Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты возможности развития личности дошкольников в условиях дополнительного образования 11
1.1 Проблема развития личности в психолого-педагогической теории и практике 11
1.2 Критическое мышление как фактор развития личности дошкольников 17
1.3 Модель развития критического мышления старших дошкольников в условиях дополнительного образования 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование возможности развития критического мышления старших дошкольников в условиях дополнительного образования 34
2.1 Содержание основных этапов опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Проведение констатирующего, формирующего и контролирующего экспериментов и описание полученных результатов 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию критического мышления у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании 72
Заключение 77
Список литературы 79
Приложения 84
Каждая историческая эпоха имеет свои отличительные особенности в политическом, экономическом и социальном планах – все это оказывает влияние на жизнь каждого человека, определяя его мотивационно-ценностную структуру самоорганизации и направленность жизнедеятельности.
Сегодня одно из основных требований к человеку – не просто обладание готовностью к получению информации, а наличие способности анализировать и интерпретировать содержание информационных потоков в избранном информационном поле деятельности [34].
Аналитическая способность личности реализуется в деятельности на основе совокупности компетенций, к которым, в частности, можно отнести: готовность самостоятельно решать проблемы; настойчивость; самоконтроль; коммуникативность; толерантность, критичность мышления. Совокупность обозначенных компетенций является основой для установления множественных связей между явлениями; рассмотрения возможностей решения проблемы; построения и обоснования различных гипотез и выводов, постановки целей деятельности; компетентного применения имеющегося опыта поведения и деятельности в различных ситуациях. По мнению Д. Клустера, все эти личностные характеристики присущи критически мыслящему человеку [21].
Необходимость критического мышления в жизнедеятельности человека исследует Л.В. Петрановская. По ее мнению, людьми без критического мышления управлять просто, поэтому все направлено на то, чтобы оно не случилось, а если случится где-то, то надо скорее затоптать [31].
В исследованиях А. Савченко отмечается значимость современного образования в развитии готовности человека проявить в поведении и деятельности компоненты критического мышления. В частности, в исследовании отмечается, что образование, отражая социально-экономические запросы, становится весомым ресурсом в существующей рыночной конкуренции. Современный человек в молодом и зрелом возрасте объективно вынужден быть более мобильным, информированным, критически и творчески мыслящим, а, следовательно, и более мотивированным к самообучению и саморазвитию.
Большинство исследователей рассматривает критическое мышление как процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит человека активно действовать, принимать решение и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Оно развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.
По мнению Г.К. Лихтенберг, когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения [47].
Несмотря на достаточно широкое осмысление в научной литературе проблематики сущности и развития критического мышления, отдельные аспекты его реализации в поведении и деятельности современного человека являются недостаточно изученными.
Анализ структуры и содержания понятия «критическое мышление» и процесса его развития в системе отечественного образования проявляет ряд противоречий. К ним, в частности, можно отнести противоречия между:
1) потребностью общества в личности, обладающей готовностью к реализации критического мышления и недостаточной востребованностью обозначенного свойства в системе общественных отношений;
2) сложившейся объективной потребностью в построении образовательного процесса на основе технологии критического мышления и недостаточной готовностью участников образовательного процесса к ее реализации;....
Проблема развития критического мышления личности в условиях современного образования является актуальной. Развитие критического мышления детей старшего дошкольного возраста – одна из главных задач дошкольного образования. Важное значение имеет организация такого образовательного пространства, в котором будут созданы психолого-педагогические и социальные условия, способствующие успешному развитию критического мышления старших дошкольников в дополнительном образовании.
Целью исследования было теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка модели развития критического мышления старших дошкольников в системе дополнительного образования.
В первой главе ВКР «Теоретические аспекты возможности развития личности дошкольников в условиях дополнительного образования» уточняется понятие «развитие личности», взаимосвязи процесса развития личности дошкольников с их готовностью к реализации основ критического мышления, выделяются критерии и показатели уровня развития критического мышления старших дошкольников, разработана модель развития критического мышления старших дошкольников.
На основе данной модели была разработана программа развития критического мышления старших дошкольников, которая прошла апробацию на базе «Научного пространства для детей «Оранжевый телескоп», г. Пенза.
Ее эффективность была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало две группы, экспериментальная (6 человек) и контрольная (5 человек) с сентября 2018 года по апрель 2019 года. Экспериментальная группа проходила обучение по разработанной программе, контрольная группа данное обучение не проходила.
Для измерения уровня развития критического мышления был использован комплекс диагностических методик, представленный в Приложении 1.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное обоснование возможности развития критического мышления старших дошкольников в условиях дополнительного образования» была проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контролирующего.
Констатирующий этап исследования позволил определить исходный уровень развития критического мышления старших дошкольников в обеих группах.
Полученные в ходе диагностического обследования уровня развития критического мышления в контрольной и экспериментальной группах результаты показали, что большинство детей находятся на среднем уровне развития.
Это обусловило проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, на котором была апробирована программа развития критического мышления старших дошкольников в условиях организации «Научное пространство для детей «Оранжевый телескоп».
После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, целью которого было определение эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию критического мышления старших дошкольников в условиях организации «Научное пространство для детей «Оранжевый телескоп».
Проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что сформированность показателей уровня развития критического мышления экспериментальной и контрольной групп различны. В количественном и качественном отношении уровень развития критического мышления в экспериментальной группе выше уровня развития критического мышления в контрольной группе, что подтверждается статистической обработкой данных методом U-критерий Манна-Уитни.
1. Агапов, И.А. Учимся продуктивно мыслить [Текст] / И.А. Агапов. – М.: Про-Пресс, 2014. – 246 с.
2. Асмолов, А.Г Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник / А.Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. – 448 с.
3. Байрамов, А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.С. Байрамов. – Докт. дисс. – Баку, 1968. – 560 с.
4. Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев, И.М. Устинова – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm [Дата обращения: 2 марта 2018]
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2017. – 624 с.
7. Браус, Д.А. Инвайронментальное образование в школах. Руководство: как разработать эффективную программу [Текст] / Д.А. Браус, Д. Вуд. – СПб.: NAAEE, 1994. – 130 с.
8. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Т.Д. Марциновская. – М.: Значние, 1994. – 192 с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений. Т. 4, ч. 2 / Л.С. Выготский. – Киев, 2013. – 433 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский – изд. 5, испр. – М.: "Лабиринт", 1999. – 352 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с
12. Грудзинская, Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов [Текст] / Е.Ю. Грудзинская. – изд.: Вестник ННГУ, 2005. – Выпуск 1(6) Серия Инновации в образовании. – 8 с.
13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – издание книгопродавца типографа М.О. Вольфа, 1881 г. – 807 с.
14. Дольто, Ф. Заповедный мир детства [Текст] / Ф. Дольто – изд.: Рама Паблишинг, 2018 г. – 640 с.
15. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998 г. – 61 с....47