ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты межкультурной коммуникации 6
1.1. Понятие и сущность межкультурной коммуникации 6
1.2. Классификация и виды межкультурной коммуникации 10
1.3. Влияние межкультурной коммуникации на развитие туризма 14
Глава 2. Анализ туристского потенциала станы и выстраивание межкультурных связей 18
2.1. Страноведческая характеристика Азербайджана 18
2.2. Особенности туристского потенциала 24
2.3. Туризм как средство гармонизации межкультурных связей Азербайджана с другими странами 38
Глава 3. Перспективы развития межкультурных контактов в туристском кластере Азербайджана 46
3.1. Рекомендации по укреплению межкультурных связей для развития туризма в Азербайджане и оценка их эффективности 46
3.2. Разработка тура и расчет стоимости 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Туризм, уходя своими корнями в далекое прошлое, всегда был неразрывно связан с коммуникативными процессами, позволяющими беспрепятственно осуществлять путешествия. Выстраивание и налаживание контактов между разными культурами является одним из основополагающих аспектов в процессе формирования международных туристских потоков. Потребность населения в перемещении по миру с многочисленными целями и задачами уже подразумевает необходимость координации межкультурных связей, стимулируя развитие экономических, политических, социальных и иных аспектов на межнациональном уровне. С усилением процессов глобализации возникает необходимость изучения природы культурных различий, а также установления прочных отношений с другими через понимание, терпимость и уважение, что является предпосылками для устойчивого межкультурного диалога в индустрии туризма.
На сегодняшний день остаются наиболее выраженными связи, сформированные в постсоветском пространстве, что явно прослеживается в межкультурных контактах Азербайджана, как с Россией, так и со странами Запада и Востока. Находясь территориально на границе Европы и Азии, Республика, сохранив свои этнические особенности, шагнула далеко вперед в развитии политики мульти культуризма на основе своей многонациональности и многоконфессиональности. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что Азербайджан, располагая значительными нефтяными запасами, укрепляет внешнеэкономические отношения со многими лидирующими игроками на международной арене, среди которых страны Европы, Турция, Индия, Вьетнам и другие.
Актуальность данной исследовательской работы обусловлена необходимостью установления Азербайджаном неразрывных контактов с Россией на основе их постсоветского прошлого, которые в перспективе будут повышать эффективность туристского продукта в обеих странах, привлекая высококвалифицированные кадры к новым перспективам в сфере туризма и гостеприимства. Кроме того, опыт межкультурного общения поможет туристам узнать и оценить другую культуру, тем самым лучше понять собственную.
Практическая значимость исследования заключается в том, что развитие туризма может стать одним из путей диверсификации экономики Азербайджана и сокращения зависимости от нефтяных доходов. Исследование влияния межкультурных контактов может помочь выявить основные факторы, которые могут привлекать туристов в страну, и на основе этого разработать эффективную стратегию развития туризма.
Объектом исследования является туризм в Республике Азербайджан.
Предмет исследования: перспективы развития туризма в Республике Азербайджан посредством межкультурного взаимодействия.
Целью данной работы является выявление туристской привлекательности региона для российских путешественников, позволяющей преодолеть сложившиеся стереотипы через межкультурное взаимодействие.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть понятие и виды межкультурной коммуникации;
2) Выделить особенности влияния межкультурной коммуникации на развитие туризма;
3) Оценить текущее состояние туристского потенциала в Республике Азербайджан;
4) Исследовать проблемы устоявшихся национальных стереотипов и разработать рекомендации по их устранению;
5) Разработать тур на основании полученных результатов и дать рекомендации по его продвижению;
6) Произвести оценку эффективности предложенных мероприятий.
В работе используются следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, статистический, картографический, анкетирование, исследование отзывов, экспертный метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава раскрывает теоретические аспекты и особенности межкультурной коммуникации, классификацию и виды исследуемого понятия, влияние ее специфики на перспективы развития туризма. Вторая глава исследования посвящена анализу туристского потенциала Азербайджана: страноведческим особенностям, проблемам и возможностям их устранения путем урегулирования межкультурных контактов Азербайджана с Россией и другими странами. В третьей главе рассмотрены стратегии развития внешнего туризма Азербайджана через диалог культур, даны рекомендации по укреплению уже имеющихся связей, включая разработку тура по Республике на основе проведенного исследования. Работа содержит рисунки и таблицы.
В результате исследования было установлено, что межкультурные контакты имеют важное влияние на перспективы развития туризма в Азербайджане. Азербайджан является многонациональной страной, где существует богатое культурное наследие, и разнообразие культурных и этнических групп может представлять привлекательность для туристов.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены главные подходы к изучению межкультурной коммуникации, даны определения изучаемого феномена отечественными и зарубежными теоретиками, выделены основные критерии и виды понятия. Рассмотрено и обосновано влияние туризма, как одного из способов установления и гармонизации межкультурных контактов.
При выполнении работы было обнаружено, что улучшение межкультурных отношений может содействовать развитию туризма в Азербайджане. Важным фактором является обеспечение комфортного пребывания туристов, что можно достичь благодаря повышению качества сервиса, а также повышению уровня культурной осведомленности местного населения.
В работе были проанализированы туристско-рекреационный потенциал Азербайджана, существующие проблемы, замедляющие развитие дестинации, а также даны рекомендации, позволяющие увеличить турпоток российских туристов. Другой важной составляющей развития туризма в Азербайджане является продвижение туристического продукта. Для этого необходимо использовать разнообразные рекламные и маркетинговые инструменты, которые должны быть адаптированы к целевой аудитории и учитывать межкультурные различия. Извлечение языковых и культурных барьеров, проведение культурных мероприятий и создание национальных парков и музеев с учетом традиций и обычаев населения страны, сможет привлечь большее количество туристов, что в свою очередь повысит экономический рост и улучшит имидж страны в глазах мирового сообщества.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка турпродукта по Азербайджану на 10 дней, основанного на результатах опроса потенциальной целевой аудитории, а также даны предложения по рекламной кампании. Разработанный турпродукт предусматривает реализацию большинства видов туризма, охватывая обширную географию страны. Туристам будет предоставлена возможность посетить памятники природного и культурного наследия в современной футуристической интерпретации, а также произвести лечебную профилактику в знаменитой нафталанной нефтью. В программе тура будет предусмотрено размещение, как в столице Азербайджана – Баку, так и в «районах» за пределами Апшеронского полуострова. Питание будет предоставлено согласно программе тура, кроме того, туристы будут вправе выбирать наиболее комфортное времяпровождение для себя в свободное время.
Таким образом, межкультурные контакты играют важную роль в развитии туризма в Азербайджане. Для улучшения перспектив развития туризма в стране необходимо уделять больше внимания улучшению межкультурных отношений, повышению уровня культурной осведомленности населения, а также продвижению туристического продукта с учетом межкультурных особенностей и предпочтений туристов
1. Trager G., Hall E. Culture and Communication; A Model and an Analysis // Explorations and Communication. 1994. №3.
2. Hall E.T. The Silent Language. – Fawcett, 1968.
3. Межкультурная коммуникативная компетенция специалиста современной России // КиберЛенинка. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Dasha/Downloads/mezhkulturnaya-kommunikativnaya-kompententsiya-spetsialista-sovremennoy-rossii.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
4. Основы теории межкультурной коммуникации : [учеб. пособие] / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург :Изд‑во Урал. ун-та, 2015. – 124 с.
5. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М., 2008. С.19.
6. Межкультурная компетентность как содержательная проблема готовности студентов к межкультурной коммуникации // КиберЛенинка.[Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Dasha/Downloads/mezhkulturnaya-kompetentnost-kak-soderzhatelnaya-problema-gotovnosti-studentov-k-mezhkulturnoy-kommunikatsii.pdf(дата обращения: 03.03.2023).
7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г.Язык и культура. М., 1990. С 25-30.
8. Межкультурная коммуникация. [Электронный ресурс] URL: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/mezhkulturnaya-kommunikaciya.html (дата обращения: 03.03.2023).
9. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие /Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.
10. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.
11. Mason, P., Tourism, Impacts, Planning and Management, 4th ed., Routledge: London, 2020.
12. Albu, C.E., International communication in tourism. Cross Cultural Management Journal, XVII(I), pp. 7-14, 2015.
13. ZainSulaiman, M. & Wilson, R., Translation and Tourism, Springer Nature: Singapore, 2019.
14. OECD, The Impact of Culture on Tourism, OECD Publishing: Paris, 2009.
15. Lustig, M.W. & Koester, J., Intercultural Competence: Interpersonal CommunicationAcross Cultures, 5th ed., Shanghai Foreign Language Education Press: Shanghai, 2007.
16. Зорин, И.В. Феномен туризма: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональное туристское образование. Образование и карьера в туризме / Зорин И.В. – М.: Наука, 2018. – 368 с.
17. Квартальнов, В.А. Туризм в Азербайджане. – М.: Финансы и статистика, 2018 – 316 с.
18. Гасанов Ш.М. Курортные богатства Азербайджана / Ш.М. Гасанов. - Баку: Азер-Медиа, 2020. – 204 с.
19. Ильина, Е.И. Основы туристской деятельности. – М.: Проспект, 2019. – 245 с.
20. Гусейнов А.К. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана / А.К. Гасанов. – Баку: «Oy.a-Ay.a», 2017. – 574 с.
21. Соколова, М.В. История туризма Азербайджана. – М.: Прогресс, – 283 с.
22. Здоров, А.Б. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 358 с.
23. Романов, А.А. География туризма Азербайджана: учеб.пособие. – М.: Молодой учёный. №5. – 365 стр.
24. Азизова, Г. Азербайджан: инвестиции и занятость. [Электронный ресурс] URL: http://www.chelt.ru/(дата обращения: 10.04.2023).
25. Биржаков, М.Б. Индустрия туризма Азербайджана. - М.: Герда, 2019. – 317 стр.
26. Мамедов, А.Б. Туристскими тропами Азербайджана / А.Б. Мамедов. – Баку. Азернеш, 2018. – 168 с.
27. Чилилов, A.M. Проблемы ресурсного обеспечения сферы туризма Азербайджана / A.M. Чилилов. – М.: Экономика, 2017. – 255 с.
28. Анчукова Н.В., Москвина О.С. Туризм в экономике Азербайджана / Анчукова Н.В., Москвина О.С. – Баку: Азер-Медиа, 2020. – 204 с.
29. Александрова, К.С. Международный туризм / К.С. Александрова. – М.: Аспект пресс, 2019. – 380 с.
30. Алиев, М.А. Организационно-экономический механизм развития рынка туристических услуг / М. А. Алиев, Т. Ш. Джалалова СПб.: СПбГУ, 2019. – 145 с.
31. Захарин, Н.Д. Инвестиционное развитие туристского потенциала Азербайджана / Н.Д. Захарин. – СПб.: Д.А.Р.К., 2020. – 197 с.
32. Официальный сайт Азербайджана. [Электронный ресурс] URL: http://www.azerbaijan.az/(дата обращения: 15.04.2023).
33. Рустамов, С.Г. Курортные богатства Азербайджана / С.Г. Рустамов. – Баку: Азер-Медиа, 2020. – 534 с.
34. Савельева, Н.К. Экономика и стратегия развития туризма в Азербайджане: аналитическая база, современные требования и подходы. / под ред. Н.К. Савельева, Немковича. – Петрозаводск: Издательство Карельского научного центра РАН, 2020. – 247 с.
35. Путешествие в Азербайджан. [Электронный ресурс] URL: https://www.advantour.com/rus/azerbaijan/ (дата обращения: 20.04.2023).
36. Государственный Комитет Азербайджанской Республики по статистике.[Электронный ресурс] URL: https://webunwto.s3-eu-west-1.amazonaws.com/imported_images/36746/item_2.2_azerbaijan.pdf(дата обращения: 23.04.2023).
37. STATISTICSOFTOURISM / Azerbaijan. [Электронный ресурс] URL: https://www.unwto.org/tourism-statistics (дата обращения: 23.04.2023).
38. Щукина Ю.А. Азербайджан // Вокруг Света, 2010. С. 13-245.
39. Географическое положение, площадь, границы. [Электронный ресурс] URL: http://www.hyno.ru/tom1/43.html (дата обращения: 15.04.2023).
40. Географическое положение Азербайджана. [Электронный ресурс] URL: https://guide.travel.ru/azerbaidjan/geo/ (дата обращения: 15.04.2023).
41. Azərbaycanıntəbiiehtiyatları. [Электронный ресурс] URL: https://kayzen.az/blog/Az%c9%99rbaycan-co%c4%9frafiyas%c4%b1/4614/az%c9%99rbaycan%c4%b1n-t%c9%99bii-ehtiyatlar%c4%b1.html (дата обращения: 20.04.2023).
42. Население Азербайджана. [Электронный ресурс] URL: https://countrymeters.info/ru/Azerbaijan (дата обращения: 23.04.2023).
43. GovermentofAzerbaijan. AzərbaycanRespublikasıPrezidentininİşlərİdarəsi / Azərbaycanınstatistikgöstəriciləri / AzərbaycanRespublikasınınDövlətStatistikaKomitəsi. — Baku: PREZİDENT KİTABXANASI, 2020. — С. 32-202. — 234 с.
44. Мачмудов Ю.М. Азербайджан: краткая история государственности. Баку, «Образование», 2005, - 140 с.
45. AZERBAIJAN ECONOMIC REFORMS REVIEW. [Электронный ресурс] URL: http://ereforms.org/store//media/ekspert_yazilari/islahat%20icmali/iyul/Turizmin_%C4%B0nki%C5%9Faf%C4%B1_En.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
46. Туры в Баку. [Электронный ресурс] URL: https://azterra.az/ (дата обращения: 02.05.2023).
47. AlisonHotel. [Электронный ресурс] URL: https://sp.booking.com/hotel/az/alison-baki.ru/ (дата обращения: 05.05.2023).
48. Экскурсия – Баку город нефти и миллионов. [Электронный ресурс] URL: https://azterra.az/tour/ekskursiya-baku-gorod-nefti-millionov/ (дата обращения: 05.05.2023).
49. Средневековый Азербайджан: мавзолей Дири Баба и деревня Лагич. [Электронный ресурс] URL: https://experience.tripster.ru/experience/22149/ (дата обращения: 06.05.2023).
50. ShekiGuestHouse. [Электронный ресурс] URL: https://sp.booking.com/hotel/az/s-ki-ailevi-qonaq-evi.ru (дата обращения: 05.05.2023).
51. GarabagResort&Spa. [Электронный ресурс] URL: https://www.booking.com/hotel/az/garabag-resort-amp-spa.ru (дата обращения: 05.05.2023).
52. Джип тур «Тайны Гобустана» + Грязевые вулканы. [Электронный ресурс] URL: https://azterra.az/tour/jeep-tour-tayni-gobustana-vulkani/ (дата обращения: 05.05.2023).
53. Природные чудеса Апшерона. [Электронный ресурс] URL: https://experience.tripster.ru/experience/15523/ (дата обращения: 05.05.2023).