Введение 3
I. Обзор литературы 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности учащихся, занимающихся
волейболом 6
1.2. Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в спортивной
деятельности волейболиста 9
1.3. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
волейболистов 25
II. Методы и организация исследования 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 38
III. Обсуждение результатов исследования 45
Выводы 49
Практические рекомендации 50
Список использованных источников 51
Приложения 55
Волейбол - одна из самых популярных спортивных игр в России. Как средство физического воспитания - он очень эффективен и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения нашей страны. При правильной организации занятий, волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, быстроты, проявления смелости и сообразительности.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений, хорошо поставленное обучение волейболу и выявление волейбольных талантов в школьном возрасте создает предпосылку для приобщения людей разного возраста к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка.
В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростносиловые, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных профессий, так и при достижении высоких результатов в волейболе. Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки. Известно, что возраст 13-14 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость. В специальной литературе так же высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных условий для развития определенных физических качеств и координационных способностей в физическом потенциале ребенка.
В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать методику тренировочного занятия, рассчитанную на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.
Цель работы: разработать методику развития скоростно-силовых качеств у волейболистов 13-14 лет с учетом специфики игры и доказать её эффективность в процессе учебно-тренировочной работы.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по исследованной теме.
2. Выявить уровень физической подготовки у детей 13-14 лет занимающихся волейболом в школьных секциях.
3. Разработать тренировочные занятия по внедрению предложенной методики, направленной на развитие скоростно-силовых качеств.
4. Определить наиболее эффективные методы и средства развития скоростно-силовых качеств у волейболистов 13-14 лет.
Гипотеза: в основу нашего исследования легло предположение о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс разработанной методики позволит повысить уровень скоростно-силовой подготовки детей 13-14 лет, занимающихся волейболом.
...
При оценке развития скоростно-силовых качеств мы выявили, что их уровень у детей, занимающихся волейболом, выше, так как характерными особенностями их проявления в соревновательной деятельности волейболистов является:
• многократные беговые упражнения с максимальной скоростью перемещения;
• многообразные ударные действия с мячом, с проявлением максимальной быстроты одиночного движения;
• большое количество прыжков на максимальную высоту, как с места, так и с разбега.
Результаты, проведенного нами исследования показали, что применение в тренировочном процессе волейболистов большого разнообразия специальных упражнений при строгой их регламентации, положительно влияет на развитие скоростно-силовых качеств.
Разработанная нами методика развития скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет в ходе экспериментальной проверки, показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в практической работе.