Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку с применением игровых методов. 6
1.1. Сущностные характеристики понятий «игровой метод» и «игровой прием» в современном психолого-педагогическом значении 6
1.2. Цели, задачи и особенности применения игровых методов в обучении иностранному язык 15
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования игровых методов в обучении английскому языку младших
школьников 27
2.1 Игровые методы, используемые в ходе эксперимента 29
2.1.1 Фонетические игры, используемые на уроках
английского языка 30
2.1.2 Лексические игры, используемые на уроках английского языка .33
2.1.3 Грамматические игры, используемые на уроках
английского языка 39
2.2 .1 Структура и содержание теста 44
2.2.2 Оценка эффективности применения игр и игровых методов на уроках английского языка с учащимися начальной школы 46
2.2.3 Методические рекомендации по использованию игровых методов на уроках английского языка в начальной школе 49
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 1 60
Приложение 2 65
В настоящее время продолжается реформирование системы образования, главной целью которого видится помощь ученику в адаптации к быстро изменяющимся условиям современного общества и в творческой реализации себя в жизни и в будущей профессии. Формирование умения учиться и самообразовываться является приоритетным направлением в сегодняшней школе. Наряду с традиционным усвоением знаний в процессе обучения набирает обороты новый подход, а именно – развитие личностных особенностей ученика и его подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде.
Совершенно необходимым в данных условиях является изучение и использование иностранного – в первую очередь, английского – языка. Являясь средством международного общения, английский язык позволяет не только укреплять межкультурные связи, но и эффективно содействует развитию мировой науки и технологии. Многочисленные международные научно-практические конференции, торговые форумы, вебинары и мастер-классы тому яркое подтверждение.
К учителю иностранного языка, в свою очередь, предъявляются более высокие требования, продиктованные новым стандартом обучения и постоянно изменяющимися условиями жизни. Учитель должен быть готов к работе в новой обстановке, овладеть новыми методами обучения, а также осознать свое место в учебном процессе. Школьный учитель сегодня – это не только источник знаний, это – высокопрофессиональный педагог, способный создать для ученика условия для самостоятельного поиска знаний в процессе познавательной и исследовательской деятельности. Предполагается, что заложенные в процессе обучения навыки и умения самостоятельного роста и развития будут способствовать реализации потенциала личности на протяжении всей жизни.
Методы обучения играют важную роль в решении данных задач, без которых невозможно достичь конечной цели. В современной педагогике метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. Методика преподавания иностранных языков включает разнообразные рациональные методы обучения языкам в зависимости от целей и конкретных условий обучения. В последние десятилетия традиционному обучению иностранным языкам принято противопоставлять коммуникативные и интенсивные методы, основанные на принципе сознательности и активности, на гуманном подходе. К таким методам, несомненно, принадлежит игровой метод обучения. Несмотря на то, что эффективность игры в обучении неоднократно доказана и хорошо изучена, считаем необходимым рассмотреть данный способ обучения младших школьников в аспекте новых требований современной школы. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования – проанализировать концепт игры и игровой деятельности на уроках английского языка и обосновать их эффективность для обучающихся младшей школы с учетом требований современного образовательного стандарта.
Гипотеза исследования: использование игровых методов на уроках английского языка способствует совершенствованию языковых навыков и речевых умений обучающихся начальной школы, повышает интерес и мотивацию к изучению данного предмета.
Объект исследования – процесс обучения английскому языку младших школьников.
Предмет исследования – игровые методы как средство эффективного обучения английскому языку младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить трактования понятия игровой метод;
2) выявить образовательные возможности игры как обучающего метода;
3) определить содержание обучения лексико-грамматической стороне иноязычной речи;
4) создать действующий вариант дидактической игры для использования на уроках английского языка в младших классах....
Игра – это самая естественная для любого ребенка деятельность, которая помогает ему получать жизненный опыт, овладевать основными жизненными навыками умениями. В процессе игровой деятельности ребенок учится получать и самостоятельно оценивать и анализировать информацию, что в условиях современной действительности является необходимым. Игра обогащает жизнь ребенка различными эмоциями: будь то радость или разочарование и помогает ему справляться с ними, учится правильным образом их выражать. Именно игра дает ребенку первые понятия о справедливости, взаимопомощи, целеустремленности. В процессе игры создаются благоприятные условия для развития всех основных психических процессов. Роль игрового обучения в современной педагогической практике сложно переоценить.
В данной исследовательской работе особое внимание уделено рассмотрению теоретической и практической базы концепта игры на уроке иностранного языка.
В первой главе разработке подлежали следующие вопросы:
1. Различные подходы к определению понятия «игра». Нами были рассмотрены определения, предложенные Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, А. С. Макаренко, Н.Н. Шацкой и других отечественных психологов и педагогов. В данной работе мы придерживались определения игры, предложенного Е.И. Пассовым, которое описывает игру как «универсальное средство, помогающее педагогу иностранного языка обратить сложный процесс обучения в интересное и любимое обучающимися занятие» [12, с. 38]. На наш взгляд, такой подход к определению игры наиболее полно отражает суть и задачи данной исследовательской работы.
2. Различные подходы к трактованию понятия «метод». В данной работе были рассмотрены определения понятия «метод», представленные в таких источниках как «Педагогический словарь», «Словарь рабочих терминов по педпрофильной практике», «Энциклопедический словарь педагога». В данной работе мы опирались на определение, предложенное «Энциклопедическим словарем педагога», из которого следует, что «метод» следует рассматривать как «практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как культурного способа жизнедеятельности» [1, с. 446]. Данное определение основано на принципе тождественности понятий «игровой метод» и «игровой прием», так как подчеркивает практическую направленность метода.
В зарубежной педагогической литературе также нет очевидных и четких границ между понятиями «игровой метод» и «игровой прием», и «игровой прием» рассматривается как часть игрового метода. Поэтому в данном исследовании мы придерживались понятия «игровой метод» как наиболее широкого и подразумевающего совокупность приемов, и понятия «игровой прием» как его составной части.
3. Функции игры.
В данной исследовательской работе были перечислены и описаны такие функции игры как :
1. Обучающая функция
2.Воспитательная функция
3. Развлекательная функция
4. Коммуникативная функция
5. Релаксационная функция
6. Психологическая функция
7. Развивающая функция
Разнообразные функции, которые игра выполняет процессе обучения иностранному языку, делают ее необходимым элементом урока....
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
3. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
5. Галеева А.С. Игровые приемы на уроках английского языка [Электронный ресурс].URL:https://www.metodkopilka.ru/igrovye_priemy_na_urokah_angliyskogo_yazyka-16593.htm (дата обращения: 26.03.2019).
6. Данчишина Т.А. Игровые методы обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.playwithus.ru/igrovye_metody.html (дата обращения: 25.03.2019).
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
8. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку: учебник. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 175 с.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 345 с.
10. Макаренко А.С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей. – М: Издательство ИТРК, 2014. – 347 с.
11. Новейший психолого-педагогический словарь. Сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современная школа, – 2009. – 928с.
12. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
13. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
14. Словарь рабочих терминов языка [Электронный ресурс].URL: http://didacts.ru/slovari/slovar-rabochih-terminov-po-predprofilnoi-podgotovke-proekt-www-profile-edu-ru.html (дата обращения: 27.03 2019).
15. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Науч.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с.....25