ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РФ 6
1.1 Общая оценка экономико-политического положения России в современных реалиях 6
1.2 Анализ перспективной роли въездного туризма для РФ в новых геополитических условиях 9
1.3 Структура въездного турпотока РФ: основные тенденции, проблемы и новые направления развития 13
ГЛАВА 2. АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН И СТРАНЫ СНГ – НОВЫЕ ПОСТАВЩИКИ ТУРИСТОВ В РФ 18
2.1 Оценка АТР для въездного туризма РФ: страны-лидеры и актуальные рынки взаимодействия 18
2.2 Оценка СНГ для въездного туризма РФ: страны-лидеры и актуальные рынки взаимодействия 24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТРАН-ЛИДЕРОВ АТР И СНГ 29
3.1. КНР –основной драйвер развития туризма с РФ на рынке АТР 29
3.2Казахстан – перспективный лидер въездного туризма из стран СНГ 33
3.3. Новые предложения для привлечения турпотоков выбранных стран 36
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ТУРПРОДУКТА ДЛЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 39
4.1 Турпродукт «Санкт-Петербург – Калининград: побег к Балтийским берегам» 39
4.2. Калькуляция тура 45
4.3. Стратегии и каналы продвижения турпродукта на цифровых площадках 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
За последние несколько лет во въездном туризме РФ наблюдались тенденции резкого сокращения интенсивности въездных потоков вследствие ограничений Covid-2019 и последующих политических санкций. Однако процесс ускоренной адаптации к изменениям и переориентации туристского рынка на сотрудничество с дружественными развивающимися государствами также не заставил себя ждать. Сегодня наиболее перспективными регионами для такой кооперации являются страны – Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления новых тенденций и проблем для разработки туристских продуктов РФ на международный рынок, а также постепенным возрастанием интереса среди туристов СНГ и азиатского региона к популярным российским направлениям.
Ввиду особенностей векторов экономического и политического взаимодействия РФ с другими государствами в новых геополитических реалиях особое внимание в качестве объектов исследования в данной работе уделено – турпотокам из Китайской Народной Республики (в качестве страны-лидера АТР) и Республики Казахстан (в качестве страны-лидера СНГ). Предметом исследования являются новые предложения для туристов из указанных стран и возможности их осуществления в современных реалиях.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по созданию новых турпродуктов и диверсификации предложений с целью привлечения молодежной китайской аудитории, а также создания и продвижения позитивного образа России через соцсети и современные медиа с последующей оценкой эффективности предложенных мероприятий.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
1) Проанализировать экономико-политическое положение РФ на международном рынке туристских услуг
2) Оценить роль и потенциал въездного туризма РФ в новых реалиях
3) Провести общую экономическую компаративистику стран АТР и СНГ для выявления наиболее перспективных стран для сотрудничества в сфере туризма
4) Выявить основные проблемы и перспективы кооперации со странами АТР и СНГ
5) Разработать перспективный турпродукт для новых въездных туристских рынков на основе актуальных тенденций и потребностей целевой аудитории
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, четыре главы, заключение и список литературы. При составлении плана работы был использован метод дедуктивного построения – синтеза информации от общего к частному.
В первой главе дается общая оценка экономико-политического положения России в современных реалиях, а также анализируется роль въездного туризма и тенденции его последующего развития для страны. Также рассматривается структура въездного турпотока в последние годы и актуальные региональные рынки взаимодействия в сфере туризма.
Во второй главе освещены вопросы, связанные с более глубокой и разносторонней оценкой выбранных регионов (АТР и СНГ) в качестве главных союзников России, а также проводится экономическая и политическая компаративистика государств для выявления наиболее перспективных стран-поставщиков туристов в РФ.
В третьей главе подробно рассматриваются выявленные в предыдущей главе страны-лидеры выбранных регионов. Приводится статистика выездных турпотоков из исследуемых стран, а также диаграммы целей поездок, длительности пребывания, влияние сезонности путешествий, на основе которых сформулированы основные факторы, сдерживающие развитие туризма с этими странами. Помимо анализа статистических данных, в качестве инструмента по изучению возможностей и угроз в формировании актуальных предложений и созданию эффективной стратегии для нивелирования нежелательных факторов был использован– SWOT-анализ. На основе полученных данных, был разработан ряд рекомендации по оптимизации и диверсификации турпродуктов для удовлетворения нужд и потребностей туристов из выбранных стран СНГ и АТР.
В четвертой главе дается решение практического кейса: пример маршрута по Калининградской области для граждан КНР и Казахстана с учетом последних тенденций, а также обосновывается его актуальность. Программа тура адаптирована под особенности молодежной аудитории (от 25 до 40 лет), их запросы, потребности и интересы. К программе тура прилагается расчет стоимости реализации маршрута и возможные пути продвижения на платформах и социальных сетях.
Заключение кратко описывает основные итоги исследования.
В данной работе были изучены показатели по въездному туризму РФ, учтены и проанализированы их особенности, а также охарактеризована роль въездного туризма в новых геополитических реалиях для страны в целом. В результате исследования было выявлено, что сфера туризма будет являться важной скрепой сотрудничества с дружественными странами-партнерами, а также может стать мостом для взаимодействия с государствами, установление экономико-политических связей с которыми еще находится в начальной стадии.
Согласно последним тенденциям, выездные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона увеличивают свои масштабы и географию поездок, что повышает их привлекательность для многих стран. Одним из главных партнеров стран АТР по развитию турпотоков с РФ является – КНР, стабильно поставлявший в страну около 1.5 млн туристов ежегодно (до начала пандемии Covid-2019). Однако несмотря на такой надежный вектор двустороннего сотрудничества, было выявлено много факторов, которые негативно сказывались на туристской отрасли России: большой процент «теневого» или «серого» бизнеса, который обеспечивал отток денежных средств китайских туристов из РФ, высокая нагрузка на инфраструктуру и феномен «овер-туризма» в пиковые месяцы для посещения при значительно более низком спросе в другие сезоны, позиционирование России как дестинации для более старшего поколения (45+), что снижало ее аттрактивность на рынке китайских услуг для более обеспеченных слоев населения, и как следствие «дешевизна» предлагаемых «горячих туров».
Для того, чтобы эти факторы не имели возможность возобновления после открытия границ, необходима переориентация и диверсификация туристских услуг на другой сегмент потребителей (более молодую аудиторию от 25 до 40 лет со средним заработком от 900$), что позволит увеличивать цены на турпродукты, а также откроет возможности для развития регионального туризма, поскольку эти туристы любят путешествовать и постоянно находятся в поисках нового и необычного. Также крайне важным является совершенствование и доработка нормативно-правовой базы, регулирующей работу гидов, а именно раздела с применением санкций к нарушителям закона о предоставлении услуг. Наиболее эффективное продвижение турпродуктов предлагается через китайские цифровые платформы (ОТА, социальные сети), поскольку там сосредоточен основной трафик целевой аудитории.
Особое внимание также уделялось сотрудничеству со странами СНГ в качестве долгосрочных и надежных союзников в выстраивании туристского пространства. Основная проблема развития туризма с данными странами заключается в наличии низкой доли турпотока в общем количестве въезжающих. Миграции людей на постсоветском пространстве в основном происходят с частными, рабочими или учебными целями, а туризм занимает менее трети въезжающего потока. Однако как отмечают эксперты АТОР в новых геополитических условиях, эта ситуация будет постепенно меняться, а страны СНГ станут одним из наиболее многообещающих въездных рынков для России. На сегодняшний день самый перспективный по экономическим показателям (количество среднего класса, средние доходы населения), а также показателям въезда именно с туристскими целями стала – Республика Казахстан. Для того чтобы повысить процент «организованных» туристов из этой страны предлагается также дифференцировать существующие предложения на туррынке, а также повышать узнаваемость турпродуктов через установление связей с казахстанскими туроператорами, участия в совместных выставках. Еще одним эффективным инструментом для увеличения процента групповых туров из Казахстана может стать разработка и популяризация межрегиональных маршрутов.
Таким образом, важно учитывать, что рост числа иностранных туристов не является панацеей для решения проблем в отрасли. Гораздо более важную ценность составляет качество этих турпотоков и объем выручки, который остается в бюджете страны. В связи с этим необходимо тщательно продумать меры по предотвращению всех сдерживающих факторов развития туризма для каждого региона. От того, насколько быстро Россия сможет адаптироваться к изменениям и эффективно имплементировать новые стратегии, будет зависеть ее место в перераспределении мировых туристских потоков, а также реализация ее потенциала как дестинации для международного туризма в современных реалиях.
1. Россия и мир: 2023. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский; отв. ред.: Г.И. Мачавариани, И.Я. Кобринская. – Москва: ИМЭМО РАН, 2022. – C.130.
2. EU restrictive measures against Russia over Ukraine (since 2014) [электронный ресурс] // Official European Union website notification sanctions - URL:https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/restrictive-measures-against-russia-over-ukraine- (дата обращения 01.03.2023)
3. Российская экономика: аналитическое исследование [электронный ресурс]/ официальное бюро НКР – Россия, 2022 –C.135 - URL: https://docs.raitings.ru/docs/view(дата обращения 03.03.2023)
4. Как российская экономика переносит санкции [электронный ресурс] / URL: https://journal.tinkoff.ru/short/sanction-facts/ (дата обращения 03.03.2023)
5. Информационно-аналитический сборник Банка России/ [электронный ресурс] // Доклад о денежно-кредитной политике. - июль, 2022. №4 (125). - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view (дата обращения 03.03.2023)
6. World tourism definition: rethinking tourism/ [электронный ресурс] // United Nations World Tourism Organization - Madrid, 2022. P 43. / URL: https://www.unwto.org/ru
7. А.С. Кусков./ Основы туризма : учебник/ А.С. Кусков. Ю.А. Джаладян — М.: КНОРУС, 2008. - 156 с.
8. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: [Распоряжение от 20 сентября 2019 года N 2129-р] // ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. – 2022. – № 31, ч,1. – Ст. 23.
9. Доклад всемирного экономического форума (WEF)/ [электронный ресурс] // Travel & Tourism Development Index 2021 Rebuilding for a Sustainable and Resilient Future. - INSIGHT REPORT. – P.23 /URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022
10. Климова Т.Б./ Россия в мировом туристском пространстве / Т.Б. Е.В, О.В Климова, Вишневская, Яковенко // Научный результат: электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-mirovom-turistskom-prostranstve/viewer. – Дата публикации: 19.06.2021.
11. Сборник ЮНВТО Всемирной туристской организации UNWTO./[электронный ресурс] // World ToursimBarometr. - Volume 18 Issue 5. - September 2020 - URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/wtobarometerrus.2020.18.1.4
12. ЯшаловаН.Н., Зубрилина О.А./Финансовые поступления от международного туризма в России: сравнительный анализ, проблемы, пути их решения // Яшалова Н.Н., Зубрилина О.А., Понедельник А.А., Латушко Н.А., Рубан Д.А. /Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2018. Т. 17, No 2. С. 200–223. DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.2.009.
13. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат.сб./Росстат. – М., 2022 – С.252
14. Доклад «Оценка влияния въездного туризма на экономику России»/Аналитический центр при Правительстве РФ/ Стат.сб./Росстат. – М., 2022 – С.126
15. Статистический бюллетень Федеральной службы государственной статистики/ Численность и миграция населения РФ в 2019-2020 гг. [электронный ресурс] //ФСБ – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/3lHwAEnt/bul-migr19.xlsx
16. China to resume issuing visa for foreigners[электронный ресурс] // China Tourism Forum, 2022. – URL:https://mp.weixin.qq.com/s/eM4pt1D0rQzAuyQsRSYdnw(датаобращения 08.03.2023)
17. Челлендж во въездном туризме — 2022: прорвать информационный вакуум./ [электронный ресурс] /URL:https://profi.travel/articles/56000/details
18. Электронные визы и платежную карту для интуристов запустят в 2023 году/ [электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax.ru/russia/890609 (дата обращения: 11.03.2023)
19. Кучумов А.В, Тестина Я.С, А.В. Новые вызовы индустрии туризма в России в 2022 году / А.В Кучумов, Тестина Я.С // Экономический вектор №3 . – Санкт-Петербург, 2022. – С. 70.
20. Что иностранцы знают о России // Российское информационное сообщество/ [электронный ресурс]. – URL: https://pobedarf.ru/2020/09/03/inostranczy-ne-edut-v-rossiyu-iz-za-otsutstviya-informaczii/ (дата обращения: 15.03.2023)
21. Сафина С.С, Амосова Г.М. Анализ конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона /Сафина С.С, Амосова Г.М // Глобализация и мировые хозяйственные процессы . – Санкт-Петербург :СпбГЭУ, 2017. – С. 30.
22. Россия стала лидером по турпотоку в Таиланд среди не-азиатских рынков // Ассоциация туроператоров АТОР/ [электронный ресурс] – URL: https://www.atorus.ru/node/50501 (дата обращения: 17.03.2023)
23. Бочкарева, Н.В Туристический бизнес Таиланда: новые вызовы и прогнозы / Н.В Бочкарева // Вестник Бурядского государственного университета: экономика и менеджмент . – Улан-Удэ, 2018. – С. 14-18. – ISBN 10.18101/2304-4446-2018-2-12-19
24. Сенатор сообщил о заинтересованности России и Таиланда в постпандемийном развитии туризма // Тass/ [электронный ресурс]– URL: https://tass.ru/ekonomika/16190353 (дата обращения: 22.03.2023)
25. Шахигулин, А. С. Сотрудничество Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам в сфере туризма и перспективы его дальнейшего развития в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19 / А. С. Шахигулин // Россия и Азия. – 2021. – № 3(17). – С. 33-46.
26. Российский турпоток в Индонезию по итогам 2022 года восстановился почти на 50% // Ассоциация туроператоров России АТОР/ [электронный ресурс] – URL: https://www.atorus.ru/node/51334 (дата обращения: 22.03.2023)
27. Индонезия заинтересована в развитии туризма среди россиян // РИА Новости/[электронный ресурс]– URL: https://ria.ru/20220719/indoneziya-1803365305.html (дата обращения: 24.03.2023)
28. Рынок Индонезии может стать самым интересным для развития туризма в России // VC.ru:[электронный ресурс] – URL: https://vc.ru/life/510766-rynok-indonezii-mozhet-stat-samym-interesnym-dlya-faunderov-iz-rossii (дата обращения: 25.03.2023)
29. Мартынов, Д.А Монголия ждет туристов из России / Д.А Мартынов // Регионы России : электронный журнал. – URL: https://www.gosrf.ru/mongoliya-zhdet-turistov-iz-rossii/. – Дата публикации: 16.02.2023.
30. Потапов, С.В Южная Корея и ее отношения с миром / С.В Потапов // Комерсантъ: электронный журнал. – URL: https://www.kommersant.ru/theme/2303 (дата обращения 28.03.2023)
31. Интернет портал СНГ // О деятельности Совета по туризму государств – участников СНГ : сайт. – URL: https://e-cis.info/news/566/93075/ (дата обращения: 28.03.2023)
32. О Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021–2030 годы// Исполнительный комитет содружества независимых государств. – 14 июля 2020. – № 31, ч.1. – Ст. 1.
33. Экономические показатели Республики Казахстан // WorldBankbarometer/ [электронный ресурс]. – URL: https://thedocs.worldbank_KAZAKHSTAN-SM2022-RU.pdf (дата обращения: 30.03.2023)
34. Черненко В. А., Федорова С.B., Федосов В. Перспективы сотрудничества России и Беларуси в области регулирования и финансирования туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-sotrudnichestva-rossii-i-belarusi-v-oblasti-regulirovaniya-i-finansirovaniya-turizma (дата обращения: 01.04.2023).
35. Программы приграничного сотрудничества России и ЕС // Министерство экономического развития Российской Федерации/ [электронный ресурс]. – URL:https://www.economy.gov.ru/material/directions(дата обращения: 01.04.2023).
36. Россия и Армения подвели итоги двустороннего сотрудничества за 2022 год // Министерство экономического развития Российской Федерации/[электронный ресурс]. – URL:https://www.economy.gov.ru/material/news/ (дата обращения: 01.04.2023)
37. Федулин, А.А Актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры Армении и России / А.А Федулин // Туризм и Сервис . – Том 10 2016/ №1. – Москва: 2016. – С. 41-43. – DOI:10.12737/17481
38. Россия и Азербайджан создадут дорожную карту в сфере туризма // Министерство экономического развития Российской Федерации/ [электронный ресурс]. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_azerbaydzhan_sozdadut_dorozhnuyu_kartu_v_sfere_turizma.html (дата обращения: 02.04.2023)
39. Митрофанов Н. М. Перспективы и ограничения развития туристских связей России на постсоветском пространстве (на примере Киргизии и Таджикистана)//Н.М Митрофанов/ Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2022. №4. – С.14-16 (дата обращения: 02.04.2023)
40. Сколько среднего класса в Центральной Азии? // Stanradar.com:[электронный ресурс].– URL: https://stanradar.com/news/full/26308-skolko-srednego-klassa-v-tsentralnoj-azii.html (дата обращения: 03.04.2023)
41. Молдова - Россия: перспективы сотрудничества в области туризма // Sputniknews.ru/[электронный ресурс].– URL: https://md.sputniknews.ru/20200214/moldova-russia-perspektivy-sotrudnichestva-voblasti-turizma-29200681.html (дата обращения: 07.05.2023)
42. Китайский турпоток в Россию. Объемы. Сезонность и точки входа // SibtourportSTI:–[электронный ресурс]URL: https://www.sibtourport.ru/articles/russia_china/ (дата обращения: 04.04.2023)
43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках (ред. от 17.11.2006) // Правительство Российской Федерации. – 29.02.2000. – № 21, ч.1. – Ст. 9.
44. 中国男女比 (Диспропорция мужского и женского населения Китая) // National Ranking National Committee on Children and Women under State Council/ [электронный ресурс]. - URL: https://www.nwccw.gov.cn/2022-01/18/content_298039.htm#:text=2021年5月公布,基本持平,略有降低。(датаобращения: 04.04.2023)
45. Китайские туристы едут в Россию на неделю и в большой компании // SibtourportSTI/ [электронный ресурс] - URL: https://www.sibtourport.ru/articles/russia_china/ (дата обращения: 04.04.2023)
46. Market and Trade Profile: China // VisitBritain :сайт. – URL: https://www.visitbritain.org/sites/default/files/vbcorporate/markets/china_market_profile2021 - (дата обращения: 07.04.2023)
47. Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников// Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. – 2000. – № 23. ч.1. – Ст. 12.
48. Портрет туриста из стран СНГ //Центр международной торговли Москва/ [электронный ресурс] - URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/actual/portret-turista-iz-stran-sng/ (дата обращения: 13.04.2023)
49. Качалова, Н.С Как выглядит типичный казахстанский турист / Н.С Качалова // Курсив Медиа : электронный журнал. – URL: https://kz.kursiv.media/2020-07-19/kak-vyglyadit-tipichnyy-kazakhstanskiy-turist/. – Дата публикации: 19.07.2021.
50. Королева, О. В. Трансграничный туризм как инструмент сотрудничества России и Казахстана / О. В. Королева // Современные евразийские исследования. – 2018. – № 3. – С. 26-33.
51. Аренда Mercedes Sprinter VIP Black 2020 // Сarsbook.spb: сайт. – URL: https://carsbook.spb.ru/katalog-avtomobiley/biznes-klass/mercedes-sprinter-vip-black
52. Аренда микроавтобуса MERCEDES-BENZ SPRINTER VIP 2020 // Vipavto39 :сайт. – URL: https://vipavto39.ru/avtopark/mikroavtobusy/mercedes-benz-sprinter-vip
53. Пассажирский паром Петербург - Калининград запустят в 2024 году // Kruiz-info.ru:/ [электронный ресурс] - URL: https://kruiz-info.ru/novosti/otraslevye-novosti/11-morskie/6810-passazhirskij-parom-peterburg-kaliningrad-zapustyat-v-2023-godu (дата обращения: 25.04.2023)
54. Китайский выездной туризм: каковы основные тренды и как привлекать туристов из Китая в 2023 году? // VC.ruAsiaPacificData:[электронный ресурс] –URL: https://vc.ru/asiapacific/661049-kitayskiy-vyezdnoy-turizm-kakovy-osnovnye-trendy-i-kak-privlekat-turistov-iz-kitaya-v-2023-godu (дата обращения: 29.04.2023)
55. Как привлечь китайских туристов и путешественников: 5 основных правил // MarketGotoChina: [электронный ресурс] –URL: https://marketingtochina.ru/marketing-dlya-kitajskih-turistov-i-puteshestvennikov/ (дата обращения: 29.04.2023)
56. Как турбизнес готовится к возвращению китайских туристов // profi.travel/ [электронный ресурс]. – URL: https://profi.travel/articles/56634/details (дата обращения: 30.04.2023)
57. Qunar: Китайский туристский портал. – Beijing, 2016. – URL: https://www.qunar.com (дата обращения: 02.05.2023)
58. Figgy: Китайский туристский портал. – Beijing, 2016. – URL: https://www.fliggy.com/?ttid (дата обращения: 02.05.2023)
59. Абденов, А.Н Цифровой туризм Казахстана / А.Н Абденов, Б.С Абдуллаев // Атлас новых профессий. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 15-23. – ISSN 1563-0112