Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

Работа №148868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Общая характеристика связной речи 7
1.2. Особенности формирования связной речи в дошкольной возрасте 10
1.3. Развитие интереса детей к природе 14
1.4. Процесс ознакомления с природными явлениями в детском саду 21

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
2.1. Формы ознакомления дошкольников с природой родного края 28
2.2. Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе 30
2.3. Выявление уровня развития связной речи дошкольников 35
2.4. Формирование монологической и диалогической речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе (описание формирующего эксперимента) 43
2.5. Анализ проведения контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

В настоящее время в связи с вступлением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Речевое развитие по ФГОС ДОУ – это одна из важнейших образовательных областей. Полноценное владение навыками и умениями речи выступает сегодня необходимым условием осуществления учебной деятельности будущего школьника, в связи с чем существенно повышаются требования к уровню развития речи детей в детском саду, к разработке содержания и методики обучения дошкольников родному языку.
Проблема формирования связной речи в отногенезе привлекала внимание многих ученых: Е.С. Выготского, А.С. Запорожца А.Н. Леонтьева, М.И. Лисину, А.Р. Лурия, и др. В их работах даётся определение речи, выделяются структурные компоненты речи, определяется порядок появления их в речи, особенности формирования.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема развития связной речи у детей становится более насущной в нашем обществе. Сейчас происходит снижение уровня культуры, получила большое распространение низкопробной художественной литературы, а речь часто бывает агрессивно – примитивной. Все это говорит о предпосылках и прямой угрозе надвигающейся языковой катастрофы.
Отсюда большая ответственность и важность работы педагогов, которые занимаются формированием речи подрастающего поколения. Ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи детей отражается логика их мышления, умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
В педагогической практике наиболее сложным являются поиски содержания и средств построения работы по развитию связной речи. Одним из средств по развитию связной речи является ознакомление детей с сезонными явлениями в природе. Ребенок получает представления об окружающей его среде, а это значит, что любое знание, выраженное в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых ребенком из мира конкретных вещей и явлений. Природа вокруг ребенка всегда, она на ребенка воздействует с самых ранних лет своей новизной и разнообразием, вызывает огромное изумление, желание больше узнать, спросить, а также обсудить увиденное.
Природа помогает доступно и наглядно продемонстрировать временную и причинную зависимость, последовательность, взаимозависимость и взаимосвязь явлений и предметов. Чтобы развитие мышления и речи ребенка при ознакомлении с природой достигло более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя данным процессом. В ходе познания природы дети осваивают словарь, грамматические категории, обозначающие названия, качества и действия, соответственно это помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, педагогами создаются условия для развития связной речи детей и формирования таких ее качеств, как последовательность, логичность, четкость и доказательность. Благодаря этому, ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.
Жизнь каждого человека, практически с самого рождения, неразрывно связана с природой. Взаимодействие с природой положительно влияет на человека, пробуждая в нем только лучшие чувства. Велика роль природы в воспитании детей. Во все времена великие педагоги и мыслители придавали природе большое значение в плане воспитания ребенка как личности.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ребенок рано сталкивается с явлениями окружающего мира и желает познать их, проявляет повышенный интерес к ним. Но стоит помнить о том, что непосредственный опыт ребенка не может помочь ему сделать выводы самостоятельно, обобщить полученные знания, установить взаимосвязь, проанализировать.
В неживой природе происходящие явления достаточно сложны и требуют от детей взаимодействия с взрослыми, для того чтобы научиться устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Непосредственно в раннем детстве складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок начинает обогащать свой опыт накоплением представлений о разных формах жизни и получает эмоциональные впечатления о природе. Вследствие этого именно дошкольный период становится основным, формирующим первоосновы естественнонаучных знаний у детей, экологического мышления, сознания и экологической культуры.
Так как дошкольники – прирожденные исследователи необходимо поддерживать их интерес к природе и осуществлять их подготовку к жизни, применяя реальное экологическое воспитание. В данном возрасте дети наиболее эмоциональны и восприимчивы к усвоению экологических представлений и связей, правил поведение в природе. Одной из самых актуальных научных проблем является взаимодействие человека и природы.
На современном этапе развития общества человечество стало воздействовать на окружающую среду негативно. Бесконтрольное и неупорядоченное воздействие человека на природу ведет к угрозе нарушения ее динамического равновесия и целостности, а это в свою очередь приводит современное общество к тому, что необходимо задуматься о сознательном управлении процессами взаимодействия с природой. Также при изучении природных явлений у детей развивается речь, мышление, память и т.д.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
В развитии связной речи дошкольников большое место занимает ознакомление с природой: наблюдения, прогулки и экскурсии, в ходе которых полученные знания и представления находят выражение в точном названии (обозначении) тех или иных предметов и явлений, их качеств, взаимосвязей. Ознакомление с сезонными явлениями природы побуждают детей искать причину явлений, устанавливать связи между ними, подводят к осознанию закономерностей, связанных с сезонными изменениями в природе. Постепенно у детей возникает потребность высказывать своё мнение, делиться впечатлениями об увиденном и услышанном в окружающей природе. Ознакомление с природой предполагает познание процессов развития некоторых элементарных связей и закономерностей. Наблюдая природу, ребёнок учится находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т.е. объяснять сущность явлений.
Проведенное нами исследование позволяет сделать выводы. На констатирующем этапе эксперименты старшие дошкольники имели в преобладающем большинстве средний уровень развития связной речи. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения, отсутствие элементов для связывания тем. Тенденция к фрагментарной передаче текста, простое перечисление событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повторы слов и грамматических конструкций.
Нами был разработан комплекс занятий с использованием основных методов развития связной речи: пересказа, составления рассказа по сюжетной картине, рассказа – описания пейзажной картины, наблюдение за природными явлениями на прогулке и дидактические игры.....


Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3 – е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с.
2. Белошистая А. Развиваем связную речь: для работы со старшими дошкольниками. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 20-25.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 219 с.
4. Т.Б. Веселова. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в природе – 2013. – 255 с.
6. Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи: методические рекомендации и дидактический материал. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 50 с.
7. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М: Книжный дом «Либроком», 2012. – 400 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учебное пособие – М.: Просвещение, 2014. – 132 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми. – М. 2007. – 72 с.
10. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в ДОУ. Р–нД: Феникс, 2011. – 167 с.
11. Зерщикова Т.А., Ярошевич Т.Я. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. Дошкольное воспитание. – 2007. – № 7. – С. 3 – 9.
12. Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами живой природы. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 187 с.
13. Инновационные технологии в методической работе в ДОУ: планирование, формы работы. Авт. – сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. –Волгоград: Учитель, 2011. – 201 с.
14. Климентьева З.А. Методическая работа в образовательной организации: краткий конспект лекций – Казань, 2013. – 145 с.
15. Колесников С.И. Экология: учебн. пособие. – М.:: ИТК «Дашков и К»: Наука-пресс, 2012. – 189 с....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ