Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Работа №148832

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы заикания
1.1. Понятие о заикании как нарушении темпо-ритмической организации речи 5
1.2. Классификация заикания 9
1.3. Психологические особенности заикающихся детей 12
Глава II. Изучение речевых особенностей детей с заиканием
2.1. Организация и условия проведения констатирующего изучения 15
2.2. Содержание констатирующего исследования 16
2.3. Анализ результатов 19
Глава III. Коррекционная работа по преодолению заикания
3.1. Организация обучающего эксперимента 24
3.2. Содержание обучающего эксперимента 27
3.3. Проведение контрольного эксперимента 38
Заключение 40
Список литературы 43


Заикание – одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику человека, препятствует коммуникации, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Среди многочисленных речевых нарушении, оно, одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.
Современный подход к преодолению заикания требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание.
В современных условиях отмечается усложнение образовательных программ, рост требований к поступающему в школу ребенку. Таким образом, целесообразно преодолеть нарушение уже в дошкольном возрасте, чтобы в школе заикание не обременяло учащегося и не создавало проблем для усвоения учебного материала и установления психологического контакта с другими детьми и взрослыми.
Необходима целенаправленная комплексная система мероприятий в рамках детского сада, направленная на коррекцию заикания у детей.
Система мер по преодолению заикания должна включать целый ряд различных мероприятий (соблюдение общего и речевого режима, проведение курса логопедических занятий, наблюдение врача-психоневролога, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, активные меры закаливания, занятия физической культурой и логопедической ритмикой), направленных на оздоровление нервной системы ребенка и организма в целом, на коррекцию общей и речевой моторики, на воспитание навыков правильной речи, полноценной личности.
Следовательно, целью работы является изучение и разработка приемов и методов устранения заикания у детей дошкольного возраста.
Объект: особенности темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников.
Предмет: система коррекционной работы по устранению заикания.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- провести экспериментальное изучение дошкольников, страдающих заиканием;
- провести экспериментальную работу по устранению заикания;
В основе работы лежит гипотеза о том, что работа по устранению заикания будет успешной только в том случае, если будет проводиться комплекс мероприятий, направленный на преодоление всех проявлений патологических особенностей в речи, личности, моторике, характере и пр. качествах ребенка (т.е. психотерапевтическая, психологическая, логоритмическая, медицинская, педагогическая, логопедическая и пр. работа).
Методы исследования: организационные, эмпирические (эксперимент, наблюдение, беседа), интерпретационные (обработка и анализ данных), статистические.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в профессиональной деятельности логопеда дошкольного учреждения и привлечения их к дальнейшему научному осмыслению проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретическую литературу по проблеме коррекции заикания у детей, мы пришли к выводу, что заикание - сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушении оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты.
Таким образом, в настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.
Необходимо подчеркнуть, что лечение заикания необходимо начинать с самого раннего возраста. При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического . характера. Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста, специалиста по физическому воспитанию.
В настоящее время в педагогической литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы с заикающимися детьми, так и ряд комплексных реабилитационных систем. Их использование зависит от типа учреждения, в котором получают помощь заикающиеся.
Во второй части исследования показаны результаты эксперимента, которые подтверждают наше предположение о том, что нарушения плавности высказывания у заикающихся детей дошкольного возраста находят свое отражение во всех сторонах речи: отраженной, сопряженной, шепотной, вопросно-ответной и пр. Было выявлено, что в группе исследуемых дошкольников у многих нарушения выявляются в нескольких видах речи.
По итогам эксперимента была составлена программа коррекционного воздействия, включающая в себя комплекс мер по преодолению нарушения.
Коррекционная работа проводилась поэтапно. Было определено 3 этапа работы:
1 этап: формирование техники речи;
2 этап: усвоение техники речи, развитие самостоятельной связной речи;
3 этап: закрепление навыков связной речи, автоматизация навыков техники речи с обязательным введением их во все виды речевой деятельности.
Логопедическая работа велась в нескольких направлениях:
- формирование правильной речи посредством ручной деятельности;
- преодоление заикания в процессе игровой деятельности;
- устранение заикания в процессе релаксации;...


1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2006. – 64 с.
2. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). – М.: Эребус, 1993.–160 с.
3. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. –304 с.
4. Богомолова, А.И. Методика формирования твердой ритмичной речи / А.И. Богомолова. // Логопедия. Заикание : хрестоматия : учебное пособие : для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва: Академия, 2003. – С. 235-240.
5. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей. / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис–Пресс, 2008. – 192 с.
6. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов / Г.А.Волкова. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
7. Волкова, Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи/Г.Л. Волкова. – СПб.: Книгоиздательство "Сайма", 1993 – 144 с.
8. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. / Г.А. Волкова– М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. – 272 с.
9. Воропаева, И.П. Пособие по речевому развитию дошкольника // Начальная школа. – 1994. – № 12.
10. Выгодская, В.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуа­циях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.– М.: Просвещение, 1993.– 223 с.
11. Денисов, Н.Д. Возрастная физиология / Н.Д.Денисов, П.И. Лобко, П.Г. Пивченко, Н.А. Трушель Н.А. – Мн.: БГМУ, 2006. – 64 с.
12. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И.Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
13. Власова, Н.А. Заикание /Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккер – М.: Медицина,1983. – 256с.
14. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
15. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Практическое пособие / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004, – 126 с...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ