Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1. Сущность патриотического воспитания дошкольников старшего дошкольного возраста 6
1.2. Музыкальные произведения в воспитании чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и содержание патриотического воспитания на музыкальных занятиях 33
2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [34]. Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране [17].
Академик Д.С. Лихачёв писал: Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству [27].
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Формирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОУ. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности дошкольников, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Актуальность исследования вопросов патриотического воспитания определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Акцент на приобщение детей к культурному наследию народа с использованием музыкальных произведений при воспитании нравственных чувств в своих трудах делали Е.В. Пчелинцева, Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие.
Объект исследования – патриотическое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования – музыкальные произведения как средство патриотического воспитания старших дошкольников.
Цель исследования – изучить проблему патриотического воспитания старших дошкольников средствами музыкальных произведений.
Для достижения цели нашего исследования, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность и определить возможности использования
музыки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;...
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. В этой связи возрастает значение адекватного выбора условий и средств, позволяющих осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников с максимальной эффективностью. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать – воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста.
На основе проведенного исследования нами сделан следующий вывод:
системные работы по патриотическому воспитанию строятся через организацию интегрированных занятий, в том числе с использованием музыкальных произведений, в развлечениях, творческих встречах, праздниках, которые объединяют музыкальную, игровую, театрализованную деятельность детей. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения и способствуют патриотическому воспитанию.
Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство патриотизма, отношение к тому месту, где ребенок живет. Воспитание в детях любви к Родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях знакомя детей с произведениями русских классиков, музыкальным фольклором и творчеством современных композиторов, пишущих для детей.
Дети старшего дошкольного возраста выделяются эмоциональностью.
Чувства преобладают над их жизнью, определяют действия, выступают в качестве мотивов поведения, выражают взгляд ребенка на окружающий мир. Все это дает возможность формирования у детей патриотических чувств. Процесс этот должен опираться на когнитивную сторону ребенка, его память, воображение. Познавательный материал должен вызывать у ребенка интерес, и быть понятным.
Задачи, поставленные в исследовании, были решены:
1) изучена психолого-педагогическая литература, раскрыта сущность и определены возможности использования музыки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
2) изучена методика организации и содержания патриотического воспитания на музыкальных занятиях;
3) проведено и проанализировано исследование о влиянии музыкальных произведений на патриотическое воспитание старших дошкольников.
Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, был сделан вывод, что патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста недостаточный. На формирующем этапе эксперимента проводились мероприятия по разработанному плану, с использованием музыкальных произведений. А так же проводилась работа по повышению компетентности родителей, с использованием разных форм работы.
После формирующего этапа эксперимента проводилась повторная
диагностика уровня развития патриотического воспитанияу детей контрольной и экспериментальной группы. В результате этого мы пришли к выводу, что составленный нами план и проведение мероприятий с использованием музыкальных произведений является эффективным для повышения уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза: об использование музыкальных произведений, способствующих патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В. Алешина. – М.: Просвещение, 2008. – 67 с.
3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 16-24.
4. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. / К.Ю. Белая. – М.: Творческий центр Сфера, 1998. – 175 с.
5. Березань Т.В. Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами музыки. [Электронный ресурс]. Статья. Режим доступа: Журнал Педагог. – 2018. – №5.
6. Бесова М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 235 с.
7. Бурая Л.В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов бакалавров. – Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016. – 78 с.
8. Воронкова С.А., Полетаева И.В., Котенёва Т.В., Хмельницкая К.В. Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях. // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 102-105.
9. Воспитательная система «Маленькие россияне» под редакцией. / Т.И. Оверчук. – М., Мозаика – Синтез, 2004. – 56 с.
10. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №2. С.43-45
11. Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №3. С.34-36.
12. Григорович Л.А. Педагогика и психология. / Л. А. Григорович. – М.: Вече, 2001. – 98 с.
13. Емельянов Л.В. Методические основы фольклористики. – М.: Знание, 1998. – 148 с.
14. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1980. – 192 с.
15. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение,1985. – 176 с....44