Работа сделана на примере открытия магазина бытовой техники и электроники.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ИМК-КАМПАНИЙ 8
1.1. Понятие и виды интегрированных маркетинговых коммуникаций 8
1.2. Инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций 14
1.3. Специфика реализации интегрированных маркетинговых кампаний 24
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИМК-КАМПАНИИ К ОТКРЫТИЮ МАГАЗИНА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина бытовой техники и электроники30
2.2. Структура системы маркетинга в магазине бытовой техники и электроники 32
2.3. Технологии ИМК при открытии магазина бытовой техники и электроники 38
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИМК-КАМПАНИИ ПРИ ОТКРЫТИИ МАГАЗИНА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ 46
3.1. Применение технологий ИМК при открытии магазина бытовой техники и электроники 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию применения технологий ИМК при открытии магазина бытовой техники и электроники и реализации интегрированных маркетинговых кампаний 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность исследования. Маркетинг является одним из ключевых направлений деятельности компании, в основе которого лежит обеспечение успеха компании, развитие компании, рынка и отрасли в целом для удовлетворения потребностей текущих и потенциальных потребителей. Таким образом, это помогает предприятию подстроиться под выявленные потребности клиентов путем налаживания производства нового товара, либо же экстренно среагировать на желания потребителей.
Маркетинговая деятельность – это циклический процесс, который начинается с маркетингового аналитического исследования, выступающего первичным этапом для выстраивания процесса стратегического и текущего планирования, продолжается разработкой алгоритма вывода продукта на рынок, включающего в себя этапы продумывания и выбора каналов сбыта, заключения контрактов с посредниками и дистрибьюторами, разработки рекламной кампании и налаживания системы продвижения товара, завершается этот процесс контролем эффективности и качественности полученных результатов проведенных маркетинговых мероприятий.
Разработка и управление системой маркетинга предприятий малого бизнеса, являются сложным процессом, требующим соответствующих трудовых, материальных и финансовых затрат. Маркетинг в нем отличается своей системностью, и отказ хотя бы от одного из его элементов сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием. Таким образом, совершенствование маркетинговой политики предприятия малого бизнеса, является актуальной задачей, которая имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Осуществление управления предприятиями малого бизнеса на основе маркетинга, способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей потребителей, оптимальному выбору инструментов комплекса маркетинга для достижения поставленных целей, задач и возможности занять лучшую позицию малого предприятия среди конкурентов, в том числе и средних и крупных предприятий. В научных публикациях недостаточно освещены вопросы, касающиеся управления маркетинговой деятельностью именно на предприятиях малого бизнеса.
Интегрированные маркетинговые коммуникации – это взаимодействие всех форм комплекса коммуникаций, при котором каждая форма коммуникации должна быть объединена с другими инструментами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной экономической эффективности.
Определение понятия ИМК сочетает в себе концепцию совокупного использования всех видов маркетинговых коммуникаций, которая основывается на единых целях.
Актуальность темы определяется тем, что одной из важных и одновременно сложных задач является формирование эффективного сочетания средств комплекса маркетинговых коммуникаций для успешного решения маркетинговых задач. Это связано с тем, что как общий объем, так и рентабельность кампании по внедрению коммуникаций и эффективность маркетинга в целом зависят от ее решения, ведь это влияет на результат рыночной деятельности компании, а значит и на результат всего бизнеса.
Комплексное сочетание различных методов продвижения, использование различных каналов коммуникации и коммуникативных приемов приводит к синергетическому эффекту – различные элементы комплекса дополняют друг друга, усиливая эффект продвижения.
В связи с этим возникает и проблема исследования, так как Интегрированные коммуникации – распространение рекламной информации всеми доступными для компании способами. То есть используется любой маркетинговый инструмент, способный принести организации коммерческую выгоду. Максимальный результат применения интегрированных коммуникаций возможен только в том случае, если каждый из методов взаимодействия с аудиторией будет соответствовать общей marketing-стратегии компании и окажется согласован с другими задействованными технологиями.
Степень разработанности темы. Теоретическую основу исследования составили работы Д.А. Алмаева, Г.Я. Гольдштейна и А.В. Катаева освещают теоретические вопросы маркетинговых коммуникаций. Интерес представляют работы А.А. Абдуайтова, которые освещают вопросы влияния маркетинговых коммуникаций на потребителя. И.А. Желтобрюх определяет технологии ИМК. Проблемы ИМК освещаются в работах таких авторов, как А.В. Кабиров, В.А. Коноваленко, А.К. Рахманова, Е.С. Сергиенко и другие.
Проблема исследования: каковы особенности организации и проведения рекламной кампании с использованием интегрированных маркетинговых коммуникаций на примере открытия магазина бытовой техники и электроники?
Объектом исследования является рекламная кампания с использованием интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Предметом исследования является организация и проведение ИМК-кампаний на примере открытия магазина бытовой техники и электроники.
Цель исследования – выявить особенности организации и проведения ИМК-кампаний на примере открытия магазина бытовой техники и электроники.
Гипотеза – рекламная кампания по открытию магазина бытовой техники и электроники будет эффективнее, если при ее организации и проведении применить инструментарий интегрированных маркетинговых коммуникаций.
В рамках поставленной цели были определены следующие задачи:
1) выявить основные характеристики понятия «интегрированные маркетинговые коммуникации» и определить инструменты реализации интегрированных маркетинговых кампаний;
2) проанализировать организацию и проведение ИМК-кампании открытия магазина бытовой техники и электроники;
3) определить алгоритм применения технологий ИМК при открытии магазина бытовой техники и электроники;
4) предложить рекомендации по совершенствованию применения технологий ИМК при открытии магазина бытовой техники и электроники и реализации интегрированных маркетинговых кампаний.
Методы исследования.
Структурно-аналитический метод позволяет провести анализ составляющих маркетинговых коммуникации и определить степень влияния каждой из них на успешность рекламной кампании при открытии магазина бытовой техники и электроники.
Интегративный метод способствует применению знаний, полученных из разных направлений исследования рекламной кампании при открытии магазина бытовой техники и электроники для решения задач, поставленных в настоящем исследовании.
Проективный метод реализуется в создании алгоритма рекламной кампании при открытии магазина бытовой техники и электроники.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе организации и проведения ИМК-кампаний на примере открытия магазина бытовой техники.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения рекомендаций по проведению ИМК-кампаний (на примере открытия магазина бытовой техники и электроники).
База исследования: магазин бытовой техники и электроники.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Рассмотрев тему исследования «Организация и проведение ИМК-кампаний (на примере открытия магазина бытовой техники и электроники)» можно сделать следующие выводы:
Во-первых, интегрированные маркетинговые коммуникации – это взаимодействие всех форм комплекса коммуникаций, при котором каждая форма коммуникации должна быть объединена с другими инструментами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной экономической эффективности. Главной цель ИМК – создание согласованности и функционирования между инструментами и их высокая результативность в совместной цепочке.
Необходимо понимать, что при внедрении ИМК в практику менеджеры компаний должны знать, как работает данная концепция и как её лучше использовать для получения большего эффекта. Эта модель будет основой для проведения исследования и выявления отношения менеджмента компаний к практике ИМК. се стратегии разрабатываются с упором на успех. ИМК – комплексный подход, который позволяет оптимизировать бюджет на продвижение и достичь более высокого коммуникативного воздействия. И в постоянно меняющихся условиях рынка и высокой конкуренции оценка эффективности ИМК является актуальной. Важно быть гибким и быстро реагировать на меняющуюся внешнюю среду и изменения в потребительском поведении, а также рационально распределять бюджет по правильным каналам, которые наиболее соответствуют аудитории компании.
Существует четыре типа ИМК, каждый из которых способствует налаживанию контакта с целевой аудиторией:
- Запланированные сообщения. Сюда включаются все традиционные разновидности рекламы, PR, мероприятий по стимулированию сбыта и личных продаж.
- Незапланированные сообщения. Информация, идущая вразрез с тем образом, который компания стремится создать у потребителей и партнеров. Речь идет о непрофессионализме сотрудников торгового зала, нарушении обязательств фирмы перед контрагентами и даже о неудобном расположении и плохом состоянии офиса или магазинов.
- Предполагаемые сообщения. Впечатления о компании, которые остаются после знакомства с ее кадровой политикой, миссией и опытом работы на рынке.
- Поддерживаемые сообщения. Информация, считываемая клиентами во время общения с сотрудниками организации, а также в процессе наблюдения за атмосферой внутренней коммуникации работников фирмы.
Во-вторых, применение ИМК в условиях цифровизации обуславливает необходимость наличия профессиональных компетенций сверх базовых знаний у маркетолога в этой области. Кроме того, применение ИМК в условиях цифровизации характеризуется наличием таргетированной и интерактивной природы. Это проявляется в передаче мультимедийных сообщений и наличии обратной связи с целевой аудиторией. Следовательно, ИМК в условиях цифровизации становятся персонифицированными. Реализация концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций в условиях цифровизации имеет свои особенности, в частности, новый характер передачи информации потребителю в результате использования современных медиа, особенная таргетированная и интерактивная природа таких коммуникаций, возможность получения обратной связи от потребителя, постоянное обновление информации, более высокий уровень передаваемых сообщений на базе интеграции классического и цифрового маркетинга, а также новые критерии оценки эффективности ИМК.
В-третьих, одной из важных и одновременно сложных задач является формирование эффективного сочетания средств комплекса маркетинговых коммуникаций для успешного решения маркетинговых задач. Это связано с тем, что как общий объем, так и рентабельность компании по внедрению коммуникаций и эффективность маркетинга в целом зависят от ее решения, ведь это влияет на результат рыночной деятельности компании, а значит и на результат всего бизнеса. Таким образом, комплексное сочетание различных методов продвижения, использование различных каналов коммуникации и коммуникативных приемов приводит к синергетическому эффекту – различные элементы комплекса дополняют друг друга, усиливая эффект продвижения.
В-четвертых, рынок бытовой техники пользуется спросом, имеет тенденции к росту по показателям продаж и требует систематического изучения маркетинговых подходов к управлению системой коммуникаций и политикой сбытовой деятельности на рынке бытовой техники.
В-пятых, все крупные современные компании стараются придерживаться трёх составляющих что бы оставаться конкурентоспособными. Во-первых, это программа лояльности. Сейчас программа лояльности — это не только скидка для постоянного клиента, но и система, которая может отследить привычки, поведение потребителя, развить лояльность к бренду. Она так же используется для удержания клиента внутри компании за счёт игровых механик, бонусов и уникальных особенностей у каждой конкретной компании.
Для того что бы клиенту было удобно взаимодействовать с сайтом, нужно придерживаться всего трёх вещей, логичность и удобство в использовании, скорость загрузки сайта и ассортимент, представленный на нём. От этих трёх пунктов можно отталкиваться дальше и заниматься продвижением сайта.
Следует рассмотреть ключевые инструменты продвижения, которые можно использовать на этапе открытия магазина бытовой техники и электроники:
- Раздача печатной продукции, информирующей о предстоящем открытии;
- Установка рекламных щитов на улицах города, яркой вывески над входом в магазин;
- Реклама на радио и ТВ (при наличии достаточного бюджета).
Маркетинговая политика в процессе работы магазина бытовой техники и электроники включает в себя следующие мероприятия:
- Акции к праздникам и знаменательным датам;
- Система скидок для постоянных клиентов;
- Создание собственного интернет-магазина.
Внедряя технологию ИМК, необходимо руководствоваться следующими принципами, лежащими в ее основе:
- Все маркетинговые инструменты и бизнес-процессы должны быть скоординированы между собой и соответствовать общей стратегии развития бренда.
- Каждая задействованная форма рекламной коммуникации согласуется с имиджем компании и декларируемыми ею ценностями.
- Маркетинговые инструменты используются в комбинациях и пропорциях, при которых возможно извлечение максимальной прибыли.
- Удовлетворение запросов конечного потребителя является определяющим фактором, от которого зависит достижение целей ИМК. В процессе взаимодействия с целевой аудиторией компания получает информацию о впечатлениях потребителя от продукта, при необходимости исправляет допущенные недочеты, тем самым повышает лояльность клиентов и улучшает репутацию бренда в целом.
Для создания положительного имиджа бренда одинаково важны все типы коммуникации. Если клиенту в рекламе рассказывают о компетентности и вежливости продавцов, а на практике он сталкивается с их непрофессионализмом и хамством, сформировать положительный образ бренда невозможно. Все типы коммуникаций должны работать на достижение единой цели.
Таким образом, программа маркетинга включает методы планирования, бюджетирования, составляется на основе комплекса маркетинговых исследований, результатов анализа и оценки потенциальных возможностей предприятия по производству бытовой техники.
Проблема заключается в том, что при открытии магазина бытовой техники необходимо грамотно разработать фирменный стиль, отвечающий современным трендам и требованиям.
Поэтому при открытии магазина бытовой техники и электроники необходимо продумать политику в области продвижения, основная цель которого – стимулирование спроса и улучшение образа компании. Данная деятельности заключает в себе совокупность мероприятий по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию желания его купить. Для качественного продвижения товаров и услуг, а также для позиционирования фирмы, среди других предприятий необходимо проведение исследований в соответствующей области. При этом, чрезвычайно высока роль маркетинговых коммуникаций. И только комплексный подход, включающий внедрение передовых и инновационных форм и маркетинговых инструментов, может позволить добиться качественного желаемого результата.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена: рекламная кампания по открытию магазина бытовой техники и электроники будет эффективнее, если при ее организации и проведении применить инструментарий интегрированных маркетинговых коммуникаций В комплекс организации и проведения ИМК-кампаний (на примере открытия магазина бытовой техники и электроники), по нашему мнению, нужно включить:
Разные виды рекламы, актуальные и эффективные для данной организации. Виды выбирают опытным путем, отслеживая прибыли после внедрения каждого из способов. Выбирать можно из рекламы:
- в интернете;
- на телевидении;
- на радио;
- наружные рекламные конструкции;
- наклейки на транспорте и пр.
Стимулирование сбыта за счет проведения промоакций, выставок, презентаций, распродаж, ярмарок и пр.
Персонализированные предложения, нацеленные на желания каждого конкретного клиента.
Директ-маркетинг, который подстроен под запросы и требования определенных заказчиков.
Паблик рилейшнз, PR или связи с общественностью. Данная работа направлена на создание прочных связей, позволяет повысить авторитет компании на рынке. В эту сферу можно включить:
- прямые диалоги;
- информационное содействие;
- спонсорство;
- участие в совместных общественных, социальных и государственных проектах и программах;
- создание сообществ и групп по интересам.
Благодаря такой комплексной работе, получится расширить свою сферу влияния и добиться регулярного пополнения бюджета и увеличения товарооборота.
1. Алмаева, Д. А. Маркетинговые коммуникации в деятельности компаний как инструмент влияния на потребительское поведение / Д. А. Алмаева. – Текст : непосредственный // Учет и контроль. – 2019. – № 12(50). – С. 40-49.
2. Антинескул, Е.А. Сервис основа конкурентного развития местной розничной сети/ Спицина Е.А. Антинескул Е.А. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. -№1. – С.78-80.
3. Абдуайтов, А. А. Влияние интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) на поведение потребителей / А. А. Абдуайтов.– Текст: непосредственный // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9. – № 3-1. – С. 529-535.
4. Абдуайтов, А. А. Применение концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций как основа стратегии маркетинга объекта социальной инфраструктуры / А. А. Абдуайтов. – Текст : непосредственный // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9. – № 8-1. – С. 507-512.
5. Алексеев, А. А. Анализ системы управления маркетинговыми коммуникациями торговой сети / А. А. Алексеев. – Текст : непосредственный // Научное обозрение. Экономические науки. – 2022. – № 3. – С. 5-6.
6. Балаценко, А. Е. Развитие маркетинговых коммуникаций / А. Е. Балаценко. – Текст : непосредственный // Научный альманах. – 2020. – № 12-1(74). – С. 19-21.
7. Бобрушева, В. В. Теоретические подходы к определению и формированию интегрированных маркетинговых коммуникаций / В. В. Бобрушева, А. С. Волнухина. – Текст : непосредственный // Управление социально-экономическими системами. – 2020. – № 1. – С. 33-40.
8. Володько, В. Ф. Инновационные модели маркетинговой деятельности предприятия / В. Ф. Володько. – Текст : непосредственный // Наука и техника. – 2020. – Т. 19, № 2. – С. 130-138.
9. Ветров, А. С. Инновационные маркетинговые процессы в цифровой экономике / А. С. Ветров, Н. Н. Ивер. – Текст : непосредственный// . – 2022. – № 6(135). – С. 164-167.
10. Величко В.В. Комплекс маркетинговых коммуникаций: основные инструменты воздействия/В.В. Величко. – Текст : непосредственный // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Ставропольский государственный аграрный университет. 2017. С. 19 – 22.
11. Гольдштейн, Г. Я., Катаев, А. В. Маркетинг / Г. Я. Гольдштейн, А. В. Катаев. – Текст : непосредственный // Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2019. — 207 с.
12. Глухова Т.В., Данилова П.А. Современные тенденции развития систем управления бизнес-процессов /Т.В. Глухова, П.А. Данилова. – Текст : непосредственный // Огорёв-Оnline. - 2019. - С.1-7.
13. Дадаев, Я. Э. Современные инструменты маркетинга / Я. Э. Дадаев, С. Д. Хажмурадова, – Текст : непосредственный // Вестник научной мысли. – 2021. – № 6. – С. 185-190.
14. Димитриев И.В. Интеллектуальный анализ данных в принятии стратегических решений – возможности качественного развития российских предприятий /И.В. Димитриев. – Текст : непосредственный // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 3. С. 290 – 292.
15. Желтобрюх, И. А. Технологии интегрированных маркетинговых коммуникаций / И. А. Желтобрюх. – Текст : непосредственный // Инновации, технологии и бизнес. – 2019. – № 2(6). – С. 58-61.
16. Изотова, А. А. Актуальные вопросы развития маркетинговых коммуникаций / А. А. Изотова. – Текст : непосредственный // Наукосфера. – 2022. – № 9-1. – С. 237-241.
17. Кашанская, М. Н. Инновационные маркетинговые технологии / М. Н. Кашанская. – Текст : непосредственный // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – № 6(93). – С. 8.
18. Кабиров, А. В. Интегрированный подход к маркетинговым коммуникациям в малом бизнесе / А. В. Кабиров. – Текст : непосредственный // Наука и инновационные технологии. – 2019. – № 2(11). – С. 200-203.
19. Кингснорт, С. Стратегия цифрового маркетинга. Интегрированный подход к онлайн-маркетингу / С. Кингснорт. - Под ред. Р.М. Герасимова; пер. А.М. Огнева. –Москва: Олимп-Бизнес, 2019. - 416 с. – ISBN978-5-6040010-2-8. - Текст : непосредственный.
20. Коноваленко, В.А. Основы интегрированных коммуникаций. Учебник и практикум / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. – Москва.: Юрайт, 2018. – 488 с.-ISBN978-5-9916-3061-0. - Текст : непосредственный.
21. Комарова, О. М. Внедрение когнитивных технологийи интегрированного подхода в разработку инновационных стратегий развития бизнеса / О. М. Комарова, Н. С. Васильев.– Текст : непосредственный // Управленческий учет. – 2021. – № 3-1. – С. 239-247.
22. Маркетинговые коммуникации: проблемы, возможности и перспективы развития / Б. В. Артамонов, В. А. Бородай, Л. В. Новак [и др.]. – Текст : непосредственный // Нижний Новгород : НОО "Профессиональная наука", 2018. – 162 с.
23. Никишкин, В. В. Актуальные маркетинговые аспекты развития интернет-торговли / В. В. Никишкин, А. Н. Бекетов, Н. А. Широкова. – Текст : непосредственный // Экономика строительства. – 2022. – № 8. – С. 4-19.
24. Особенности совершенствования современных маркетинговых коммуникаций в условиях цифровизации экономики / Б. А. Деленьян, Д. П. Кайфеджан, Е. В. Шевченко, А. А. Воронов. – Текст : непосредственный // Практический маркетинг. – 2021. – № 10. – С. 37-44.
25. Основы разработки маркетинговой стратегии и обоснование возможности ее реализации / М. В. Соловьева, Т. А. Солостина, Т. Р. Зеленина. – Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – Т. 2, № 3(46). – С. 140-151.
26. Павленко, О. А. Интернет-среда формирования комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций / О. А. Павленко, К. В. Максименко. – Текст : непосредственный // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 4(31). – С. 870-874.
27. Расиел, И. М. Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач / И. М. Расиел. – Москва.: Альпина Паблишер, 2014. – 160 c.-ISBN978-5-9614-4615-9. - Текст : непосредственный.
28. Рахманова, А.К. Методика оценки эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций /А.К. Рахманова. – Текст : непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-3 (58). С. 27 – 30.
29. Сергиенко, Е. С. Система маркетинговых коммуникаций: инновационная модель и векторы развития / Е. С. Сергиенко. – Текст : непосредственный // Инновации в менеджменте. – 2018. – № 3(17). – С. 54-61.
30. Саркисян, И. В. Использование информационных технологий в маркетинге / И. В. Саркисян, К. С. Жидик, Е. В. Соловей. – Текст : непосредственный // Современные исследования. – 2018. – № 6(10). – С. 52-53.
31. Смирнова, Е. А. Тенденции развития маркетинговых коммуникаций в 2020-2022 гг. / Е.А. Смирнова. – Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 10. – С. 203-209.
32. Франгян, Ф. Р. Адаптация маркетинга малых предприятий к цифровой среде в розничной торговле / Ф. Р. Франгян. – Текст : непосредственный // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – Т. 12, № 3-1. – С. 419-424.
33. Хачабеков, Р. А. Взаимодействие с потребителями посредством структуры ИМК в условиях омниканальности / Р. А. Хачабеков. – Текст : непосредственный // Экономика устойчивого развития. – 2018. – № 1(33). – С. 274-279.
34. Шендо, М. В. Маркетинговые инструменты манипуляции потребительским сознанием / М. В. Шендо, Е. В. Свиридова. – Текст : непосредственный // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 3. – С. 110-118.
35. Цяньцянь, У. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций / У. Цяньцянь. – Текст : непосредственный // Globus: Экономика и юриспруденция. – 2019. – № 2(32). – С. 32-34.
36. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / пер. с англ. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2021. – 259 с.ISBN 5-94369-010-7, 5-16-000841-1. - Текст : непосредственный.
37. UDS бонусы как использовать– Текст: электронный. – URL: https://winkhaus-shop.ru/programms/uds-bonusy-kak-ispolzovat(дата обращения 20.01.2023).