Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРУППОВЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 5
1.1 Понятия тактики игры 5
1.2 Функции игроков 7
1.3 Групповые тактические действия в нападении 10
1.4 Групповые тактические действия в защите 17
1.4.1 Групповые действия при блокирования 18
1.4.2 Групповые действия при подаче соперника 21
1.4.3 Групповые действия при приеме нападающих ударов 23
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ 30
3.1 Особенности методики тактической подготовки волейболистов 30
3.2 Совершенствование групповых тактических действий в нападении 35
3.3 Совершенствования групповых тактических действий в защите 36
ВЫВОДЫ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Актуальность темы. В теории и методике спортивной тренировки актуальна проблема разработки средств и методов, повышающих эффективность обучения и совершенствования групповым тактическим действиям юных волейболистов [5,9,13].
Групповые тактические действия являются связующим звеном между индивидуальными и командными тактическими действиями. Без группового тактического совершенствования немыслимо проведение четких командных тактических действий.
Согласно программе ДЮСШ по волейболу и Положению о Чемпионате страны юные волейболисты с 15 лет начинают принимать участие в соревнованиях регионального и республиканского масштаба, а также могут участвовать во взрослых соревнованиях. Именно в возрасте 15-17 лет многие перспективные игроки начинают играть в командах мастеров. Кроме того, в этом возрасте каждому спортсмену определяется игровая функция (связующий, нападающий, Либеро), в связи, с чем повышается роль групповых взаимодействий, от эффективности которых зависит слаженность командных действий и дальнейшее совершенствование тактических взаимодействий волейболистов.
Объект исследования – тактические действия волейболистов.
Предмет исследования – групповые тактические действия юных волейболистов 15-17 лет.
Цель исследования – систематизировать средства и методы совершенствования групповых тактических действий волейболистов 15-17 лет с учетом современных тенденций развития волейбола.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы тренерами ДЮСШ, инструкторами по волейболу, руководителями спортивных секций и учителями физической культуры для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса, связанного с тактической подготовкой юных волейболистов.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованных источников.
1. Групповые тактические действия складываются из индивидуальных тактических действий, и являются основой командных тактических действий.
2. К основным задачам при совершенствовании групповых тактических действий в нападении юных волейболистов 15-17 лет относятся:
• взаимодействия игроков при второй передаче - игроков зон 3 и 4 с игроком зоны 2 в условиях чередования передач различных по высоте и расстоянию, стоя лицом и спиной в направлении передачи, передачи в прыжке, с отвлекающими действиями;
• взаимодействия при нападающих ударах:
- игроков зон 3 и 4 с игроком зоны 2;
- игроков зон 4, 3 и 2 с выходящим игроком к сетке (при первой и второй передаче);
- комбинация «Крест»;
- игроков задней линии со связующим игроком передней линии и выходящим при атаках с задней линии;
- игроков зоны защиты с игроками зон 3, 2, 4 при первой передаче для удара и «откидки», для второй передачи.
• взаимодействия игроков передней и задней линии - приеме мячей от подачи и нападающего удара на связующего игрока в зоне 3 (2 и выходящего).
3. К основным задачам при совершенствовании групповых тактических действий в защите юных волейболистов 15-17 лет относятся:
• взаимодействия игроков задней линии - страховка игроков на приеме «трудных» мячей (в пределах площадки и выходящих после приема за ее границы) от подач, нападавших ударов, обманных действий;
• взаимодействия игроков передней линии:
- групповое блокирование (удары по ходу);
- не участвующих в блокировании с блокирующими (прием нападающих ударов и страховка игроков);
• взаимодействия игроков между линиями:
- игрока зоны 1, 5 и 6 с блокирующими в рамках системы «углом вперед» и «углом назад»;
- игроков зоны защиты при приеме мячей от нападающих ударов;
- страховка нападающих и блокирующих в рамках системы «углом вперед» и «углом назад».
4. Совершенствование групповых тактических действий проводится с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры, а также в специальных упражнениях моделирующих фрагменты соревновательной деятельности.
1. Блок. Техника и тактика (сборник статей) / под общей редакцией Е.В. Фомина, Л.В. Булыкиной. Москва: ВФВ, 2015. Выпуск № 19. 108 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Прогнозирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. 176 с.
3. Виера Барбара Л., Фергюсон Бонни Джил. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. 161 с.
4. Волейбол: теория и методика тренировки. /Под ред. Беляева А.В., Булыкина Л.В. М.: ТВТ Дивизион, 2011. 176 с.
5. Волейбол: Учебник для вузов /Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. 3-е изд. перераб. И доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. 360 с.
6. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. /Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 368 с.
7. Волейбол: Учебник для институтов физической ьчкультуры / Под ред. Ю.Д. Железняка, А.В. Ивойлова. М.: Физкультура ьч и ьч спорт, 1991. 239 с.
8. Ивойлов, А.В. Волейбол. Минск: Вышэйшая школа, 1985. 265 с.
9. Железняк Ю. Д. Теория и методика спортивных игр. Учебник для вузов физической культуры. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 412 с.
10. Зедгинидзе В.И. Волейбол. Методика тренировки групповой командной тактики нападения: Научно-методическая разработка. Ленинград, 1989. 30с.
11. Зедгинидзе В.И. Волейбол. Методика тренировки защитных действий: Научно-методическая разработка. Ленинград, 1989. 34с.
12. Клещев Ю.Н. Книга тренера. Ташкент, 1994. 190 с.
13. Клещев Ю.Н. Волейбол – (Серия «Школа тренера»). М.: Физкультура и спорт, 2005. 400 с.
14. Крапчина М.В., Симаков А.В. Современные системы командной тактики защиты в волейболе // Культурное и историческое наследие в образовании и науке: материалы 9 Международной научно-методической конференции. Пенза: РГУИТП, 2013. С. 190-193.
15. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1981. 192с....30