Формирование добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над стихотворными произведениями
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования добросовестного отношения к труду у старших дошкольников………………8
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………..19
1.3. Роль стихотворных произведений в воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ РАБОТЫ НАД стихотворНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
2.1. Диагностика сформированности добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста………………………………..29
2.2. Содержание работы по формированию добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со стихотворными произведениями……………………………………………….33
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...62
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования добросовестного отношения к труду у старших дошкольников………………8
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………..19
1.3. Роль стихотворных произведений в воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ РАБОТЫ НАД стихотворНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
2.1. Диагностика сформированности добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста………………………………..29
2.2. Содержание работы по формированию добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со стихотворными произведениями……………………………………………….33
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...62
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………65
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление его личности. Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют особой подготовки подрастающего поколения – поколения, способного адаптироваться к изменяющейся обстановке, умеющего сделать самостоятельный выбор и обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры.
Лишь думающие, творческие личности способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания образования, к реализации личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств такого воспитания является слово художественной литературы. Слово художественное, поэтическое способно воздействовать не просто на разум, но и на чувства человека. И если любое слово вызывает у человека какие-то представления, образы, то поэтическое слово вызывает художественные образы, способствующие появлению сильных чувств.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Для теоретического обоснования его необходимо учитывать закономерности этого искусства, а также данные педагогики и психологии о возрастных особенностях дошкольников [3].
Известно, что источником искусства слова, как и всякого искусства, является реальная действительность: природа, люди, их труд, взаимоотношения, поведение и пр. Для воплощения типичных жизненных явлений во всем их многообразии и противоречиях искусство оперирует обобщенными образами, системой образов. Чем выше мастерство художественного воплощения жизни в этих образах, тем сильнее воздействующая сила искусства.
Средством художественного выражения идейного содержания произведений искусства слова служит литературный язык, с помощью которого можно нарисовать художественный образ предельно конкретным, зримым, выразить движение мысли героев, их чувства, изменяющиеся в зависимости от различных ситуаций. В стихотворных поэтических произведениях обычные слова и их сочетания, вступая в строй размеренной стихотворной речи, подчиняясь законам стихосложения, приобретают новые смысловые оттенки, яркую звуковую окраску.
Образы литературы благодаря их художественной выразительности способствуют быстрому возникновению у читателя ассоциативных связей с реальным миром. Художественное слово, обращенное к памяти читателя (или слушателя), к его чувствам, ощущениям, вызывает у него представления о живой реальности, хотя эта реальность в данный момент и не воспринимается им непосредственно. Таким образом, искусство слова можно условно охарактеризовать как искусство, обладающее свойствами наглядности. Поэтому оно имеет большое значение в практике воспитания дошкольников, у которых преобладает наглядность мышления на ранних ступенях возраста.
Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает с героями, живо реагирует на все, что с ними происходит, при этом сочувствуя одними и осуждая других. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, видит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем его мире [11].
Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. Если обратиться к произведениям, повествующим о труде, то через художественное слово формирование трудовых навыков и личностных отношений к трудовой деятельности проходит более успешно.
Все сказанное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.....
Лишь думающие, творческие личности способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания образования, к реализации личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств такого воспитания является слово художественной литературы. Слово художественное, поэтическое способно воздействовать не просто на разум, но и на чувства человека. И если любое слово вызывает у человека какие-то представления, образы, то поэтическое слово вызывает художественные образы, способствующие появлению сильных чувств.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Для теоретического обоснования его необходимо учитывать закономерности этого искусства, а также данные педагогики и психологии о возрастных особенностях дошкольников [3].
Известно, что источником искусства слова, как и всякого искусства, является реальная действительность: природа, люди, их труд, взаимоотношения, поведение и пр. Для воплощения типичных жизненных явлений во всем их многообразии и противоречиях искусство оперирует обобщенными образами, системой образов. Чем выше мастерство художественного воплощения жизни в этих образах, тем сильнее воздействующая сила искусства.
Средством художественного выражения идейного содержания произведений искусства слова служит литературный язык, с помощью которого можно нарисовать художественный образ предельно конкретным, зримым, выразить движение мысли героев, их чувства, изменяющиеся в зависимости от различных ситуаций. В стихотворных поэтических произведениях обычные слова и их сочетания, вступая в строй размеренной стихотворной речи, подчиняясь законам стихосложения, приобретают новые смысловые оттенки, яркую звуковую окраску.
Образы литературы благодаря их художественной выразительности способствуют быстрому возникновению у читателя ассоциативных связей с реальным миром. Художественное слово, обращенное к памяти читателя (или слушателя), к его чувствам, ощущениям, вызывает у него представления о живой реальности, хотя эта реальность в данный момент и не воспринимается им непосредственно. Таким образом, искусство слова можно условно охарактеризовать как искусство, обладающее свойствами наглядности. Поэтому оно имеет большое значение в практике воспитания дошкольников, у которых преобладает наглядность мышления на ранних ступенях возраста.
Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает с героями, живо реагирует на все, что с ними происходит, при этом сочувствуя одними и осуждая других. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, видит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем его мире [11].
Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. Если обратиться к произведениям, повествующим о труде, то через художественное слово формирование трудовых навыков и личностных отношений к трудовой деятельности проходит более успешно.
Все сказанное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.....
Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям. Литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной и художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обуславливает положительный результат воздействия на детей художественной литературы. Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений, что неотделимо от развития мышления, восприятия, от обогащения и углубления чувств, переживаний.
С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение.
Воспитание средствами художественной литературы представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к цели – всестороннему развитию ребенка, обогащению его духовного мира.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали, что старшие дошкольники в большинстве имеют низкий, ниже среднего и средний уровни сформированности добросовестного отношения к труду.
В данном исследовании нами были разработаны конспекты НОД по изучению стихотворных произведений о труде в старшей группе детского сада: использовались тексты поэтов Пензенского края. Апробация данных НОД осуществлялась в ЭГ дошкольников. При работе с поэтическими произведениями с целью формирования добросовестного отношения к труду мы использовали такие виды деятельности, как:
– анализ стихотворений с использованием различных видов вопросов;
– выразительное чтение и использование наглядности;
– творческие вечера и праздники, посвященные поэзии.
Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности проведенной нами работы, с использованием стихотворений, в формировании добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, поставленная в работе цель достигнута, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обуславливает положительный результат воздействия на детей художественной литературы. Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений, что неотделимо от развития мышления, восприятия, от обогащения и углубления чувств, переживаний.
С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение.
Воспитание средствами художественной литературы представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к цели – всестороннему развитию ребенка, обогащению его духовного мира.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали, что старшие дошкольники в большинстве имеют низкий, ниже среднего и средний уровни сформированности добросовестного отношения к труду.
В данном исследовании нами были разработаны конспекты НОД по изучению стихотворных произведений о труде в старшей группе детского сада: использовались тексты поэтов Пензенского края. Апробация данных НОД осуществлялась в ЭГ дошкольников. При работе с поэтическими произведениями с целью формирования добросовестного отношения к труду мы использовали такие виды деятельности, как:
– анализ стихотворений с использованием различных видов вопросов;
– выразительное чтение и использование наглядности;
– творческие вечера и праздники, посвященные поэзии.
Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности проведенной нами работы, с использованием стихотворений, в формировании добросовестного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, поставленная в работе цель достигнута, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.





