Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Основные характеристики развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста 13
1.3. Специфика игр со строительным материалом и их значение для сенсорного развития детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Педагогическая диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 34
2.2. Организация игр со строительным материалом как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 44
2.3. Выявление степени эффективности игр со строительным материалом в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Человек на протяжении жизни сталкивается с разнообразными формами, цветом и другими свойствами объектов, в частности, ребенок начинает знакомиться с характерными чертами окружающей действительности через игрушки и предметы домашнего обихода.
Маленького человека окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если подобное знакомство происходит стихийно, не организованно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается неполным. Педагогам и родителям необходимо помнить, что перцептивные процессы организма можно и нужно развивать, и совершенствовать, и самый благоприятный период для подобной работы – это дошкольное детство, так как психика маленького человека еще пластична. Ощущения и восприятия развиваются в процессе сенсорного воспитания. Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития [8].
Актуальность исследования определяется необходимостью воспитания подрастающего поколения, способного быть состоятельным членом современного общества. Постоянно нарастающее информационное окружение вызывает необходимость целенаправленного, начинающегося с первых лет жизни, формирования у детей компетенций, обеспечивающих наиболее оптимальный выбор, приобретение и творческое применение разнообразных сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Формирование информационной компетентности требует высокого уровня развития познавательной деятельности, которая, согласно работам Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др., формируется с раннего детства под воздействием сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Сенсорное развитие оказывает влияние на развитие восприятия у детей дошкольного возраста. При этом оно играет роль в формировании у ребенка начальных представлений о форме, цвете, величине, вкусе и положении предмета в пространстве. Следовательно, именно с восприятия предметов и явлений дошкольник начинает познавать окружающий мир.
В исследованиях Л.А. Венгер, Т.П. Высоковой, Е.И. Тихеевой, Т.Д. Марцинковской, Л.Н. Павловой, В.А. Пилюгиной, Е.А. Флериной, Ю.М. Хохряковой и др. показано, что для повышения эффективности сенсорного развития в дошкольном возрасте большое значение имеет использование в педагогическом процессе игр, в том числе и игр со строительным материалом, что обусловлено возрастными особенностями детей.
Вместе с тем анализ программно-методических разработок показывает, что сегодня многие авторы недооценивают возможности использования игр со строительным материалом в процессе сенсорного развития дошкольников.
Исходя из данного противоречия проблема исследования состоит в формировании комплекса предметных игр, обеспечивающих сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет изучения: игры со строительным материалом как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить степень эффективности использования игр со строительным материалом в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....
В процессе исследования был проведен научно-теоретический анализ процесса сенсорного развития детей дошкольного возраста в ходе игр со строительным материалом. В связи с поставленной целью в работе рассмотрены теоретические положения исследуемой проблемы в историческом (Ф. Фребель, И. Песталоцци, Я.А. Коменский, М. Монтесори), и методологическом (В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.В. Николаева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Стреблева, Е. И. Тихеева, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова и др.) контексте.
Рассмотрены возможности игр с разнообразными строительными материалами в сенсорном развитии детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Т.П. Высокова, Е.И. Тихеева, Т.Д. Марцинковская, Л.Н. Павлова, В.А. Пилюгина, Е.А. Флерина, Ю.М. Хохрякова и др.).
Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений путем выполнения перцептивных действий (обнаружение, различение, идентификация, сравнение, выделение, классификация и т. п).
Цель сенсорного развития дошкольников – формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д.
Особенностями сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте являются:
• ведущее место зрительного восприятия;
• восприятие предметов в процессе предметной деятельности;
• освоение сенсорных эталонов: цвета, размера, формы;
• возрастание целенаправленности, планомерности, управляемости, осознанности восприятия, направленных на результат;
• интеллектуализация восприятия в связи с развитием речи;
• зачатки игровой деятельности.
Игры со строительным материалом являются значимым средством сенсорного воспитания.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к предметно-игровой деятельности, начинается накопление того минимума игровых впечатлений, которые являются основой для сенсорного воспитания. Правильно созданные педагогические условия способствуют повышению уровня развития восприятия и ощущений, являющихся основой сенсорного воспитания дошкольников раннего возраста.
В дошкольной педагогике накоплены значительные материалы о содержании, методах, средствах, приемах сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, разработаны педагогические требования к играм со строительным материалом, методика руководства играми и упражнениями, содержания предметной среды.
В рамках исследуемой проблемы мы использовали подход авторов Т.В. Николаевой, Е.А. Стреблевой и др., рассматривающих сенсорное развитие как качество личности, и выделили следующие показатели: форма, цвет, величина, цвет и величина, зрительное восприятие.
Теоретические положения и методические выводы позволили провести диагностику и разработать комплекс игр для сенсорного развития детей четвертого года жизни. Эмпирическое исследование было проведено на базе МБДОУ «Сурский квартал» с. Засечное
В ходе для проведения диагностики формирования сенсорных эталонов были разработаны показатели (форма, цвет, величина, цвет и величина, зрительное восприятие) и выделены уровни сенсорного развития. Диагностическое обследование формирования сенсорных эталонов детей на констатирующем этапе показало, что дети испытывают трудности в распознавании цвета, формы, величины предмета. Уровень сенсорного развития невысокий и требует дальнейшего развития. Это обусловлено, в значительной степени, неэффективностью традиционного подхода к развитию данной психической функции....
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. [Электронный ресурс]. – М.: Педагогика, 2000. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846 (дата обращения 20.01.2019)
3. Бетехтина О.Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины ХХ века: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.07.; Московский государственный педагогический институт. – М, 1999. – 162 с.
4. Бине А. Измерение умственных способностей [Электронный ресурс]. Пер. с франц. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. – СПб.: Дельта, 1999 – 431 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846 (дата обращения 16.01.2019)
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846 (дата обращения 12.01.2019)
6. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2009. – 816 с.
7. Букатова В.М. Секреты дидактических игр: психология, методика, дисциплина. – СПб.: Питер, 2010. – 203 с.
8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846
9. Выготский Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 2007– 219 с.
10. Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2014.– 80 с.
11. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии. – 1969. – № 1 – 56 с.
12. Гуськова Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pishem.net/page-id-23.html.
13. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Авт. сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 352 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. / А.В. Запорожец; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
15. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 736 с....45