Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование этнокультурной компетентности детей старшего школьного возраста средствами хореографического искусства

Работа №148892

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной компетентности детей старшего школьного возраста средствами хореографического искусства
1.1. Содержательный анализ понятия этнокультурная компетентность и его структурных компонентов 13
1.2. Психологические особенности юношеского возраста и развитие этнокультурной идентичности 23
1.3. Воспитательный потенциал хореографического искусства в формировании этнокультурной компетентности 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной компетентности детей старшего школьного возраста средствами хореографического искусства
2.1. Экспериментальное изучение этнокультурной компетентности детей старшего школьного возраста 40
2.2. Организационно-педагогические условия формирования этнокультурной компетентности юношества средствами хореографического искусства ……64
2.3. Анализ результатов исследования 73
Заключение 91
Список литературы 96
Приложения 102

Актуальность исследования. Исторически наша страна является полиэтническим государством, в котором проживают многочисленные народы и народности, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность, традиции. Однако современные условия развития массовой культуры, унификация, нивелирование этнокультурного своеобразия вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества. Утрата части национальных традиций в обществе, до недавнего времени жившем по идеологическим установкам, обуславливает необходимость пристального внимания к этнокультурному воспитанию молодого поколения.
Для современного общества постоянное перемещение людей – большое количество миграций, туризм, деловые поездки, международные обмены – стало на сегодняшний день обычным явлением. В связи с этим приоритетом выступает творческое взаимодействие людей разных национальностей, ориентированное в будущее. Сейчас практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей: каждый народ открыт для восприятия иной для себя культуры и готов предложить свои ценности другим. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным приобщать молодое поколение к культурным особенностям народов, научить взаимному пониманию.
Однако сегодня этнокультурная компетентность подрастающего поколения формируется в крайне неблагоприятных условиях. Помимо девальвации традиционных ценностей отягчающим фактором являются происходящие в мире процессы глобализации, когда единое информационное пространство делает проницаемыми границы для материалов со сниженным ценностным потенциалом.
Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность этнокультурного воспитания подрастающего поколения средствами хореографии обусловлена ее синтезирующим характером. Знакомство с богатством танцевального творчества народов служит действенным средством воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей.
Для выполнения данной задачи значительную роль играют организации дополнительного образования, которые обладают благоприятными условиями и значимым воспитательным потенциалом для поддержания творческих потребностей детей в самопознании, самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемы формирования этнокультурной компетентности изложены в трудах Н. М. Лебедева, Т. Г. Поштаревой, И. С. Радченко, Т. Г. Стефаненко, Л. Б. Зубаревой, Т. М. Афанасьевой.
Общетеоретические основы изучения межнациональных отношений изложены в трудах Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, Н. С. Загорской,
А. Г. Здравомыслова и А. А. Сусоколова.
Работы, посвящены выявлению сущности культуры межнационального общения, представлены такими авторами, как Н. А. Асипова, З. Т. Гасанов, А. Р. Исаев, Л. Н. Коган, В. П. Комаров, А. Н. Некрасова, Л. З. Немировская, И. И. Серова.
Работы в области народной культуры и этнографии изложены в трудах Ю. В. Бромлея, В. Е. Гусева, В. С. Цукермана, М. М. Бахтина.
Вопросы о возрастных особенностях освещены в работах: Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Э. Х. Эриксона и др......

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретические данные и данные, полученные в ходе исследования, позволяют заключить, что на настоящий момент значимость сформированной этнокультурной компетентности в условиях глобализации неоспорима.
На сегодняшний день этнокультурная компетентность представляет сложный социокультурный феномен, который является предметом изучения различных областей гуманитарного знания. В рамках имеющихся подходов в отечественной науке к изучению этнокультурной компетентности на данный момент так и не сформировалась единая точка зрения относительно того, что представляет собой этнокультурная компетентность и каковы ее структура и основные компоненты.
Также было выяснено, что старший школьный возраст является оптимальным для формирования этнокультурной компетентности, т.к. юноши представляют собой специфическую социально-демографическую группу, которая в силу своих возрастных психологических особенностей развития требует к себе пристального внимания.
Народная хореография – эффективное средство формирования этнокультурной компетентности. Именно народный танец является уникальным средством изучения, сохранения и передачи культурного наследия. Через исполнение и знакомство с народным танцем прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, формируется толерантное отношение к традициям и культуре других народов, пробуждается чувство гордости за свой народ. Участие в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, истории костюма является мощным инструментом этнокультурного воспитания подростков.
Продуктивность этнокультурного воспитания подрастающего поколения средствами хореографии обусловлена ее синтезирующим характером. Знакомство с богатством танцевального творчества народов служит действенным средством воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей.
Теоретический анализ различных источников потребовал экспериментальной проверки сделанных выводов на практике
Опытно-экспериментальная работа осуществлялось с 2018 по 2019 г. на базе Народного самодеятельного хореографического коллектива «Данс-ателье» города Сердобска Пензенской области. В исследовании приняли участие 13 человек в возрасте от 15 до 17 лет.
Данные диагностики респондентов свидетельствовали о том, что уровень сформированости этнокультурной компетентности участников коллектива невысок. Основная масса учащихся на начало эксперимента показали наличие среднего и низкого уровня сформированности этнокультурной компетентности, что обусловлено недостаточным проведением педагогической работы по этнокультурному воспитанию.
В связи с полученными данными нами была разработана авторская педагогическая программа по формированию этнокультурной компетентности детей старшего школьного возраста «Хоровод культур». Данные диагностики респондентов позволили определить стратегические направления, цели, задачи, принципы, методы, формы и средства реализации комплексной педагогической программы.
Авторская программа «Хоровод культур» была нацелена на формирование когнитивного, эмоционально-мотивационного, художественно-операционального и поведенческого компонентов этнокультурной компетентности. Она включала насыщенное творческое содержание и предусматривала активное взаимодействие участников коллектива с различными направлениями хореографической деятельности (исполнительской, репетиционной, театрально-художественной и др.), и включала материал из различных сфер региональной, российской и мировой культур.....


.Александрова, В. Г. Испанские народные танцы [Текст] / В.Г. Александрова. – СПб.: Питер, 1959. – 206 с.
2.Алексютович, Л.Ю. Белорусские народные танцы, хороводы, игры [Текст] / Л. Ю. Алексютович. – Минск, 1978. – 179 с.
3.Альфонсо, П. К. Искусство танца Фламенко [Текст] / П.К. Альфонсо. – М.: Юрайт, 1984. – 211 с.
4.Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник [Текст] / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.
5.Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки [Текст] / А. Б. Афанасьева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2013. – № 68. – С. 100-101.
6.Багдасарова, А. Б. Формирование этнокультурных компетенций в образовательной и воспитательной деятельности в многонациональном регионе [Текст] / А. Б. Багдасарова, Н. А. Симонова // Этнические проблемы современности. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2009. – Выпуск 14. – С. 34.
7.Баглай, В. Е. Этническая хореография народов мира [Текст]: учебное пособие для студентов / В. Е. Баглай. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 406 с.
8.Белинская, Е. П. Этническая социализация подростка: учебник [Текст] / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 208 с.
9.Боревская, Н. Е. Китайская культура во времени и пространстве: [Текст] / Н.Е. Боревская, С.А. Торопцев. – М.: ФОРУМ, 2010. – 480 с.
10.Борзов, А.Н. Танцы народов мира [Текст] / А. Н. Борзов. – М.: Университет Натальи Нестеровой.  2006. – 494 с.
11.Боримская, Г. К. Самоцветы украинского танца [Текст] / Г.К. Боримская. – Киев: Искусство, 1971. – 132 c.
12.Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса: учебник [Текст] / Ю. В.Бромлей. – Москва: Книжный дом «Либроком». 2012 – 412 с.
13.Бромлей, Ю.В. Этнография [Текст] / Ю.В. Бромлей. – М.: Высшая школа, 1982. – 320 с.
14.Бурнаев, А. С. Мордовский танец [Текст] / А. Г. Бурнаев. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2002. – 232 с.
15.Василенко, К. Л. Лексика украинского народно-сценического танца [Текст]: научное пособие для институтов культуры. – Киев: Искусство. 1996. – 32 с....66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ