ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и особенности этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Организация этнокультурного воспитания детей в ДОО 14
1.3. Использование народных праздников и развлечений в процессе этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
2.1. Изучение сформированности этнокультурной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения народных праздников и развлечений 39
2.3. Определение эффективности использования народных праздников и развлечений в работе по этнокультурному воспитанию старших дошкольников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений развития подрастающего поколения на период до 2025 года обозначила этнокультурное воспитание и образование детей в целях сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа, проживающего на территории нашего многонационального государства [30].
Исходя из этого разработана Концепция этнокультурного образования и воспитания в Российской Федерации, реализация которой направлена на «преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества, на патриотическое и духовное воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры, на возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве [28].
В последнее время особенно явно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом изучение родной этнокультуры необходимо сочетать с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.
Мысль о важности приобщения подрастающего поколения к этнокультурному наследию народа осознавалась многими отечественными педагогами. Вопросы, касающиеся данного направления в воспитании детей, поднимались в трудах таких выдающихся педагогов, как П.П. Блонский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.
Современная концепция этнокультурного воспитания детей базируется на регионально-футурологическом подходе, основы которого разработаны В.Н. Аверкиным, И.А. Бажиной, А.Б. Венгеровым, Б.С. Гершунскиим, А.В. Константиновым, В.П. Рачковым и др. Данная концепция позволяет рассматривать развитие этнокультурной личности как особый эмоционально-когнитивный мир, как базу опытно-деятельностного поведения в освоении этнокультурного опыта региона [30].
Современная концепция этнокультурного воспитания также основана на гуманистическом и средовом подходах к процессу воспитания детей. Гуманистический подход (Е.В. Бондаревская, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) позволяет педагогически целесообразно трактовать процесс развития этнокультурной личности как активной, творческой, познающей себя и других, ценность человека, его сознание, чувства, способности познания себя как индивида
Основные положения средового подхода к организации образовательного пространства как средства социокультурного развития личности, обусловленного взаимодействием детей и взрослых разработаны такими авторами, как Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Е.Д. Висангириева, Л.С. Выготский, О.В. Гукаленко, А.Н. Леонтьев, Ю.С. Мануйлов, Р.М. Чумичева и др. [30].
В большинстве работ указанных авторов отмечается, что своевременное приобщение детей к народной этнокультуре позволяет ребенку уже с детства усвоить ее ценности, обычаи, язык, традиции, и ощутить себя частью этой культуры.
В связи с этим стремления педагогов дошкольных образовательных организаций должны быть направлены на то, чтобы, делая акцент на самобытности своего народа, использовать в его этнокультуре потенциал для саморазвития и совершенствования личности ребенка, его творческого совершенствования и самовыражения.....
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста является незаменимым средством эстетического, нравственного и патриотического развития дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они являются.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребенка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа.
Содержанием этнокультурного воспитания старших дошкольников является приобщение детей к социальной этнокультурной действительности посредством познавательной и творческой деятельности.
Задачами этнокультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте выступают: приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
В процессе этнокультурного воспитания старших дошкольников в условиях ДОО могут использоваться различные средства и методы работы: ознакомление детей с национальными окружающими предметами, с народным фольклором, с предметами декоративно-прикладного искусства; приобщение детей к народной игровой культуре, популяризация народных праздников и развлечений.
Особое значение в этнокультурном воспитании дошкольников имеют народные праздники и развлечения. Использование праздников и развлечений в процессе этнокультурного воспитания дошкольников соответствует принципу средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.
В процессе этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста во время проведения праздников и развлечений активно используются народные танцы, хороводы, игры с песнями, художественные произведения, сказки, которые передают основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Праздники и развлечения могут проводиться в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и пр.
Первым этапом практической части данного исследования стал констатирующий эксперимент, в ходе которого нами был изучен исходный уровень этнокультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие дети контрольной и экспериментальной групп (в каждой группе по 10 детей старшего дошкольного возраста).
В ходе констатирующего эксперимента нами были исследованы такие показатели этнокультурной воспитанности дошкольников, как: владение знаниями об этнокультурной специфике и истории родного края; эмоциональное отношение и интерес к культуре и истории родного края; наличие эмпатии, толерантности и уважительного отношения к другим народам; умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, оказывать помощь и поддержку в процессе деятельности; умение творчески реализовывать себя в процессе участия в мероприятиях этнокультурной направленности....
1. Бабунова Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста. // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №6. – С. 21-25.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: Педагогика, 1995. – 214 с.
3. Васильцова В.Н. Народная педагогика (заметки журналиста). – М.: Школа-Пресс, 1996. – 132 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика.. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 294 с.
5. Горькова Л.Г. Праздники и развлечения в детском саду: 3-7 лет. – М.: Вако, 2007. – 288 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
7. Захарова С.Н. Праздники в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2002. – 256 с.
8. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 384с.
9. Ильченко Л.П. Педагогика поликультурности и толерантности. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8. – С. 20-22.
10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа развития личностной культуры дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 117 с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 230 с.
12. Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. – М.: Школьная пресса, 2005. – 213 с.
13. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 228 с.
14. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 175 с.
15. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 448 с....31