Только Word
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования добросовестного отношения к труду у старших дошкольников………………8
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………..19
1.3. Роль стихотворных произведений в воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ РАБОТЫ НАД стихотворНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
2.1. Диагностика сформированности добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста………………………………..29
2.2. Содержание работы по формированию добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со стихотворными произведениями……………………………………………….33
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...62
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………65
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление его личности. Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют особой подготовки подрастающего поколения – поколения, способного адаптироваться к изменяющейся обстановке, умеющего сделать самостоятельный выбор и обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры.
Лишь думающие, творческие личности способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания образования, к реализации личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств такого воспитания является слово художественной литературы. Слово художественное, поэтическое способно воздействовать не просто на разум, но и на чувства человека. И если любое слово вызывает у человека какие-то представления, образы, то поэтическое слово вызывает художественные образы, способствующие появлению сильных чувств.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Для теоретического обоснования его необходимо учитывать закономерности этого искусства, а также данные педагогики и психологии о возрастных особенностях дошкольников [3].
Известно, что источником искусства слова, как и всякого искусства, является реальная действительность: природа, люди, их труд, взаимоотношения, поведение и пр. Для воплощения типичных жизненных явлений во всем их многообразии и противоречиях искусство оперирует обобщенными образами, системой образов. Чем выше мастерство художественного воплощения жизни в этих образах, тем сильнее воздействующая сила искусства.
Средством художественного выражения идейного содержания произведений искусства слова служит литературный язык, с помощью которого можно нарисовать художественный образ предельно конкретным, зримым, выразить движение мысли героев, их чувства, изменяющиеся в зависимости от различных ситуаций. В стихотворных поэтических произведениях обычные слова и их сочетания, вступая в строй размеренной стихотворной речи, подчиняясь законам стихосложения, приобретают новые смысловые оттенки, яркую звуковую окраску.
Образы литературы благодаря их художественной выразительности способствуют быстрому возникновению у читателя ассоциативных связей с реальным миром. Художественное слово, обращенное к памяти читателя (или слушателя), к его чувствам, ощущениям, вызывает у него представления о живой реальности, хотя эта реальность в данный момент и не воспринимается им непосредственно. Таким образом, искусство слова можно условно охарактеризовать как искусство, обладающее свойствами наглядности. Поэтому оно имеет большое значение в практике воспитания дошкольников, у которых преобладает наглядность мышления на ранних ступенях возраста.
Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает с героями, живо реагирует на все, что с ними происходит, при этом сочувствуя одними и осуждая других. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, видит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем его мире [11].
Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. Если обратиться к произведениям, повествующим о труде, то через художественное слово формирование трудовых навыков и личностных отношений к трудовой деятельности проходит более успешно.
Все сказанное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.....
Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям. Литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной и художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обуславливает положительный результат воздействия на детей художественной литературы. Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений, что неотделимо от развития мышления, восприятия, от обогащения и углубления чувств, переживаний.
С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение.
Воспитание средствами художественной литературы представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к цели – всестороннему развитию ребенка, обогащению его духовного мира.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали, что старшие дошкольники в большинстве имеют низкий, ниже среднего и средний уровни сформированности добросовестного отношения к труду.
В данном исследовании нами были разработаны конспекты НОД по изучению стихотворных произведений о труде в старшей группе детского сада: использовались тексты поэтов Пензенского края. Апробация данных НОД осуществлялась в ЭГ дошкольников. При работе с поэтическими произведениями с целью формирования добросовестного отношения к труду мы использовали такие виды деятельности, как:
– анализ стихотворений с использованием различных видов вопросов;
– выразительное чтение и использование наглядности;
– творческие вечера и праздники, посвященные поэзии.
Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности проведенной нами работы, с использованием стихотворений, в формировании добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, поставленная в работе цель достигнута, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1990. – 219 с.
2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1993. – 278 с.
3. Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1993. – 285 с.
4. Гриценко З.А. Детская литература: методика приобщения детей к чтению: учебное пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004. – 167 с.
5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения к чтению. – М., 2003. – 190 с.
6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада. – СПб., 2000. – 180 с.
7. Дошкольная педагогика. / НА. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998. – 429 с.
8. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. / Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. – М., 1998. – 340 с.
9. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. – М., 1999. – 270 с.
10. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М., 1996. – 318 с.
11. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1992. – 240 с.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2001. – 480 с.
13. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998. – 270 с.
14. Литературный энциклопедический словарь. / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1997. – 760 с.
15. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с....31