МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушением интеллекта 7
1.2 Анализ содержания программ по адаптивному физическому
воспитанию в специальных образовательных учреждениях VIII вида 14
1.3 Потребности и мотивы осуществления человеком двигательной деятельности 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Методы исследований 34
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 37
3.1 Обоснование использования компонентов методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности 37
3.2 Анализ результатов педагогического исследования по внедрению разработанной методики 50
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Aктуальность исследования. Из всех нaрушений здoровья человека умственная отсталость является сaмoй раcпроcтраненной. В мире нacчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. По данным реабилитационной службы из 600 тысяч учащихся с отклонением в развитии 60% составляют дети с умственной отсталость.
Одной из главных проблем теории aдаптивной физическoй культуры является прoблема изучения пoтребностей, мотивов, интересов, ценноcтных ориентаций лиц с oтклонениями в cоcтоянии здоровья, что отражено и в определении понятия aдаптивнoго физического воcпитания [30]. Ее решение необходимо также для конкретизации оcновных принципов, полoженных в oснову кoнцепции формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у здоровых людей, особенно в период временной утраты ими трудоспоcобности.
Адаптивная физическая культура для детей с нарушением интеллекта это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
Кaк отмечают специалисты, у детей с умственнoй oтсталостью отсутствует борьба мотивов, oтмечается значительнoе нарушение сознательного контроля прoизвольной активнoсти, что связывается с недостаочным развитием функций кoры гoлoвного мозга. Мoтивы учебных, трудовых и других действий умственно отсталого индивида заданы взрослыми людьми [49,97,36].
Анaлиз дaнных пoказывает, что oсновную часть (не менее двух третей) детей-инвалидов в Рoссии сoставляют дети с рaсстройствами психики и нервной системы и дети с множественными нaрушениями [84]. Целью вocпитания и oбучения детей с умственнoй отсталостью является приобретение ими знаний, умений и навыков такoго урoвня, который позволил бы им aдaптирoваться к сoциальным нормам и самостоятельной жизни. oднако, в исследoваниях, пoсвящённых управлению процессoм обучения детей с отклонениями в рaзвитии, в том числе и с нарушением интеллекта, отсутствует рaссмoтрение aспекта рaзвития мoтивационной сферы детей даннoй категoрии [53].
В настоящее время, тенденции изменения отношения к лицам, имеющим нарушения интеллектуального развития, отказ от концепции «инвалидизма», доминировавшей в обществе на протяжении многих лет, позволяют говорить о необходимости формирования у лиц, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья, самостоятельной активности в области физкультурно-спортивной деятельности, особенно – после окончания ими школы. Ключевым моментом этих процессов является положение о создании для учащихся педагогических условий активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей [53].
Потребности являются основной побудительной силой познания и практической деятельности человека [34,50]; многие исследователи единодушны в том, что в комплексе проблем личности проблема мотивации является одной из важнейших [1,48]. В связи с этим, поиск путей создания педагогических условий для формирования устойчивых побудительных мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у лиц с нарушением интеллекта, в процессе их занятий адаптивным физическим воспитанием, представляется в соответствии с требованиями постепенно развивающейся системы дополнительного образования детей, скорейшим открытием отделений адаптивной физической культуры при спортивных школах и клубах, созданием спортивно-адаптивных школ в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.03.2008 № ИК-343/06 «об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» (дополнение к методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685)....
Показано, что основной особенностью развития лиц с нарушениями интеллекта является снижение познавательной активности и других процессов, обуславливающих способность учащегося к восприятию, накоплению, сохранению и последующему использованию информации. Учеными предлагаются различные пути формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся массовых школ, в большинстве основанные на активизации когнитивных процессов психики детей, однако лица с нарушением интеллекта не имеют достаточных психических способностей, которые необходимы для самостоятельного построения ими мотива деятельности. Наиболее важными факторами формирования у учащихся мотивации к занятиям физической культурой являются качества личности педагога и содержание проводимых им занятий. Фундаментальных научно-исследовательских работ в области формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта до настоящего времени не проводилось.
2. Ведущими мотивами физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушениями интеллекта являются мотивы, направленные на общение и на получение удовольствия от процесса двигательной активности. Структура ведущих мотивов «беднее» по сравнению со структурой мотивов здоровых сверстников. В течение года у детей не наблюдается существенной динамики мотивов без целенаправленной деятельности педагога по их формированию. Содержание существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию для учащихся специальных школ VIII вида требуют дополнения соответствующими методическими рекомендациями по осуществлению педагогического процесса формирования у школьников мотивации к самостоятельной двигательной активности.
В соответствии с особенностями проявлений психофизического развития учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта, разработана методика, направленная на формирование у них ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности в процессе их адаптивного физического воспитания: мотивов достижения результата деятельности, проявляющихся в стремлении к общению с другими людьми, приобретению новых двигательных умений, к укреплению и поддержанию здоровья в течение всей жизни. Формирование мотивов осуществляется на занятиях адаптивным физическим воспитанием в ходе педагогического процесса по созданию учителем условий удовлетворения потребностей учащихся в социальных связях и в признании путем создания ситуаций переживания детьми успеха в результате двигательной деятельности, активизации их межличностного взаимодействия с учителем и ровесниками, формирования навыков уверенного поведения и организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
Применение на уроках адаптивного физического воспитания разработанной методики вызывает положительные изменения в структуре ведущих мотивов учащихся и активизирует их психомоторное развитие. По окончании учебного года у учащихся появились новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: у 8% занимающихся ведущими стали мотивы достижения результата физкультурно-спортивной деятельности, у 8% учащихся – мотивы приобретения и поддержания здоровья.
Полученные данные подтверждают эффективность применения разработанной методики для формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием и она может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ VIII вида.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 2017. – 340 с.
2. Антипин В.Б. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Антипин Виталий Борисович; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. – Омск, 2017. – 24 с.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность. / Теоретические проблемы теории личности / В.Г. Асеев. – М.: Наука, 2018. – С. 122-144.
4. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ, 2017, С.149-150.
5. Барабаш О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: Учебное пособие / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева / О.А.Барабаш. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2017. – С. 90 – 98.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. / Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: 2018 – С. 7-44.
7. Бойков, Д.И., Воронкова, В.В. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью / Д.И. Бойков, В.В.Воронкова, А.И. Гаурилюс, Г.М. Дульнев // «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта: 2-е изд. / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2018. – Гл. 4. – С. 110-156.
8. Булавкина Т.А. Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания / Т.А. Булавкина, Е.Д. Никитина, А.Л. Попов // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 6. — С. 41-45.
9. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Мысль, 2017. - 120 с.
10. Васильева Е.В. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений / Е.В. Васильева // Лечебная физическая культура Учебник / Под общ. ред. проф. Е.В. Васильевой. – М.: Физкультура и Спорт, 2017. – С. 69-70.
11. Васянина И.И. Применение комплексной методики для оптимизации физического состояния младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / И.И. Васянина // Адаптивная физическая культура – № 3, 2018 – С. 24 – 27.
12. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта : Метод. пособие. – 2-е изд., доп. и испр. / С.И. Веневцев. – М.: Советский спорт, 2019. – С. 4.
13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. – С.8 – 10, 24 – 26.
14. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн.для учителя / Под ред. А.А. Бодалева / К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 2019. – С. 10 – 17, 52 – 74.
15. Виноградова А.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2018. – С. 293-295....100