ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика правового воспитания в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности правового воспитания детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методика правового воспитания дошкольников в ДОО 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровней правовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по правовому воспитанию старших дошкольников в проектной деятельности 37
2.3. Определение эффективности использования проектной деятельности в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является его переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная – существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая – формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания подрастающего поколения, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, криминализации сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая концепция образования в связи с этим заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи.
Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и методических разработок по данной проблеме позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические и практические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимость формирования с ранних лет у ребенка чувства веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли [8].
Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
– знакомство с основными правами и обязанностями человека (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
– создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;
– развитие представлений о полезности и целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования....
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.
Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОО, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.
Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план, следующий приоритетный принцип воспитания: ребенок должен рассматриваться взрослыми не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
У ребенка обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. От того, каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Подготовка ребенка к овладению правовой культурой и реализации своих прав является задачей всех социальных институтов воспитания: детского сада, школы, общественных объединений, семьи.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.
Способствовать созданию социально-благополучной среды для каждого воспитанника – главная задача педагога ДОО.
С уверенностью можно сказать, что работа по информированию родителей, педагогов и детей о правовых документах по защите достоинства ребенка своевременна и необходима, ибо воспитание правового самосознания детей должна начинаться с дошкольного возраста.
В формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован проект по правовому воспитанию дошкольников, который также включал в себя систематическую работ с родителями. Используемый нами практический материал имел комплексный характер, основан на современных научных данных о психологических закономерностях и условиях развития дошкольников.
Исследование показало, что дети усвоили основной перечень своих прав, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. На основании результатов контрольного эксперимента была выявлена положительная динамика в уровнях правовой воспитанности дошкольников ЭГ.
Таким образом, сформулированная нами гипотеза, нашла свое подтверждение, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2001. – 234 с.
2. Антонов В.А. Изучаем права человека. – М.: Вита-пресс, 2007. – 217 с.
3. Бейлинсон В.Г. Азбука прав человека. – М., 2004. – 342 с.
4. Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №3. – С. 15-17.
5. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. – Мн.: Беларусь, 1998. – 15 с.
6. Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 160 с.
7. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: Скрипторий, 2006. – 95 с.
8. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
9. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – С. 6-9.
10. Доронова Т.Н. Право и образование. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №10. – С. 12-14.
11. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
12. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-пресс, 2001. – 170 с.
13. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. / Под ред. Р.С. Буре. – М., 1997. – 145 с.
14. Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня. – Мн., 2006. – 165 с.
15. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребенок и я… и я имею право! – М.: Скрипторий, 2007. – 96 с....34