Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования словарного запаса у детей раннего возраста 8
1.2. Методика развития речи детей раннего возраста 12
1.3. Специфика игровой деятельности детей раннего возраста и возможности ее использования в работе по развитию словарного запаса 20
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированности словарного запаса у детей раннего возраста 26
2.2. Содержание работы по активизации словаря детей раннего возраста посредством игровой деятельности 34
2.3. Определение эффективности использования игровой деятельности в работе по активизации словаря детей раннего возраста 52
Ученые уже довольно подробно изучили развитие детской речи – настолько, что немало сторон этого сложного процесса они теперь держат в своих руках и могут им управлять. Но очень многое еще требует дальнейшего изучения. Нужно продолжать анализ тех механизмов, которые дадут людям еще большую власть над ходом развития речи и словесного мышления.
Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего нормального речевого развития. Всякая задержка в ходе развития речи: плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженный или наоборот неправомерно расширенные понятия и т. п., – затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает ребенка из игр и образовательной деятельности [2].
С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятия, мышления, воображения, памяти. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание в развитие психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.
Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л.С. Выготского, В.В. Гербовой, В.А. Крутецкого, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. В связи с этим развитие лексики ребенка раннего возраста во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается малыш [10].
Развитие словаря у ребенка раннего возраста происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.
Третий год жизни – начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребенка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.
Важное значение в развитии речи детей играет игра. В процессе игры обогащается и уточняется словарь ребенка, тренируется его память формируется воображение.
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования – развитие словаря детей раннего возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность как средство активизации словаря детей раннего возраста.
Цель исследования – изучение эффективности использования игровой деятельности, как средства активизации словаря детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) охарактеризовать специфику формирования словарного запаса у детей раннего возраста;
3) изучить специфику игровой деятельности детей раннего возраста и возможности ее использования в работе по развитию словарного запаса;
4) подобрать методический материал и определить уровень сформированности словарного запаса у детей раннего возраста;
5) определить содержание работы по активизации словаря детей раннего возраста посредством игровой деятельности и провести ее апробацию;
6) определить эффективность проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность является эффективным средством развития и обогащения словаря детей раннего возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2018 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2018 года) предполагал выявление сформированности словарного запаса у детей раннего возраста;....
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Период раннего возраста является благоприятным для речевого развития. Формирование словаря детей раннего возраста – это одна из основных задач речевого развития, имеющая огромное значение для общего развития ребенка. В развитии словаря детей раннего возраста работа должна быть направлена не только на его количественный рост, но и на качественное совершенствование. Поэтому необходимо закреплять в сознании ребенка значение слов, формировать и расширять их семантическое поле.
Ребенок раннего возраста овладевает в первую очередь названиями, качествами, свойствами, отношениями тех групп предметов, которые доступны для его деятельности и представлены ему наглядно. Это обусловлено наличием наглядно-действенного характера мышления малыша.
Первым этапом практической части нашего исследования стало проведение констатирующего эксперимента по изучению исходного уровня сформированности словарного запаса у детей раннего возраста, в ходе которого были получены следующие результаты: низкий уровень – 12 детей (60%), средний уровень – 6 детей (30%), высокий – 2 ребенка (10%).
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента на втором этапе был разработан и реализован комплекс мероприятий по активизации словаря детей раннего возраста. Данный комплекс включил в себя следующие формы работы:
– создание насыщенной, доступной, развивающей предметно- пространственной среды;
– организация непрерывной образовательной деятельности с детьми, основанной на использовании разнообразных игр, как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми;
– активное взаимодействие педагога с родителями воспитанников с использованием различных форм работы: индивидуальные и групповые консультации, рекомендации по проведению игр на развитие словаря дома, оформление наглядной информации.
Третьим этапом практической части стало проведение контрольного эксперимента по определению уровня сформированности словарного запаса у детей раннего возраста, который показал, что низкий уровень – у 6 детей (30%), средний – у 6 детей (30%), высокий – у 8 детей (40%). Большинство детей показали лучшие результаты, по сравнению с исходной диагностикой, стали проявлять интерес и играм.
В связи с этим можно сказать, что эффективность использования игровой деятельности, как средства активизации словаря полностью оправдала себя. Следовательно, гипотеза, выдвинутая перед началом исследования нашла свое практическое подтверждение.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1997. – 304 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр академии, 1996. – 400 с.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
4. Бернадская М.Э. Критерии развития детей раннего возраста. // Педагогика ДОУ. – 2003. – №3. – С. 108-117.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 150 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 210 с.
7. Выготский Л.С. Детская речь. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2010. – 301 с.
9. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
10. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.
12. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. – М.: МГЗПИ, 1990. – 110 с.
13. Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи. // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 55-61.
14. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т. 2. – М.: Русский язык, 2000. – 779 с....33