Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы развития произвольного внимания 6
1.1. Понятие «внимание» в трудах зарубежных и отечественных психологов
6 1.2.Особенности развития произвольного внимания младших
школьников 21
1.3. Дидактическая игра как способ развития произвольного внимания
младших школьников 32
Выводы по главе 2 40
Глава 2. Исследование развития произвольного внимания младших
школьников 42
2.1. Выявление актуального уровня развития произвольного внимания
младших школьников и анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.2.Описание занятий, направленных на развитие произвольного внимания
младших школьников 56
2.3. Методические рекомендации по развитию произвольного внимания
младших школьников 65
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложения
Проблема формирования произвольного внимания, на наш взгляд, является одной из самых весомых, трудных и противоречивых проблем психологии. И, абсолютно точно, является актуальной на сегодняшний день как для психологов, так и для педагогов. В настоящий момент наблюдается высочайшая динамика жизни младшего школьника, в связи с этим организм учащихся устает и истощается, вследствие этого младшие школьники утрачивают интерес к учебной деятельности, интеллектуальный уровень падает, на фоне этого снижается уровень внимания, все это обуславливает необходимость разработки психолого-педагогических средств по развитию и совершенствованию возможностей внимания учащихся.
Произвольное внимание играет важную роль в познавательной активности младших школьников. Оно сосредотачивает, ориентирует сознание учащегося в ходе обучения на определенном объекте, предмете, явлении, событии, образе, идее и т.д. Внимание занимает особенное положение среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познавательных процессов. Внимание неотделимо от них и определяет их динамику.
Возникновение и развитие у младшего школьника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. В этот момент развитие внимания и совершенствование умственного развития одинаково важны для учащихся. Именно поэтому особую роль психологи и педагоги отводят развитию произвольного внимания в учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Как известно, школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания, в плане умения действовать без отвлечений. Младший школьник должен соблюдать инструкции учителя и в то же время контролировать процесс и полученный результат. Учащиеся, которые только поступили в младшую школу не имеют сформированного произвольного внимания, поэтому учитель должен работать над развитием и его совершенствованием на каждом уроке. Развивать и совершенствовать произвольное внимание важно, также как формировать умения и навыки по общеобразовательным предметам. Младший школьник, внимание которого находится на высоком уровне развития намного легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр - это является показателем эффективности учебной деятельности ребенка, так и эффективности работы учителя.
Существует множество приемов, способов и средств развития произвольного внимания, но несмотря на это проблема развития произвольного внимания как в отечественной, так и в зарубежной психологии остается открытой по сей день.
Актуальность проблемы послужило поводом для выбора темы нашего исследования: «Особенности развития произвольного внимания на основе использования дидактических игр».
Цель исследования: определить актуальный уровень развития
произвольного внимания младших школьников и составить программу занятий на основе дидактических игр, направленную на повышение уровня произвольного внимания.
Объект исследования: произвольное внимание младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития произвольного внимания младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что произвольное внимание младших школьников характеризуется устойчивостью, объемом, умением концентрировать, распределять, переключать его и находится на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности и условия развития произвольного внимания младших школьников.
3. Изучить способы развития произвольного внимания младших школьников.
4. Определить дидактический инструментарий, направленный на
выявление уровня развития произвольного внимания младших школьников и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5. Составить программу занятий, направленную на развитие произвольного внимания с использованием дидактических игр и предложить рекомендации для развития произвольного внимания младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование.
...
На сегодняшний день в психологии сохраняется следующее понятие произвольного внимания - направленность психической деятельности и сосредоточение её на объекте, имеющем для личности определённую значимость (устойчивую или ситуативную); это проявление активности всей личности [29, с.122].
Анализ психолого-педагогической литературы результатов
исследования по развитию произвольного внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной.
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача школьного воспитания. Произвольное внимание младших школьников выполняет активизирует мыслительные, психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в процессе обучения и развития информации в соответствии актуальными потребностями младших школьников, способствует длительной
сосредоточенность на определенном объекте или деятельности. У младших школьников преобладает генетически первичный вид внимания - непроизвольное. Учащиеся еще не умеют как следует управлять своим вниманием и часто оказываются под воздействием своих чувств и эмоций. Это характеризуется быстрой утомляемостью и постоянной отвлекаемостью, трудностью, а иногда невозможностью сосредоточиться на определённом объекте. Произвольное внимание младших школьников формируется по мере развития его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
В основные задачи школьного воспитания входит задача формирования произвольного внимания. Педагогу и родителям необходимо развивать произвольное внимание не только как отдельный психический процесс, а совместно с формированием таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это такие черты личности как чувство ответственности за проделанную работу, мотивация успешного выполнения деятельности, развитие интереса к учебной деятельности, четкая и последовательная организация выполняемой работы. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является разработка способов и методов, способствующих коррекции нарушения произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста.
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что существуют определенные детерминанты, обусловливающие развитие произвольного внимания в процессе обучения младших школьников. Полученные нами данные, показали, что уровень развития произвольного внимания младших школьников находится на среднем уровне и требует особой работы и тренировки. Методический комплекс может способствовать своевременному выявлению у учащихся индивидуальных особенностей развития объема, концентрации, переключения и распределения, устойчивости в процессе обучения в младших классах. Предложенные нами развивающие занятия на основе использования дидактических игр могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи в развитии произвольного внимания учащихся, а также организации педагогического процесса.
1. Абраменкова, В. В., Аванесов В.С., Краткий психологический словарь/ В.В. Абраменкова, В.С.Аванесов /сост. Л.А.Карпенко /Под общ. ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - г.Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 431 с.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.:
Академия, 1999. - 320 с.
3. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания школьника / Б.Г. Ананьев. - 2-е издание. - М.: АПН РСФСР, 1946. - 50 с.
4. Божович, Л.И. Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1950. - 192 с
5. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / Т.Е. Виленская. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 160 с.
6. Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Феноменология внимания. [Электронный документ]. (http://helpiks.org/3- 45376.html). Дата обращения 10.03.18.
7. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н. Волкова. - М.: Просвещение, 2006. - 123 с.
8. Волокитина, М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. - М.: Просвещение, 1954.- 110 с.
9. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции / ред. О.С. Газман. - М.: Инноватор, 1996. - 72 с.
10. Вундт, В. Введение в психологию: Einfuhrung in die Psychologie. (Из наследия мировой психологии). - М.: КомКнига, 2007. - 168 с
11. Выготский, Л.С. Психология и педагогика внимания / Лев Семенович Выготский // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 53-76.
12. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Лев Семенович Выготский // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 467-506.
13. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Лев Семенович Выготский // Хрестоматия по вниманию / ред. А.Н. Леонтьев, А.А. Пузырей, В.Я. Романов. - М.: Издательство Московского университета, 1976. - С. 184-219.
14. Выготский, Л.С. Культурно-исторический подход в понимании природы человеческой психики / Лев Семенович Выготский // Часть 1: Предмет и методы возрастной психологии: Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - «Психология» / ред.- сост. О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Г.В. Бурменская.- М.: Российское психологическое общество, 1999. - С. 112-117.
15. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Лев Семенович Выготский // Общая психология: тексты: в 3 томах / Ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: УМК 'Психология': Московский психолого-социальный институт, 2001 - 2007. - Том1: Введение: тексты: в 3 томах: для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 - "Психология" / ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: Психология: Генезис, 2001. - С. 422-437.
... всего 76 источников