Цифровые трансформации практик групповой поддержки (на примере ситуаций эмоционального копинга)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАКТИКА ГРУППОВОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ 11
1.1 Практика групповой поддержки для людей в трудной жизненной ситуации в доцифровую эпоху и сегодня 11
1.2 Идеи теоретиков компьютерно-опосредованной коммуникации как база для изучения трансформации практик групповой поддержки 22
1.3 Формирование эмоционального контакта в виртуальных сообществах 29
ГЛАВА 2. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАКТИК ГРУППОВОЙ ПОДДЕРЖКИ 37
1.1 Методология исследования и социально-демографический портрет респондентов 37
1.2 Мнения респондентов о характеристиках традиционной и онлайн групповой поддержки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение №1. Анкета 74
Приложение №2. Дополнительные графики и таблицы к результатам эмпирического исследования 82
ГЛАВА 1. ПРАКТИКА ГРУППОВОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ 11
1.1 Практика групповой поддержки для людей в трудной жизненной ситуации в доцифровую эпоху и сегодня 11
1.2 Идеи теоретиков компьютерно-опосредованной коммуникации как база для изучения трансформации практик групповой поддержки 22
1.3 Формирование эмоционального контакта в виртуальных сообществах 29
ГЛАВА 2. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАКТИК ГРУППОВОЙ ПОДДЕРЖКИ 37
1.1 Методология исследования и социально-демографический портрет респондентов 37
1.2 Мнения респондентов о характеристиках традиционной и онлайн групповой поддержки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение №1. Анкета 74
Приложение №2. Дополнительные графики и таблицы к результатам эмпирического исследования 82
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в современном мире цифровых технологий ведущую роль играет онлайн-коммуникация, ставшая частью повседневной жизни многих людей. Большинство наших современников не представляют свой день без общения и обсуждения новостей и проблем в социальных сетях, на специальных платформах и сайтах, а также слежения с помощью медиа за интересующими их личностями (семьей, друзьями, блогерами и другими ситуативно важными людьми) .
Развитие такого рода коммуникации породило перенос многих повседневных практик людей в виртуальное пространство. Поиск психологической поддержки и разделение личных проблем с другими, называемый эмоциональным копингом, также трансформировались: если раньше люди лично собирались в группы для оказания помощи и поддержки друг другу, то развитие онлайн-среды позволило осуществлять данную деятельность с помощью цифровых технологий, встречаясь онлайн. Это создает новые возможности для оказания групповой поддержки и помощи в сложных эмоциональных ситуациях. Использование цифровых инструментов может сделать групповую поддержку более доступной и удобной для людей, которые нуждаются в ней. Поэтому под групповой онлайн-поддержкой рассматривается содействие другому человеку или людям (это может быть общение двоих или диада) для оказания эмоциональной поддержки, проявления заботы, помощи в решении возникающих проблем, обмена информацией друг с другом и т.д., с использованием различных каналов цифровой коммуникации.
Эмоциональное благополучие становится все более важным аспектом жизни каждого человека, особенно в периоды стресса и неопределенности, таких, например, как пандемия COVID-19. Группы поддержки в сети, которые являются местом поиска помощи в решении проблем, позволяют людям из разных мест объединяться в сообщества для решения трудных жизненных ситуаций . Большое влияние здесь оказывает возможность анонимного и асинхронного участия в обсуждениях, потому что многие люди боятся разговаривать вживую на деликатные темы . То есть можно говорить о том, что в мире стали появляться новые места для того, чтобы делиться своими страхами, переживаниями, проблемами с другими людьми и получать поддержку от них – онлайн-форумы, группы, чаты и обсуждения в социальных сетях, аккаунты онлайн-специалистов, которые работают с психологическими проблемами людей из разных городов и стран (коучи, психологи и т.д.) .Такв XXI веке произошла трансформация технологий коммуникации, что расширило возможности людей в получении групповой поддержки не только лицом к лицу, но и в виртуальном пространстве.
Можно говорить в том, что в последние годы тема психического здоровья вышла на первый план обсуждений в сети, поскольку люди, особенно более молодые поколения, ориентированы на важность осознания своих чувств и эмоций .Эти группы, с одной стороны, социализируются в условиях ценности внимания к своему состоянию, с другой стороны, именно их переходный социальный статус обуславливает подверженность психологическим проблемам. Так, школьники часто находятся в состоянии непонимания, какие экзамены им сдавать, кем они хотят быть в будущем, подвергаются давлению со стороны окружающих ; студенты оказываются вдалеке от родственников и близких друзей, они попадают в новые социальные условия, часто очень конкурентные, которые влияют на эмоциональное состояние ; многие сталкиваются с разочарованием в выбранной профессии или работой там, где хотели их родители, и т.д. .Становится понятно, что социальные условия по-разному отражаются на людях и влекут за собой проблемы, связанные с развитием личности.
Все чаще именно за решением эмоционально-психологических проблем люди обращаются к ресурсам Интернета: общаются с родственниками и друзьями с помощью социальных сетей и мессенджеров; заводят интернет-друзей, которым по разным причинам доверяют больше; высказываются о своих переживаниях и проблемах в сети; находят похожих людей на онлайн-форумах, в социальных группах, под постами у блогеров и обсуждают с ними свое состояние, делятся советами. Для таких людей цифровизация обеспечила возможности, не всегда показывая свою личность, получать различного рода групповой поддержку.
Таким образом, существует несколько важных причин, делающих актуальным социологическое исследование трансформаций практик групповой поддержки. Во-первых, цифровизация задает новые онлайн-практики во взаимодействии с другими людьми и социальными группами, во-вторых, социальная реальность развивается как общество рисков и стрессов, побуждая людей разделять возникающие проблемы с другими, в-третьих, компьютерно-опосредованная коммуникация стимулирует общение в онлайн-сообществах поддержки (или личных чатах), так как можно делиться проблемами и делать это как синхронно, так и асинхронно.
В связи с этим была определена цель работы: проанализировать с использованием социологического подхода и методов, как изменились практики групповой поддержки в связи с цифровизацией, с тем чтобы понять новые социальные тренды во взаимодействии людей.
Задачи:
1. Определить, что такое групповая поддержка в практике социально-психологической помощи, отметив тенденции изменений с развитием компьютерно-опосредованной коммуникации.
2. Рассмотреть основные теории компьютерно-опосредованной коммуникации, применимые для изучения перехода личного общения в онлайн-формат.
3. Определить понятие «виртуального сообщества» и его специфику, связанную с эмоциональной составляющей общения в Интернете.
4. Эмпирически исследовать, как трансформировался процесс получения групповой поддержки в связи с развитием компьютерно-опосредованной коммуникации.
Объект исследования: люди с опытом обращения к групповой онлайн-поддержке в сложных эмоциональных состояниях.
Предмет исследования: трансформация в цифровом обществе групповой поддержки для преодоления людьми трудной эмоциональной ситуации (эмоционального копинга).
Степень разработанности ВКР.
В социологии групповая работа рассматривалась в контексте отдельного изучения конкретных групп, их поведения и моделей адаптации к жизни: жертв школьного буллинга, переживающих суицид близкого , родителей детей с тяжелыми заболеваниями, алкоголиков и других. Социальные психологи рассматривали поддержку в оффлайн-группах: Меновщиков В.Ю, Р.Кочюнас, Б. Карвасарский, С. Ледер, К. Рудестам и другие.
Помимо этого, и зарубежные исследователи активно изучали групповую работу. Миддлман Р.Р. (Middleman R.R.),Вуд Г.Г. (Wood G.G.), Папелл К. (Papell, C.), Ротман Б. (Rothman, B.), Рид К. (Reid, K.) рассматривали разницу между групповой психотерапией и самопомощью. Маген Р. (Magen R.), Гарретт К. (Garrett K.), Макгоуэн, М.(Macgowan M.) и другие проводили оценку вовлеченности людей в групповую работу и оказание поддержки, исследовали проблемы измерений, изучали, какие практики внутри таких групп работают лучше всего.
Также групповая поддержка является частью темы заботы о себе, получившей развитие в социологии медицины, здоровья и гендерных исследованиях: гендерное различие в отношении к собственному психическому здоровью , появление новой мотивации заботы о себе , связь с саморазвитием личности , как социальные эмоции обусловлены нахождением в определенной социальной группе и др.
В контексте цифровизации исследователи касались таких аспектов:
Изучалось, каким образом появление цифровых устройств изменило биографическую составляющую жизни людей, важность которой показал К. С. Пигров : люди все больше начали писать о себе в различных социальных сетях, где имеется возможность моментально поделиться информацией с другими люди, получить поддержку и советы.
Анализировалась виртуальная среда и онлайн-сообщества как пространство для обсуждения проблем людей и получения поддержки. Этому посвящены статьи российских и зарубежных авторов С. Кожей и Е. С. Асмаковеца, А.И. Небольсина и А.В. Паринова, М. Е. Глуховой, В. И. Дудиной, С. Доусон (Dawson S.), Б. Веллман (WellmanB.), Р. Морроу (Morrow R.) и т.д.
Рассматривался феномен «сетей поддержки» , обзор интернет-сервисов , где можно получить поддержку, а также изучалось влияние развития компьютерно-опосредованной коммуникации на осуществление групповой поддержки, выделялись позитивные и негативные стороны .
В итоге, к настоящему времени дискуссии о практиках поиска социальной поддержки в сети сформировались в отдельное исследовательское направление. Недостаточно изученным остается социологическая диагностика с использованием эмпирических данных об опыте и отношении к процессу трансформации практик групповой поддержки с точки зрения их цифровизации, что и обусловило выбор темы настоящей работы.
Теоретическая основа исследования. В работе используются два подхода для изучения перехода групповой поддержки в онлайн-формат:
Теории компьютерно-опосредованной коммуникации объясняют, как цифровая коммуникация изменила межличностное общение между людьми, возможности новых способов коммуникации и их преимущества, а также описывают причины доверия людей к новым форматам взаимодействия друг с другом.
Теории виртуального сообщества, которое, по словам социолога Г. Рейнгольда, образовалось благодаря появлению онлайн-коммуникации. Объясняется появление групповой поддержки на базе объединения людей в сообщества, а также описывается важность эмоционального контакта в подобных сообществах и обширные возможности для неформального межличностного общения в Интернете, что является неотъемлемой часть групповой онлайн-поддержки.
Эмпирическую базу исследования составили результаты проведенного социологического опроса с помощью платформы Google Forms для выявления отношения респондентов к трансформации процесса получения групповой поддержки в условиях распространения цифровых медиа и возрастания роли компьютерно-опосредованных коммуникаций. Было опрошено 380 респондентов. Тип выборки – целенаправленная. Отбирались люди старше 18 лет, имеющие опыт обращения к групповой онлайн-поддержке в эмоционально сложных ситуациях.
Практическая значимость ВКР.
Исследование цифровых трансформаций практик групповой поддержки имеет большую практическую актуальность с точки зрения социологии. Оно позволяет проанализировать изменения в обществе, связанные с использованием цифровых технологий в практиках групповой поддержки. Помогает понять, как меняются социальные отношения и взаимодействия в онлайн-среде. Кроме того, результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов, связанных с рассмотрением развития компьютерно-опосредованной коммуникацией и ее влиянием на повседневные практики людей. Эмпирический материал работы представляет интерес для социальных психологов и практиков социологии коммуникаций.
Структура выпускной квалифицированной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Общий объем работы составляет 88 страниц. Список использованной литературы насчитывает 81 наименование.
Развитие такого рода коммуникации породило перенос многих повседневных практик людей в виртуальное пространство. Поиск психологической поддержки и разделение личных проблем с другими, называемый эмоциональным копингом, также трансформировались: если раньше люди лично собирались в группы для оказания помощи и поддержки друг другу, то развитие онлайн-среды позволило осуществлять данную деятельность с помощью цифровых технологий, встречаясь онлайн. Это создает новые возможности для оказания групповой поддержки и помощи в сложных эмоциональных ситуациях. Использование цифровых инструментов может сделать групповую поддержку более доступной и удобной для людей, которые нуждаются в ней. Поэтому под групповой онлайн-поддержкой рассматривается содействие другому человеку или людям (это может быть общение двоих или диада) для оказания эмоциональной поддержки, проявления заботы, помощи в решении возникающих проблем, обмена информацией друг с другом и т.д., с использованием различных каналов цифровой коммуникации.
Эмоциональное благополучие становится все более важным аспектом жизни каждого человека, особенно в периоды стресса и неопределенности, таких, например, как пандемия COVID-19. Группы поддержки в сети, которые являются местом поиска помощи в решении проблем, позволяют людям из разных мест объединяться в сообщества для решения трудных жизненных ситуаций . Большое влияние здесь оказывает возможность анонимного и асинхронного участия в обсуждениях, потому что многие люди боятся разговаривать вживую на деликатные темы . То есть можно говорить о том, что в мире стали появляться новые места для того, чтобы делиться своими страхами, переживаниями, проблемами с другими людьми и получать поддержку от них – онлайн-форумы, группы, чаты и обсуждения в социальных сетях, аккаунты онлайн-специалистов, которые работают с психологическими проблемами людей из разных городов и стран (коучи, психологи и т.д.) .Такв XXI веке произошла трансформация технологий коммуникации, что расширило возможности людей в получении групповой поддержки не только лицом к лицу, но и в виртуальном пространстве.
Можно говорить в том, что в последние годы тема психического здоровья вышла на первый план обсуждений в сети, поскольку люди, особенно более молодые поколения, ориентированы на важность осознания своих чувств и эмоций .Эти группы, с одной стороны, социализируются в условиях ценности внимания к своему состоянию, с другой стороны, именно их переходный социальный статус обуславливает подверженность психологическим проблемам. Так, школьники часто находятся в состоянии непонимания, какие экзамены им сдавать, кем они хотят быть в будущем, подвергаются давлению со стороны окружающих ; студенты оказываются вдалеке от родственников и близких друзей, они попадают в новые социальные условия, часто очень конкурентные, которые влияют на эмоциональное состояние ; многие сталкиваются с разочарованием в выбранной профессии или работой там, где хотели их родители, и т.д. .Становится понятно, что социальные условия по-разному отражаются на людях и влекут за собой проблемы, связанные с развитием личности.
Все чаще именно за решением эмоционально-психологических проблем люди обращаются к ресурсам Интернета: общаются с родственниками и друзьями с помощью социальных сетей и мессенджеров; заводят интернет-друзей, которым по разным причинам доверяют больше; высказываются о своих переживаниях и проблемах в сети; находят похожих людей на онлайн-форумах, в социальных группах, под постами у блогеров и обсуждают с ними свое состояние, делятся советами. Для таких людей цифровизация обеспечила возможности, не всегда показывая свою личность, получать различного рода групповой поддержку.
Таким образом, существует несколько важных причин, делающих актуальным социологическое исследование трансформаций практик групповой поддержки. Во-первых, цифровизация задает новые онлайн-практики во взаимодействии с другими людьми и социальными группами, во-вторых, социальная реальность развивается как общество рисков и стрессов, побуждая людей разделять возникающие проблемы с другими, в-третьих, компьютерно-опосредованная коммуникация стимулирует общение в онлайн-сообществах поддержки (или личных чатах), так как можно делиться проблемами и делать это как синхронно, так и асинхронно.
В связи с этим была определена цель работы: проанализировать с использованием социологического подхода и методов, как изменились практики групповой поддержки в связи с цифровизацией, с тем чтобы понять новые социальные тренды во взаимодействии людей.
Задачи:
1. Определить, что такое групповая поддержка в практике социально-психологической помощи, отметив тенденции изменений с развитием компьютерно-опосредованной коммуникации.
2. Рассмотреть основные теории компьютерно-опосредованной коммуникации, применимые для изучения перехода личного общения в онлайн-формат.
3. Определить понятие «виртуального сообщества» и его специфику, связанную с эмоциональной составляющей общения в Интернете.
4. Эмпирически исследовать, как трансформировался процесс получения групповой поддержки в связи с развитием компьютерно-опосредованной коммуникации.
Объект исследования: люди с опытом обращения к групповой онлайн-поддержке в сложных эмоциональных состояниях.
Предмет исследования: трансформация в цифровом обществе групповой поддержки для преодоления людьми трудной эмоциональной ситуации (эмоционального копинга).
Степень разработанности ВКР.
В социологии групповая работа рассматривалась в контексте отдельного изучения конкретных групп, их поведения и моделей адаптации к жизни: жертв школьного буллинга, переживающих суицид близкого , родителей детей с тяжелыми заболеваниями, алкоголиков и других. Социальные психологи рассматривали поддержку в оффлайн-группах: Меновщиков В.Ю, Р.Кочюнас, Б. Карвасарский, С. Ледер, К. Рудестам и другие.
Помимо этого, и зарубежные исследователи активно изучали групповую работу. Миддлман Р.Р. (Middleman R.R.),Вуд Г.Г. (Wood G.G.), Папелл К. (Papell, C.), Ротман Б. (Rothman, B.), Рид К. (Reid, K.) рассматривали разницу между групповой психотерапией и самопомощью. Маген Р. (Magen R.), Гарретт К. (Garrett K.), Макгоуэн, М.(Macgowan M.) и другие проводили оценку вовлеченности людей в групповую работу и оказание поддержки, исследовали проблемы измерений, изучали, какие практики внутри таких групп работают лучше всего.
Также групповая поддержка является частью темы заботы о себе, получившей развитие в социологии медицины, здоровья и гендерных исследованиях: гендерное различие в отношении к собственному психическому здоровью , появление новой мотивации заботы о себе , связь с саморазвитием личности , как социальные эмоции обусловлены нахождением в определенной социальной группе и др.
В контексте цифровизации исследователи касались таких аспектов:
Изучалось, каким образом появление цифровых устройств изменило биографическую составляющую жизни людей, важность которой показал К. С. Пигров : люди все больше начали писать о себе в различных социальных сетях, где имеется возможность моментально поделиться информацией с другими люди, получить поддержку и советы.
Анализировалась виртуальная среда и онлайн-сообщества как пространство для обсуждения проблем людей и получения поддержки. Этому посвящены статьи российских и зарубежных авторов С. Кожей и Е. С. Асмаковеца, А.И. Небольсина и А.В. Паринова, М. Е. Глуховой, В. И. Дудиной, С. Доусон (Dawson S.), Б. Веллман (WellmanB.), Р. Морроу (Morrow R.) и т.д.
Рассматривался феномен «сетей поддержки» , обзор интернет-сервисов , где можно получить поддержку, а также изучалось влияние развития компьютерно-опосредованной коммуникации на осуществление групповой поддержки, выделялись позитивные и негативные стороны .
В итоге, к настоящему времени дискуссии о практиках поиска социальной поддержки в сети сформировались в отдельное исследовательское направление. Недостаточно изученным остается социологическая диагностика с использованием эмпирических данных об опыте и отношении к процессу трансформации практик групповой поддержки с точки зрения их цифровизации, что и обусловило выбор темы настоящей работы.
Теоретическая основа исследования. В работе используются два подхода для изучения перехода групповой поддержки в онлайн-формат:
Теории компьютерно-опосредованной коммуникации объясняют, как цифровая коммуникация изменила межличностное общение между людьми, возможности новых способов коммуникации и их преимущества, а также описывают причины доверия людей к новым форматам взаимодействия друг с другом.
Теории виртуального сообщества, которое, по словам социолога Г. Рейнгольда, образовалось благодаря появлению онлайн-коммуникации. Объясняется появление групповой поддержки на базе объединения людей в сообщества, а также описывается важность эмоционального контакта в подобных сообществах и обширные возможности для неформального межличностного общения в Интернете, что является неотъемлемой часть групповой онлайн-поддержки.
Эмпирическую базу исследования составили результаты проведенного социологического опроса с помощью платформы Google Forms для выявления отношения респондентов к трансформации процесса получения групповой поддержки в условиях распространения цифровых медиа и возрастания роли компьютерно-опосредованных коммуникаций. Было опрошено 380 респондентов. Тип выборки – целенаправленная. Отбирались люди старше 18 лет, имеющие опыт обращения к групповой онлайн-поддержке в эмоционально сложных ситуациях.
Практическая значимость ВКР.
Исследование цифровых трансформаций практик групповой поддержки имеет большую практическую актуальность с точки зрения социологии. Оно позволяет проанализировать изменения в обществе, связанные с использованием цифровых технологий в практиках групповой поддержки. Помогает понять, как меняются социальные отношения и взаимодействия в онлайн-среде. Кроме того, результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов, связанных с рассмотрением развития компьютерно-опосредованной коммуникацией и ее влиянием на повседневные практики людей. Эмпирический материал работы представляет интерес для социальных психологов и практиков социологии коммуникаций.
Структура выпускной квалифицированной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Общий объем работы составляет 88 страниц. Список использованной литературы насчитывает 81 наименование.
В результате поставленных задач мы пришли к следующим выводам:
Понятие групповой поддержки трансформировалось благодаря компьютерно-опосредованной коммуникации, которая обеспечила появление новых форматов получения людьми поддержки. Так социальные сети выступают главным новым пространством для обсуждения среди людей своего эмоционально-психического состояния и получения поддержки. С помощью многофункциональных возможностей они предоставляют людям платформы для обсуждения своих проблем, преодолевая расстояния и различные социальные барьеры. Это помогает справиться с психологическими проблемами с помощью получения групповой онлайн-поддержки и советов из личного опыта других людей, а также дают возможность высказываться в сети анонимно, что повышает уровень доверия к социальным сетям.
Благодаря развитию компьютерно-опосредованной коммуникации произошла трансформация межличностного общения между людьми. Появление возможностей обсуждать в Интернете возникающие в жизни проблемы дает большему количеству людей способы поучаствовать в этом процессе в силу эмоциональной близости, сопереживанию между собеседниками в онлайне, а также возможности выбора не только человека для общения, но и времени, когда ему отвечать. Помимо этого, теории СМС подтверждают равнозначную эффективность онлайн- и личного взаимодействия, так как с помощью цифровых устройств создаются максимально похожие условия и ощущения при взаимодействии. Это все указывает на наличие эмоциональной составляющей при интернет-коммуникации, а следовательно, предоставляет возможности групповой поддержки в сети.
Цифровая коммуникации в сети породила появление виртуальных сообществ, которые дают людям возможность объединяться в группы на основе различных факторов (дискуссии, интересы, симпатия, поддержка, обмен знаниями и т.д.). Так интернет-пространство позволяет каждому человеку различные варианты того, как он может вести себя внутри киберпространства. Именно виртуальные сообщества выступают тем местом, где компьютерно-опосредованная коммуникация позволяет проявлять все ее позитивные стороны (общение из разных точек мира, анонимность, асинхронность и т.д.). В таких сообществах люди готовы оказывать групповую онлайн-поддержку своим собеседникам, так как таким образом они осознают свою важность или хотят повысить свой статус в выбранной социальной группе в силу появления межличностных отношений между участниками.
Эмпирическое исследование, посвященное проблеме трансформации практик групповой поддержки, подтвердило, что при активной популяризации групповой онлайн-поддержки не теряется актуальность поддержки лицом к лицу. Было выявлено, что групповая онлайн-поддержка отличается облегчением выражения своих мыслей и чувств, скоростью получения поддержки, более качественной и полезной информацией и отсутствием страха осуждения другими людьми.
Также подтвердилась гипотеза о том, что онлайн-поддержка пользуется больше популярностью и доверием среди групп формирующихся взрослых (18-25 лет) в силу наличия опыта в этой области. Анонимность и конфиденциальность действительно выступают вовлекающей характеристикой, но только среди женщин. Большинство мужчин считают, что оффлайн-поддержка эффективнее, чем в сети, а также, что именно она обеспечивает возможность не бояться осуждения.
Данное исследование рассматривало то, каким образом изменился процесс получения групповой поддержки в связи с возрастанием роли компьютерно-опосредованной коммуникации в нашей жизни. В дальнейшем возможно более подробное изучение половых различий касательно групповой поддержки в целом.
Понятие групповой поддержки трансформировалось благодаря компьютерно-опосредованной коммуникации, которая обеспечила появление новых форматов получения людьми поддержки. Так социальные сети выступают главным новым пространством для обсуждения среди людей своего эмоционально-психического состояния и получения поддержки. С помощью многофункциональных возможностей они предоставляют людям платформы для обсуждения своих проблем, преодолевая расстояния и различные социальные барьеры. Это помогает справиться с психологическими проблемами с помощью получения групповой онлайн-поддержки и советов из личного опыта других людей, а также дают возможность высказываться в сети анонимно, что повышает уровень доверия к социальным сетям.
Благодаря развитию компьютерно-опосредованной коммуникации произошла трансформация межличностного общения между людьми. Появление возможностей обсуждать в Интернете возникающие в жизни проблемы дает большему количеству людей способы поучаствовать в этом процессе в силу эмоциональной близости, сопереживанию между собеседниками в онлайне, а также возможности выбора не только человека для общения, но и времени, когда ему отвечать. Помимо этого, теории СМС подтверждают равнозначную эффективность онлайн- и личного взаимодействия, так как с помощью цифровых устройств создаются максимально похожие условия и ощущения при взаимодействии. Это все указывает на наличие эмоциональной составляющей при интернет-коммуникации, а следовательно, предоставляет возможности групповой поддержки в сети.
Цифровая коммуникации в сети породила появление виртуальных сообществ, которые дают людям возможность объединяться в группы на основе различных факторов (дискуссии, интересы, симпатия, поддержка, обмен знаниями и т.д.). Так интернет-пространство позволяет каждому человеку различные варианты того, как он может вести себя внутри киберпространства. Именно виртуальные сообщества выступают тем местом, где компьютерно-опосредованная коммуникация позволяет проявлять все ее позитивные стороны (общение из разных точек мира, анонимность, асинхронность и т.д.). В таких сообществах люди готовы оказывать групповую онлайн-поддержку своим собеседникам, так как таким образом они осознают свою важность или хотят повысить свой статус в выбранной социальной группе в силу появления межличностных отношений между участниками.
Эмпирическое исследование, посвященное проблеме трансформации практик групповой поддержки, подтвердило, что при активной популяризации групповой онлайн-поддержки не теряется актуальность поддержки лицом к лицу. Было выявлено, что групповая онлайн-поддержка отличается облегчением выражения своих мыслей и чувств, скоростью получения поддержки, более качественной и полезной информацией и отсутствием страха осуждения другими людьми.
Также подтвердилась гипотеза о том, что онлайн-поддержка пользуется больше популярностью и доверием среди групп формирующихся взрослых (18-25 лет) в силу наличия опыта в этой области. Анонимность и конфиденциальность действительно выступают вовлекающей характеристикой, но только среди женщин. Большинство мужчин считают, что оффлайн-поддержка эффективнее, чем в сети, а также, что именно она обеспечивает возможность не бояться осуждения.
Данное исследование рассматривало то, каким образом изменился процесс получения групповой поддержки в связи с возрастанием роли компьютерно-опосредованной коммуникации в нашей жизни. В дальнейшем возможно более подробное изучение половых различий касательно групповой поддержки в целом.
Подобные работы
- Групповое психологическое консультирование как средство помощи взрослым в преодолении кризиса среднего возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2023



