Введение 3
Глава 1. Образ матери в раннем творчестве М. Цветаевой 9
1.1. Истоки образа матери в лирике М. Цветаевой 9
1.2. Образ матери в раннем творчестве М. Цветаевой 13
1.3. Дети в жизни Цветаевой 35
Глава 2. Творчество Марины Цветаевой в эмиграции 45
2.1. Драматизм эмигрантской лирики 45
2.2. Автобиографический миф в прозе М. И. Цветаевой. 54
Заключение 74
Список литературы 78
Творчество М. Цветаевой – яркой представительницы Серебряного века русской литературы, современницы А. Блока, А. Ахматовой и В. Маяковского, Н. Гумилева, И. Бунина, Б. Пастернака и других выдающихся литературных деятелей, очень ярко отражает веяние того времени. Однако, в отличие от них, М. Цветаева не принадлежала ни к какому литературному направлению, она до сих пор не выходит из поля зрения исследователей литературы. Интерес к ее творчеству и прозе был обусловлен сложностью личности, которая нашла отражение в стихах Цветаевой: уникальным художественным мышлением, новизной поэтического языка с его своеобразием. Именно из-за этих качеств она стала классиком русской литературы на века. Отличие Марины Цветаевой как поэта выражается в объёмном погружении в жизнь языка, одержимость стихией речи ее динамикой и ритмами. Одновременно с этим имеет место увлечение поэтессы стихией образов – русские народные мифы, античные мифологии, образы мировой литературы. Образы выражаются словом, в речи. Больше всего о себе сказала сама М. Цветаева:
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь .
Разнообразие творчества М. Цветаевой определило разность исследовательских подходов. В статье О. Шевцовой и Н. Мадаминовой «Аспекты изучения творческого наследия М.И. Цветаевой» отражены основные направления цветаеведения, выделены периоды, в которые исследователей наиболее интересовали те или иные проблемы. Так, например, фундаментальные работы биографического характера принадлежат А. Саакянц , И. Кудровой и др. Привлекает внимание жанровое разнообразие лирики М. Цветаевой, стилевые особенности и идиостиль , темы и мотивы , концепты, нашедшие отражение в творчестве М. Цветаевой , и др.
С начала 2000-х годов наблюдается большой интерес к лингвистическим аспектам цветаевской лирики и прозы. В работах лингвиста Л. Зубовой , положившей начало лингвистическому изучению наследия М. Цветаевой, рассматривалась специфика словоупотребления в творчестве поэта. О. Ревзина изучала лингвистическую поэтику М. Цветаевой.
На фоне всплеска интереса к лингвистическим проблемам лирики М. Цветаевой, образный строй ее стихов, их темы и мотивы все еще остаются мало изучены и нуждаются в пристальном и системном рассмотрении.
Один из значимых и семантически наполненных образов лирики М. Цветаевой – образ матери. Появившись в первом сборнике «Вечерний альбом» (1910), он проходит через все творчество, усложняется и трансформируется.
Ряд исследователей уже так или иначе обращались к образу матери у Цветаевой. В диссертации Е. Кирьяновой «Феномен дома в ранней лирике Марины Цветаевой» образ матери рассматривается как часть феномена дома, родственные отношения, его наполняющие. При этом в качестве художественного материала берется только ранняя лирика. Е. Суворкина исследует образ матери в прозаическом наследии поэтессы.
Первоначальная лирика Цветаевой чаще всего изучается в контексте абсолютно всех творческих начинаний поэта. К примеру, работа А.Саакянц «Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910─1922» . Исследователь Н.Д. Стрельникова также работает над близкой темой. В своем труде «Круг чтения и его отражение в ранней лирике Марины Цветаевой» она анализирует влияние русских и зарубежных писателей, повлиявших на развитие творчества Цветаевой.
Одним из главных образов в ранних сборниках Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом» является мать. Мария Мейн была одаренной пианисткой, но судьба распорядилась иначе. В лирике Цветаевой трагична тема матери. Дочери она передала любовь к музыке, красоту и понимание прекрасного. Интерес к первым, ранним сборникам Марины Цветаевой помог найти мало освещенную в исследовательской литературе область лирики великого поэта — область дома, в котором складывалось и определялось мировидение будущей бунтарки. В целом, очень сильное влияние оказали на формирование системы ценностей, мировосприятия будущего поэта родители. Именно дом семьи Цветаевых пропитан интересом к искусству, и творчеством в частности. Играющая в доме музыка стала частью не только поэзии, но и жизни. Глава семьи, который являлся профессором искусствоведения, оказал большое влияние на развитие интереса к древнегреческой мифологии у дочери. Возможно, именно в детстве, под влиянием бесед о древнегреческом и древнеримском искусстве зарождалось свойственное Цветаевой трагическое восприятие бытия, которое позже она определяла словом «рок».
В творчестве Цветаевой образ матери занимает особое место. Ей посвящены не только стихи, но и проза: «Мать и музыка» (1934), «Сказка матери» (1934). В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о Марии Александровне. Музыка с самого детства для Цветаевой была подобна голосу матери: «В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов». Именно поэтому образ матери занимает ключевое место в творчестве поэтессы, изучению которого будет посвящена данная работа.
Актуальность исследования работы видится в воссоздании целостной картины возникновения, развития и трансформации образа матери в лирике и прозе М. Цветаевой из целого ряда разрозненных произведений, общих по тематике.
Цель работы: исследовать образ матери в творчестве М. Цветаевой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть этапы формирования творческой индивидуальности поэта;
2) выявить влияние семейного уклада на представление о материнстве самой поэтессы;
3) обозначить сквозные мотивы прозы и поэзии М.И. Цветаевой, связанные с темой семьи;
4) дать характеристику образа матери как символа Родины и Русской культуры XVIII – начала XX вв.;
5) отобрать и проанализировать стихотворения, где присутствует образ матери или его описание;
6) отобразить в работе взаимосвязь между материнством и творчеством в прозе Цветаевой;
7) выявить степень значимости образа матери и семьи в прозе Цветаевой
8) обобщить результаты работы в заключении.
Объектом исследования является в творчество М. Цветаевой.
Предмет исследования: образ матери и семьи, домашнего уклада в произведениях М.И. Цветаевой.
Методологической базой в работе являются труды A.A. Потебни , М.М. Бахтина , М.Ю. Лотмана , Л. Гинзбург , В. Проппа , М.Л. Гаспарова , В.Н. Топорова , Э. Гуссерля , Р. Ингардена ; а также исследования биографии и творчества Марины Цветаевой Т.И. Радомской , И.В. Кудровой , В. Швейцер , В. Лосской , И. Шевеленко .
Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. Основными стали историко-функциональный и сравнительный методы.
Научная новизна состоит в том, что в работе показано, как совокупный метафизический смысл разноликого образа матери, является своеобразной точкой отсчета, устремляясь из которой, творчество Цветаевой начинает свой путь еще в рамках раннего творчества поэтессы и находит отклик на протяжении всей её литературной карьеры. Во многом через образ матери Цветаева пыталась постичь существо миссии Поэта и осознать истинное предназначение поэзии, отыскав в ней свое место.
Теоретическая значимость исследования определяется новыми подходами к разработке принципов развития литературно-исторических процессов.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать его результаты при подготовке к урокам литературы по творчеству М. Цветаевой в средней школе, а также при проведении занятий по дисциплине «История русской литературы» в вузах.
Анализу непосредственно художественного наследия М. Цветаевой предшествовало изучение характеристик образа матери в русской литературе XVIII–XX веков. Первой главе особую значимость придает мысль о том, что в русской литературе мать всегда любящая, ласковая, заботливая, готовая к безусловному самопожертвованию, на протяжении всей жизни она помогает своему ребенку противостоять окружающей действительности, нередко несущей лишь страдания и разрушение.
Образ матери с ее лаской, заботой и нежностью у М. Цветаевой вписывается в эту общую традицию. Не противоречит общим тенденциям в литературе и расширение образа матери от сугубо автобиографического к образу матери вообще. Так, как это часто было в литературе XX века, в зрелой лирике М. Цветаевой мать – это, прежде всего, мать сыновей, ушедших на войну, покалеченных или погибших на фронте. Такая трактовка образа – не только важная составляющая трагического мироощущения поэтессы, но и отражение социально-исторических процессов.
Данная работа содержит в себе структурированное поэтапное раскрытие семейной темы, начиная с отношений между родителями и дочерями в детстве и юношестве М. И. Цветаевой, которое постепенно перерастает в самостоятельный образ материнства в проявлении к собственным детям и мужу. Характеристика влияния особенностей семейного уклада на личность и формирование поэтического дара поэтессы.
Все документальные источники, использованные в первой главе, свидетельства и мнения критиков и современников о творческом наследии Марины Цветаевой сходятся воедино: семья является первопричиной становления ее как личности, поэта, художника.
Семья Цветаевой была созвучием двух разных людей на чувственном и эмоциональном уровне, однако, мнения критиков на этот счет спорны, но, фактом остается то, что в доме на Трёхпрудном царила творческая атмосфера.
Мария Мейн и Иван Цветаев в силу сложившихся обстоятельств оказались рядом друг с другом, не имея между собой сокровенного чувства, и эта почва впоследствии выльется в отстраненность их как пары. Мать Марины рано поняла, что невозможность быть с любимым человеком, жить ту счастливую жизнь, в то время как отец не мог оправиться от гибели первой жены. Она целиком уходит в воспитание девочек, в музыку; а он посвящает себя делу своей жизни - созданию музея. Объединяло их одно ˗ служение искусству. Личность Марины Цветаевой впитает в себя ту жажду и то наслаждение от творческого мира, который заложит основы мировоззрения, в полной мере реализация которых вскроется в поэзии.
Для полного рассмотрения и раскрытия поэтической личности Цветаевой, в дипломной работе исследовалась автобиографическая проза («Мать и Музыка», «Мой Пушкин»). Особую связь и влияние на становление Марины Цветаевой как поэта оказали три значимые фигуры на ее пути: отец, мать и историко-литературный гений Пушкин. В очерке «Мать и Музыка», посвященном М.А. Мейн, подробно описаны отношения матери и дочери от лица Марины Цветаевой. Марина четко знала, что все ее заслуги – прямой вклад матери, она обязана матери «самым главным в себе». Марина Александровна всегда мечтала вырастить в детях «собственную копию», внушая раз за разом свое виденье будущего, обогащая детей культурно. Марина Цветаева по-настоящему любила мать, несмотря на ее сложный характер. Музыкальная аура дома дала почву для письменного творчества. Произведения Марины Ивановны Цветаевой гармоничны, наполнены, интонационно насыщенны. Отражено это как в прозе, так и в поэзии.
Анализ очерка «Мать и музыка» показал, что несмотря на то что, как правило, в автобиографической прозе реалии жизни автора отражаются максимально объективно, а традиционная поэзия – предельно субъективная, можно говорить о едином образе матери, живущем и в поэзии, и в прозе М. Цветаевой. Иван Владимирович – отец Цветаевой, в очерке «Отец и его музей» представлен в своем житейском образе, без прикрас. Мать вносит свои о безоговорочные коррективы на Марину Цветаеву, отец же внес своеобразный вклад в развитие личности дочери - он остается преданным искусству, трудолюбию, честности. Его образ непоколебим, более чуткий и не эфемерный, в отличие от Марии Мейн.
В самих названиях очерков «Муть и музыка», «Отец и его музей», будто бы заложен главный замысел, который сочетает в себе те потаенные миры, куда «сбегали» оба родителя. Каждый искал пристанище на разных «островках», лишь с периодичностью «спускаясь» к детям.
Образ Пушкина, его манера изложения, произведения, с которыми Марина знакомилась в детстве, «выстраивали мостик» в чарующий литературный мир для юной Цветаевой. «Мой Пушкин» воспринимается как Пушкин «моей» (цветаевской) души, та твердая фигура, с которой ее знакомит М. Мейн. Отныне, Цветаева будет тяготеть к его работам, множество раз перечитывать и вникать в его сюжеты. Во всех упомянутых выше прозаических произведениях Марина Цветаева выступает в роли художника-исследователя; а рассмотрению ее подлежит феномен семьи и дома, где акцент падает на взаимоотношения с матерью через субъективную оценку (в произведениях, посвященных этой теме нет вымысла, есть лишь личное, спрятанное под эмоциональной окраской).
По мере исследования автобиографии поэтессы, можно отметить, что проза и поэзия имеют свои черты. В стихотворениях Цветаева выражалась лаконично, точечно, в прозе же наоборот, суть была в более глубоком раскрытии своих мыслей, через воссоздание реального образа, его преобразование в метафизический, вымышленный. Имея талант летописца, Цветаева вплетает личностные и исторические события в свое творчество, вопреки спорности, субъективности, порою даже мифотворчеству. Еще один фундамент ее творчества строится на историзме (Цветаева много размышляла об ушедшей эпохе, людях). Течение времени для поэтессы всегда ощущалось неспокойно, остро и все это пропитывалось одаренностью, непоколебимой индивидуальностью. Определяет Марину Цветаеву, по мнению литератора и переводчика Резниковой Н. В. , следующее: «Марина Цветаева была не только одареннейшим, талантливым, исключительным поэтом - она была необыкновенным существом. Она была рожденным поэтом - она вся была создана из какого-то другого материала. Была поэтом всем своим существом - костьми, кожей, «ребром и помыслом», как говорит она сама».
Подводя итоги исследовательской работы, верным будет отметить, что рассматриваемая мною тема многократна; перспективна. При отборе и анализе стихотворений с присутствием в них темы материнства, а также, после выявления взаимосвязи между материнством и творчеством в прозе Цветаевой, конечная мысль остается неоспоримой – образ матери становится символом Родины и Русской культуры XVIII – начала XX вв. Удалось подробно рассмотреть каждый этап формирования творческой индивидуальности поэта. При детальном рассмотрении, стоит сделать вывод, что степень значимости образа матери и семьи в прозе Марины Ивановны высока и оказывает прямое влияние на весь ее жизненный и творческий путь.
Жанр дипломной работы определил направление данного исследования, обусловив избирательный подход к рассмотрению проблемы формирования личности Марины Цветаевой в рамках образа матери поэтессы, его влияния в глобальном смысле.
1. Айзенштейн Е. Построен на созвучьях мир. Марина Цветаева и звуковая стихия. – Спб.: Журнал «Нева», 2000.
2. Бахтин, М.М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа. – М.: Языки славянских культур, 2012. – 880 с.
3. Белкина М. И. Скрещение судеб. – М.: Советский писатель, 1992. – 316-317 с.
4. Бродский И. О Марине Цветаевой // Новый мир. 1991. №2. С. 151-180.
5. Войтехович, Р.В. Психея в творчестве Марины Цветаевой – эволюция образа и сюжета: Диссертация на соискание ученой степени доктора философии по русской литературе; спец. 09.00.12/ Р. Войтехович. М., 2005. – 164 с.
6. Гаспаров, M.Л., Н.Г. Дацкевич. Тема дома в поэзии Марины Цветаевой // Здесь и теперь. 1992. – № 2 – С. 116-130.
7. Гинзбург, Л.Я. О лирике / Предисл. A.C. Кушнера. / Л.Я. Гинзбург. – М.: Интрада, 1997. – 320 с.
8. Гоголь, Н.В. Тарас Бульба / Н.В. Гоголь. – М.: Пермское книжное изд-во, 1970. – 12-13 с.
9. Губанов, С. А. Концепты, определяемые эпитетами, в текстах Марины Цветаевой / С. А. Губанов // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2022. – Вып. 2 (45). – С. 71-79.
10. Гуссерль, Э. Логические исследования: в 2-тт. Т. 2. – М.: ДИК, 2001. – 469 с.
11. Дзюба, Е. В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М. И. Цветаевой : Автореф. дис. ... канд. филолог. наук; спец. 10.02.01 / Д.Л. Малышева; Ур. гос. пед. ун-т. М., 2001. – 21 с.
12. Дударева, А. А. Особенности идиостиля прозы М. Цветаевой: Автореф. дис. ... канд. филологич. наук; спец. 10.02.01 / Твер. гос. ун-т. Тверь. М., 2002. – 18 с.
13. Ельницкая С.И. Сеанс словесной магии. О скрытом сюжете в автобиографической прозе «Страховка жизни» / Ельницкая С.И. // Статьи о Марине Цветаевой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. – 88 с.
14. Есенин, С. А. Полное собр. соч.: в 7-и тт. Т. 1. / С. А. Есенин. М.: Наука – Голос, 1995. – 179 с.
15. Зубова, Л. B. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. –М.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 262 с.
16. Ингарден, Р. Исследования по эстетике. – М.: Издательство иностранной литературы, 1962 – 572 с.
17. Каган Ю.М. Цветаева в Москве. Путь к гибели. – М.: Отечество, 1992. – 235 с.
18. Калинина О.В. Автобиографическая проза М. Цветаевой о поэте. – М: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 228 с.
19. Кертман Л.Л. Воздух трагедии. – М.: АСТ, 2017. – 219 с.
20. Кирьянова, Е.Н. Феномен дома в ранней лирике Марины Цветаевой: Автореф. дис. ... канд. филологич. наук; спец. 10.01.01 / Кирьянова Е.Н.; М., 2012. – 20 с.
21. Козлова Л.Н. Одинокий дух : М. Цветаева. Душа и ее путь : Сборник статей-эссе / Под ред. Л.Н. Козлова. – М.: Прометей : Союз искусств "Laterna magica", 1992. – 119 с.
22. Кондаков И.В., Шнейберг Л.Я. «Душа на все века». Марина Цветаева // Русская литература ХХ века: В 2-кн. – М.: ООО «Издательство Новая волна», 2003. – Кн.1: Поэзия прозы.
23. Кудрова, И.В. «Я вся курсивом!»: (Об экспрессии в поэзии Марины Цветаевой)/ И. Кудрова // Знамя. – 2011. – № 12. – С. 184–188.
24. Кудрова И.В. После России: В 2 кн. / И.В. Кудрова. М.: РОСТ, 1997.
25. Кудрова, И.В. «Это ошеломляет...»: (Иосиф Бродский о Марине Цветаевой) // Звезда. – 1997. – № 1. – С. 210–216.
26. Кудрова И. В. Путь комет: в 3 тт. Т.1. Молодая Цветаева. – М.: Изд-во Сергея Ходова, 2007. – 31 с.
27. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. – 418 с.
28. Кутьева Л.В. «Начинается плач гитары…»: Марина Цветаева и Музыка / Л.В. Кутьева, Е.Б. Фролова // Русская словесность. – 2004. – N 1. С. 46.
29. Левман С. Лик революции в художественной литературе (Творчество Эренбурга) // Вестник труда. – 1924. – № 8. – С. 185–195.
30. Лермонтов, М. Ю. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1 / М. Ю. Лермонтов. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1954, – 74 с.
31. Лермонтов, М. Ю. Собр. соч.: в 6 томах. Т. 2 / М. Ю. Лермонтов. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1954. – 140 c.
32. Лосская, В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников. / В. Лосская. М.: Культура и традиции, 1992. – 347 с.
33. Лотман, Ю. М. От редакции: К проблеме пространственной семиотики // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1986. - Вып.720. - С. 3-6.
34. Лютова С.Н. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин: Эстетика смыслообразования, – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004.
35. Маковский М.М. Язык Миф - Культура: Символы жизни и жизнь символов. – М.: Ин-т русского языка им В.В. Виноградова, 1996. – 33 с.
36. Маковский С. На Парнасе «Серебряного века» // Маковский С. Портреты современников. – М.: Орфей., 1986. – 233 с.
37. Максимова Т.Ю. Поэзия Марины Цветаевой // Смирнова Л.А., Джанумов С.А., Крупчанов Л.М. Русская литература. Советская литература. – М.: Просвещение, 1989.
38. Марзаганова, Л. М. Особенности лирики Марины Цветаевой / Л. М. Марзаганова // Молодой ученый. – 2020. – Вып 3 (293). – С. 134-136.
39. Маслова В.А. Марина Цветаева: Над временем и тяготением. – М: Экономпресс, 2000. – 69 с.
40. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 12 с.
41. Мещерякова, И. А. Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой: Автореф. дис. ... канд. филологич. наук; спец. 10.01.01. – М., 2000. – 28 с.
42. Микушевич В. Лебединая песня новой души (Теодицея Марины Цветаевой) // Здесь и теперь. – 1992. – № 2. – С. 156 – 179.
43. Минералова И. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма). – М.: Юрайт, 1999. – 99 с.
44. Некрасов, Н. А. Полное собр. соч. и писем: в 15-и тт. Т. 4. / Н. А. Некрасов. М.: Наука, 1982. – 259 с.
45. Орлова, Е. А. Концепт «ребенок» в ранней лирике Марины Цветаевой / Е. А. Орлова, З. Б. Доржинова // Вестник Калмыцкого университета. М.: Молодой учёный, 2020. – Вып. 3 (47). – С. 82–89.
46. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. – М.: Сов. писатель, 1989. – с. 25.
47. Полехина. М. "Путь комет-поэтов путь": Марина Цветаева, к постижению сущностного. – М.: Магнитогорский гос. университет, 2005. – 250 с.
48. Поликовская Л. «Мудрец-филолог». Кто он? К биографии одного лирического героя Марины Цветаевой. // Звезда. – 1992. – №10. – С. 173 -179.
49. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2002. – 335 с.
50. Пушкин, А. С. Полное собр. соч.: в 19 т. Т. 3. Кн. 1 / А. С. Пушкин. М.: Воскресенье
51. Пьяных М. Маяковский глазами Цветаевой (Из книги «Марина Цветаева в кругу поэтов-современников») // Звезда. – 1992. – № 10. – С. 187-198.
52. Радомская, Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. / Т.И. Радомская. М.: Совпадение, 2006. – 240 с.
53. Радомская, Т.И. Марина Цветаева: «Берегите Гнездо и Дом».: Страницы русского лихолетья в творчестве поэта. / Т.И. Радомская. М.: Совпадение, 2007. – 142-157 с.
54. Ревзина, О. Г. Из лингвистической поэтики (Деепричастия в поэтическом языке М. Цветаевой) / О. Г. Ревзина // Проблемы структурной лингвистики – М.: Наука, 1983. – 220-233 с.
55. Ревзина О.Г. Из наблюдений над семантической структурой «Поэмы Конца» М.Цветаевой. Труды по знаковым системам. / О. Г. Ревзина // Ученые записки Тартуского ун-та. – Тарту, 1977. – Вып. 422. – 66-76 с.
56. Ревзина О.Г. Парижские фельетоны М. Цветаевой «Страховка жизни» // «Чужбина, родина моя!». Эмигрантский период жизни и творчества Марины Цветаевой. Под. ред. И.Ю. Белякова. – М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2004. – 245 с.
57. Ревзина О.Г. Собственные имена в поэтическом идиолекте М.Цветаевой // Поэтика и стилистика. – М., 1991. – 172-192 с.
58. Саакянц.А.А. Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы. / Саакянц А.А., Л. Мнухин. – М.: Эллис Лак, 1994. – 42 с.
59. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / А.А. Саакянц. М.: Эллис Лак, 1999. – 816 с.
60. Саакянц, A.A. «Поклонись Москве...»: Поэзия. Проза. Дневники. Письма / М.И. Цветаева; сост., вступ. ст., примеч. A.A. Саакянц. – М.: Моск. рабочий, 1989. – 528 с.
61. Стрельникова, Н.Д. Круг чтения и его отражение в ранней лирике М. Цветаевой (1910-1913 гг.) / Н.Д. Стрельникова: Автореф. дис. … канд. филол. наук; спец. 10.01.01. – М., 2009. – 27 с.
62. Суворкина, Е. Н. «Мать не воспитывала — испытывала…»: лирический образ матери в автобиографической прозе М. И. Цветаевой в рамках философско- культурологической парадигмы (к 125-летию со дня рождения) / Е.Н. Суворкина // Культурное наследие России. – 2018. Вып. 1 (12). С. 30-34.
63. Твардовский А. Марина Цветаева. Избранное / В кн.: Твардовский А.Т. О литературе. – М., 1973.
64. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Семантика и структура. – М.: Наука, 1983. – С. 227-284.
65. Фокина С.А. Становление концепта «рыцарство» в ранней лирике М. Цветаевой / Фокина С.А., Митева Е.Н. // Русистика и словесность. – Одесса, 2014. – С. 278-284.
66. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра. Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н В. Брагинской. – М.: Лабиринт, 1997. – 449 с.
67. Цветаева, М. И. Собр. соч.: в 7 т. / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. — М.: Эллис Лак, 1994—1995. — Т. 1: Стихотворения 1906—1920. — Т. 2: Стихотворения 1921—1941. — Т. 3: Поэмы. Драматические произведения. — Т. 4: Воспоминания. Записи. Интервью. — Т. 5: Автобиографическая проза. Эссе. Критические статьи. — Т. 6—7: Письма 1905—1941. (Здесь и далее художественные тексты и письма М. Цветаевой цитируются по данному изданию с указанием названия произведения, тома и страницы в тексте работы.)
68. Цветаева, М.И. Собр. соч.: В 7 т. Т.1. Стихотворения [Текст] / Сост. А. Саакянц и Л. Мнухин. - М.: Эллис Лак, 1994. - 260 с.
69. Цветаева, А.И. Воспоминания: В 2 т. Т.1. 1898-1911 годы [Текст] / А.И. Цветаева. - Изд. подгот. ст. А. Айдиняном. - М.: Бослен, 2008. - 816 с
70. Цветаева М.И. Поэт и время // Марина Цветаева об искусстве. - М.: Фолио, 1991.
71. Цветаева, А.И Маринин дом. 1912-1922-1980: Быль [Текст] // Звезда. - 1981. -№ 12.-С. 142-157.
72. М. Цветаева. Поэт в диалоге со временем. [Текст] : вторые Междунар. Цветаев, чтения [Текст] / М. Цветаева; [под общ. ред. А.И. Разживина]. - Елабуга: ЕГПУ, 2005. - 212 с.
73. Цветаева, М.И. Избранное [Текст] / М.И. Цветаева / Предисл., сост., подгот. текста В.Н. Орлов, оформл. А.И. Власов. - М.: Государственное издательство художественной литературы [Гослитиздат], 1961. - 456 с.
74. М. Цветаева. Записные книжки. М., Эллис Лак, т.1 – 2000, т.2-2001.
75. Цветаева, М.И. Избранное [Текст] / М.И. Цветаева / Предисл., сост., подгот. текста В.Н. Орлов, оформл. А.И. Власов. - М.: Государственное издательство художественной литературы [Гослитиздат], 1961. - 303 с.
76. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. – М., 2000.
77. Швейцер, В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой. / В. Швейцер. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 591 с.
78. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2002.
79. Шевеленко, И.Д. По ту сторону поэтики: (К характеристике литературных взглядов М. Цветаевой) // Звезда. – 1992. № 10. – С. 151-161.
80. Шевцова О.В. Аспекты изучения творческого наследия М.И. Цветаевой /О.В. Шевцова, Н. Р. Мадаминова// Вестник Курганского государственного университета. – 2019. Вып 1 (52). – С. 177-180.
81. Эфрон А.С. О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери. – М.: Советский писатель, 1989.
82. Эфрон Г. Дневники. – М., Вагриус, 2007. – 560 с.