контрольной группе средний результат изменился с 14,0 сек. до 13,4 сек. В экспериментальной группе за аналогичный период результат изменился с 13,6 сек. до 12,1 сек., что составило 1,5 сек., при статистически достоверном уровне различий.
Анализ результатов, полученных по итогам педагогического эксперимента, позволяет сделать заключение об эффективности разработанного нами экспериментального комплекса упражнений для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
1. Алексеева С.А. Специфика научных и методологических подходов к занятиям физической культурой. Анализ проблем и перспективы развития / С.А. Алексеева // Материалы научно-практической конференции «Проблемы применения научных знаний в современной медицинской практике». - Казань: Казанский государственный университет им. В.И.
Ульянова-Ленина, 2014. - С. 10-19.
2. Аэробика: теория и методика: Учебник / Под ред. Крючек Е.С.. - М.: Academia, 2015. - 12 c.
3. Барановская, И.А. Физическая нагрузка подростков в условиях школы: проблемы составления эффективных программ физического развития / И.А. Барановская // Физическая культура. - 2014. - № 7. - С. 52-60.
4. Благовольцева, И.А. Основные этапы и проблемы развития физических способностей человека: риски возникновения патогенных состояний и функциональные нормы на каждом возрастном этапе / И.А.
Благовольцева // Военно-медицинский журнал. - 2013. - № 12. - С. 105-113.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 416 c.
6. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического
обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
7. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис:
Учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - М.: Советский спорт, 2015. - 312 c.
8. Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А.
Бишаева, В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 c.
9. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
10. Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 с.
11. Дмитриевская, Е.Н. Физические способности в подростковом возрасте / Е.Н. Дмитриевская // Вопросы диагностики в педиатрии. - 2012. - № 7. - С. 152-161.
12. Должиков, И.И. Физическая культура: пособие для учителей. - М.: Айрис пресс, 2016. - 290 с.
13. Забурдаева, М.А. Анатомо-физиологические особенности подростков и их влияние на достижения в спортивной деятельности: корреляционный анализ / М.А. Забурдаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинского обеспечения спортивной деятельности». - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. - С. 119-128.
14. Калинина, И.Ф. Комплексный подход к проведению занятий оздоровительной аэробикой со студентками высших учебных заведений: дисс... канд. пед. наук / И.Ф. Калинина. - М., 2007. - 140 с.
15. Ким, Т.К. Современные виды оздоровительной аэробики в физическом воспитании студенток высших и средних учебных заведений / Т.К. Ким // Интеграция инновационных систем и технологий в процессе физического воспитания молодежи. Том 1. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 103-108.
... всего 35 источников