ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
1.1. Анализ источников по вопросам мониторинга 10
1.2. Анализ подходов к подготовке специалистов среднего звена 12
1.3. Анализ источников по компетентностному подходу 16
1.4. Анализ образовательной и профессиональной документации
1.4.1. Анализ ФГОС СПО по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 20
1.4.2. Анализ профессионального стандарта специалистов в области электроэнергетики 21
1.4.3. Анализ учебного плана по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 22
1.4.4. Анализ учебно-методической документации реализации программы подготовки специалистов среднего звена 24
1.5. Анализ реализации компетентностного подхода 25
1.6. Анализ условий формирования профессиональных компетенций 32
1.7. Анализ системы оценивания профессиональных компетенций студентов электроэнергетического профиля 42
2. РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
2.1. Исследование уровня сформированности профессиональных компетенций студентов электроэнергетического профиля
2.1.1. Техника исследования уровня сформированности профессиональных компетенций студентов 59
2.1.2. Результаты исследования мнения работодателей 67
2.1.3. Результаты констатирующего эксперимента по исследованию уровня сформированности профессиональных компетенций студентов 71
2.1.4. Педагогические средства для формирования профессиональных компетенций студентов электроэнергетического профиля 77
2.1.5. Результаты формирующего эксперимента по исследованию уровня сформированности профессиональных компетенций студентов 80
2.1.6. Статистическая задача исследования уровня сформированности профессиональных компетенций студентов 88
2.1.7. Механизм отслеживания процесса формирования профессиональных компетенций студентов электроэнергетического профиля 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
Приложение А Опросные листы работодателей
Приложение Б Опросные листы студентов контрольной группы (констатирующий эксперимент)
Приложение В Опросные листы студентов экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)
Приложение Г Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ
Приложение Д Опросные листы студентов контрольной группы (формирующий эксперимент)
Приложение Е Опросные листы студентов экспериментальной группы (формирующий эксперимент)
Современная энергетика требует профессионалов высокой степени квалификации, образованных и обладающих широким спектром компетенций, умеющих ориентироваться в потоке поступающей информации, способных грамотно и мобильно решать сложные производственные задачи при постоянно изменяющихся условиях. Традиционно источником кадров для энергетики всегда служила система профессионального образования.
Сегодня становится очевидным, что автономный путь развития сферы образования не способен обеспечить инновационного развития энергетики и обеспечения ее кадрами достаточного уровня квалификации. Образование и производство должны развиваться как компоненты единой инновационной системы - в тесном сотрудничестве и взаимообогащении. В сложившейся ситуации эффективное решение проблемы может быть найдено в создании практико-ориентированной системы профессиональной подготовки с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
В условиях постоянного развития работодателю всё сложнее производить подбор кадров. Основным критерием качества подготовки выпускников образовательных учреждений является профессиональная компетентность, которая характеризуется уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессионального и личностного потенциала специалиста. Немаловажную роль в этом играют механизмы процесса формирования и оценивания профессиональных компетенций выпускников СПО электроэнергетического профиля. В связи с этим актуальность исследования определена на трех уровнях.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне: возрастающие требования работодателей к результатам профессионального образования выпускников обусловлены постоянными техническими изменениями в сфере электроэнергетики.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне: отсутствие разработанного механизма мониторинга профессиональных компетенций на основе исследований взаимодействия предприятий- работодателей и ОУ.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне: несоответствие средств оценивания профессиональных компетенций запросам работодателей к уровню сформированности умений, знаний и практического опыта выпускников.
Анализ актуальности исследования позволил выявить ряд противоречий:
1. На социально-педагогическом уровне: с одной стороны - требования работодателей и ФГОС СПО, а с другой стороны - результаты профессионального образования выпускников, которые характеризуются догоняющим характером образованности и недостаточной обратной связью.
2. На научно-теоретическом уровне: между состоянием изученности мониторинга профессиональных компетенций и потребностями в разработанности педагогических исследований взаимодействия предприятий- работодателей и ОУ.
3. На научно-методическом уровне: между догоняющим характером средств оценивания профессиональных компетенций и опережающими профессиональное образование требованиями работодателей.
Цель работы: разработать механизм непрерывного отслеживания процесса формирования профессиональных компетенций студентов энергетического профиля в соответствии с ФГОС СПО и на основе требований работодателей.
В этом случае объектом исследования является процесс формирования профессиональных компетенций студентов по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» в соответствии с ФГОС СПО.
Современные работодатели предъявляют новые требования к подготовке рабочих кадров. Динамичные условия труда и быстро меняющиеся потребности работодателей в квалифицированной рабочей силе не учитываются при традиционной организации обучения. Выявление текущего состояния и тенденций развития предприятий возможно при активном взаимодействии образовательного учреждения с работодателями. С этой целью в учебном процессе необходим мониторинг профессиональных компетенций, который обеспечивает обратную связь и является условием успешного функционирования системы подготовки студентов электроэнергетического профиля.
Педагогический мониторинг - длительное наблюдение за конкретными объектами, процессами, явлениями педагогической деятельности. В результате обеспечения качественной и своевременной информацией принимаются стратегические решения по корректированию целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров образовательного процесса, появляется реальная возможность обеспечения компетентностного подхода к образовательной деятельности.
Компетентностный подход обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения. Принятие компетентностного подхода с переходом от оценки знаний к оценке компетенций приводит к формированию новой контрольно-оценочной системы. При обучении студентов электроэнергетического профиля структура компетенций как результат образования описывается через признаки проявления профессиональных компетенций, определяемые на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, профессионального стандарта и требований современного производства.
Оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций производится в рамках компетентностно-ориентированного мониторинга, для реализации которого разработана структура формируемых компетенций: знания, умения, практический опыт и разработаны педагогические средства для формирования профессиональных компетенций студентов электроэнергетического профиля в условиях измененной образовательной среды.
Изменение образовательной среды посредством проведения лабораторных работ показывает эффективность условий формирования профессиональных компетенций студентов электроэнергетического профиля. Студенты углубляют знания содержания нормативных документов в области электроэнергетики, работают по электрическим схемам, определяют и анализируют состояние электрических цепей на предмет их работоспособности и электробезопасности. Данные аспекты профессиональных компетенций актуализируются в рамках проведения лабораторных работ и являются важными, согласно опросу работодателей.
На основании требований работодателей планируется коррекция содержания и методических условий профессиональной подготовки, а также системы оценивания профессиональных компетенций студентов, обучающихся по образовательной программе - программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».
Планомерное исследование мнения работодателей об уровне сформированности профессиональных компетенций студентов электроэнергетического профиля дает возможность привлекать специалистов производства к разработке оценочной системы и поддерживать постоянный контакт обратной связи педагог - работодатель с целью получения объективных результатов профессиональной подготовки выпускников...
1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов Учебник / О. Ю. Ермолаев - 2 изд испр - М. Московский психолого-социальный институт Флинта 2003 - 336.
2. Наследов А. Н. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с., ил.
4. Сумина Т. Г. Модель формирования компетенций в изучении дисциплины «Методика воспитательной работы» / Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании: [текст], сб. науч. тр. сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции, 16 февраля 2016. - Екатеринбург/под редакцией С.А. Днепрова, А.В. Пивоварова; РГППУ- Екатеринбург, 2016. С. 119 - 125.
5. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 160 с.
Дополнительные (интернет-ресурсы):
6. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Режим доступа: enc-dic.com>b.. .байденко в_компетенции образовании
7. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций [Электронный ресурс]: Режим доступа:twirpx.com>file/1350332/
8. Зеер Е. Ф. Компетентностный подход к образованию [Электронный ресурс]: Режим доступа: Компетентностный подход к образованию Зеер Э. Ф. urorao.ru>konf2005. php_mode=_exmod=zeer. html
9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]: Режим доступа: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ fgosvo.ru>Ключевые компетентности
10. Классификация по В.П. Беспалько | Школа [Электронный ресурс]: Режим доступа:edu.enterinfo.ru >традиционное-обучение...беспалько/
11. Костина О.В., Вострецов А.П. Мониторинг [Электронный ресурс]: Режим доступа:pedagogika.snauka.ru>2015/06/4430
12. Краткий словарь философских терминов [Электронный ресурс]: Режим доступа: nenuda.ru>краткий-словарь-философских-терминов.html
13. Модульно-компетентностный подход. [Электронный ресурс]: Режим доступа:rae.ru >fs/...
14. Мониторинг качества образования как индикатор... [Электронный ресурс]: Режим доступа:CyberLeninka.ru>article... monitoring... kompetentnosti...
15. Мониторинг - необходимое условие определения... [Электронный ресурс]: Режим доступа: CyberLeninka.ru>Научные статьи>n/monitoring-neobhodimoe...(28)