Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональный музыкальный театр в современной России как культурная институция: стратегии функционирования и развития

Работа №148763

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Музыкальные театры России в регионах: территории и модели формирования
1.1 Возникновение и развитие музыкально-театрального
движения в России в XIX веке…………………………………………...7- 15
1.2 Театры, возникшие в XX и XXI веках……………………………….15-27
1.3 Рейтинги фестиваля «Золотая маска» и других институций как маркер оценки деятельности региональных театров
ГЛАВА 2. Стратегии функционирования и развития региональных театров в новейшее время
2.1 Пермский театр оперы и балета:
трансформация в репертуарном театре………………………………….37-50
2.2 Урал Опера Балет: полная перезагрузка……………………………..50-56
2.3 Новосибирский театр оперы и балета:
консервативный поворот………………………………………………….56-66
2.4 Нижегородский театр оперы и балета:
от консерватизма к точке роста…………………………………………..67-73
2.5 Ростовский музыкальный театр:
между амбициями и реальностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложение. Сравнительная таблица деятельности театров в сезоне 2022/2023 гг.


Современное состояние регионального музыкального театра, на наш взгляд, ещё не становилось предметом специального изучения, хотя в последнее время — со все возрастающим в геометрической прогрессии числом диссертаций в области искусствоведения, культурологии — региональная музыкальная тематика все чаще попадает в фокус исследователей. Большинство работ при этом посвящено либо отдельным регионам и театрам , либо только историческому отрезку формирования институций в XX веке (не далее чем 50-е годы). Между тем мы считаем, что явление можно рассмотреть в компаративистской перспективе, использовав в качестве материала для сравнения данные нескольких театров, и, конечно, не ограничиваться только историческим аспектом, а говорить о сегодняшних реалиях музыкально-театрального процесса в регионах.
В работе мы проследим путь, который прошел региональный музыкальный театр в России как институция — от своего основания (в ряде случаев это конец XIX века, а в большинстве случаев 30-40-50-е годы XX века) до новейшего времени. Будет показано, как театр трансформировался в 90-е годы после развала СССР, каким образом он меняется в настоящее время и какие стратегии развития выбирает.
Предметом исследования станут стратегии функционирования и развития региональных музыкальных театров, и в первую очередь именно театров оперы и балета, в России в XXI веке (вплоть до сезона 2022/2023 гг.). Наше внимание сосредоточится на вопросах репертуарной политики, художественного руководства, на эффективных стратегиях взаимодействия институции с региональными властями, на ярких творческих достижениях, которые были отмечены призами «Золотой маски».
Наши наблюдения мы будем делать, анализируя деятельность многих музыкальных театров, но более подробно остановимся на пяти избранных: Пермском государственном театре оперы и балета, театре «Урал Опера Балет» (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, Нижегородском государственном театре оперы и балета, Ростовском государственном музыкальном театре. Эти театры, во-первых, презентуют различные регионы России (как близкие к Москве, так и более далекие), что представляется ценным для работы; во-вторых, различны их траектории развития, которые определяются историческим и специфически региональным контекстами; в-третьих, представляется важным рассмотреть опыт Урал Опера Балет и Новосибирского оперного театра как театров федерального подчинения; в-четвертых, на мой выбор повлиял и фактор непосредственного (на месте) знакомства с деятельностью указанных театров, причем в некоторых случаях на протяжении достаточно большого количества лет (более двадцати в отношении Нижегородского оперного театра).
Основная гипотеза работы заключается в мысли, что театральный процесс в России стал более разнородным, и некоторым театрам (в их числе Урал Опера Балет, Пермский театр оперы и балета) удалось во многом выстроить собственную траекторию развития, освобождаясь от влияния центра (Большого театра) и становясь, наряду со столичными театрами, институциями, формирующими тон современного музыкально-театрального процесса в России. Обособленность от центра, конкуренция с ним, на наш взгляд, становятся заметными векторами в развитии названных театров. Эти причины приводят к таким нетривиальным для провинции творческим решениям, как например, копродукции с известными зарубежными театрами, осуществленные в театрах Новосибирска и Перми (что раньше априори могли себе позволить только Большой и Мариинский театры), или к появлению в репертуаре совершенно новых для России названий всемирно известных и ныне здравствующих зарубежных авторов — в этом плане Урал Оперу можно назвать настоящим лидером в этом направлении (укажем на российские премьеры опер «Сатьяграха» Филиппа Гласса, «Три сестры» Петера Этвёша, «Любовь издалека» Кайи Саариахо).
Цели и задачи исследования, таким образом, следующие:
● наметить общие и частные стратегии функционирования и развития театров в названных регионах
● показать успешные кейсы творчества театров
● обозначить болевые моменты функционирования институций
● проанализировать влияние некоторых вызовов (дело Тангейзера, специальная военная операция) на стратегии функционирования театров
Методология работы включает в себя историко-культурный подход, использующийся при анализе институциональных стратегий; элементы социологического подхода, применяемые при анализе репертуара; анализ экономических данных (тогда, когда это позволяют имеющиеся в нашем распоряжении данные), использующийся при оценке хозяйственной деятельности (аналитический, сравнительный, исторический аспекты). Информационной базой исследования стали материалы прессы в специализированных изданиях «Музыкальное обозрение», «Музыкальная жизнь», журнале «Театр», региональных изданиях, освещающих вопросы культуры (в частности, интервью с ключевыми персонами театрального процесса), аналитические материалы таких институций как «Золотая маска». Ценным материалом стали некоторые магистерские, выполненные на программе «Музыкальная критика» Санкт-Петербургского университета, близкие к обозначенной тематике (в частности, работа Артема Мельника «Российский оперно-балетный театр как “культурное гетто”»), а также ряд кандидатских диссертаций, посвященных теме регионального музыкального театра в России.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена истории формирования музыкальных театров в России XIX — XXI веках, специфике их распределения по регионам. Освещаются вопросы институциональной модели этих театров по отношению к столичным Большому театру и Музыкальному театру им. Немировича-Данченко (будущему МАМТу). Анализируется ситуация 90-х годов с возникновением новых театров (в Магнитогорске, Краснодаре, Астрахани, Владивостоке), изменением профиля театра (как было в Ростове-на-Дону, где театр музкомедии был преобразован в музыкальный театр). На их примере будут показаны причины форсированного развития театров на этих территориях.
Во второй главе на примере пяти театров анализируются избранные кейсы, касающиеся художественного и административного руководства (и новшеств в этой сфере), репертуара, фестивального движения, практик копродукции, которые показывают функционирование региональных театров в новейшую эпоху.
В заключении подводятся итоги исследования, определяются области дальнейшего исследования темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что региональные музыкальные театры как культурные институции в России XXI века в силу накопленного опыта, вполне обоснованных художественных амбиций, в некоторых случаях — серьезных денежных вливаний (что касается прежде всего театров Екатеринбурга и Перми) становятся вполне конкурентоспособными и самостоятельными, способными держать паритет со столичными институциями. В силу этого некоторые из рассмотренных в работе театров оказывают большое влияние на развитие сегодняшней театральной ситуации в России, их деятельность открывает новые горизонты, стимулирует новые подходы к формированию репертуара, к продвижению продукции на культурном рынке, к работе с привлекаемой аудиторией — с помощью образовательных стратегий.
Вероятно, поэтому в последнее время работать в регионах соглашаются значительные артисты, а также менеджеры. На примерах целого ряда личностей (назовем В. Самодурова, А. Мирошниченко, Ю. Бурлака, Т. Курентзиса, А. Рубикиса, А. Абашева, а среди менеджеров М. де Мони, А. Шишкина) мы можем говорить о появляющихся центробежных силах в культуре России, которые стимулируют развитие именно региональных институций. Творцы и менеджеры получают здесь (в региональных театрах-лидерах особенно) гораздо больше маневров для действия, для коопераций, для креативного подхода и даже творческой свободы , нежели чем в столичных театрах.
Безусловно, что каждый из региональных театров имеет собственное лицо, идентичность, стратегию, которые определяются не только его историческими корнями, но и днем сегодняшним — является ли театр заметным игроком на конкретной территории, есть ли у него (и у культуры в целом) рычаги влияния в местном сообществе. Показательно, что именно сейчас, когда в нашей стране заметно ускорились процессы централизации и федерализации (особенно в политике с её жесткой вертикалью и уменьшением влияния региональных властей на местах), именно культурные институции отстаивают право регионов на известный суверенитет и самостоятельность, что в потенции может вызвать появление новых точек роста в культурном пространстве страны.
Полагаем, что наше исследование, конечно, далеко не исчерпало все аспекты заявленной темы, однако представило предмет исследования в достаточной полноте. В силу специфики был лишь пунктиром намечен экономический анализ деятельности институций. Разработка этого ракурса исследования требует и специальных знаний, и привлечения соответствующей аналитики от самих институций или иных исследователей.
Таким образом, материалы данной диссертации могут быть использованы в различных курсах, касающихся сегодняшней деятельности региональных музыкальных театров (и шире музыкального театра в России), а также в кураторских курсах в области музыкального искусства.
Намеченная в исследовании тема представляется перспективной для дальнейшей разработки, с расширением как круга рассматриваемых институций, так и инструментов анализа их деятельности.



1. Алдашева Е. Гендиректор и главный дирижер Пермской оперы покидают театр//Театр, 11.05.2023 https://oteatre.info/anzarokov-pokinul-perm/ (дата обращения — 18.05.2023).
2. Бабурина Е. Денег нет, но вы танцуйте//Музыкальное обозрение, 28.05.2018 https://muzobozrenie.ru/deneg-net-no-vy-tantsujte/ (дата обращения — 27.04.2023)

3. Барыкина Л. Маленькие копии Большого театра//Театр, №6-7Б, 2012. ttps://oteatre.info/malenkie-kopii-bolshogo-teatra/
4. Баталина Ю. Восемь лет с Курентзисом//Новый компаньон, 22.10.2019 https://www.newsko.ru/articles/nk-5443426.html (дата обращения — 15.05.2023)
5. Баталина Ю. Жизнь после Курентзиса//Новый компаньон, 25.06.2019 https://www.newsko.ru/articles/nk-5278808.html (дата обращения — 15.05.2023)
6. Бедерова Ю. Пермская опера открыла сезон без Теодора Курентзиса. Чего дальше ждать от театра? Кажется, там все-таки будет много любопытного//Медуза, 21.09.2020 (издание признано иностранным юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, а также иностранной неправительственной организацией, деятельность которой признается нежелательной на территории РФ).
7. Белошапка Н. В. Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева: монография. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2012 - 320 с.
8. Бирюков С. Жизнь за МКАДом есть, и ещё какая!//Труд, 17.02.2017
https://www.trud.ru/article/17-02-2017/1347129_zhizn_za_mkadom_est_i_esche_kakaja.html (дата обращения — 18.04.2023)
9. Бровкина М. Малоизвестный финал "Хованщины" представили в Ростове-на-Дону//Российская газета, 7.10.2018 https://rg.ru/2018/10/07/reg-ufo/maloizvestnyj-final-hovanshchiny-predstavili-v-rostove-na-donu.html (дата обращения — 11.05.2023)

10. В Новосибирске — «новые-старые» руководители культуры, которых ждали и не ждали//Музыкальное обозрение, №9, 2020.
https://muzobozrenie.ru/v-novosibirske-novye-starye-rukovoditeli-kultury-kotoryh-zhdali-i-ne-zhdali/ (дата обращения — 14.05.2023)
11. Галайда А. Театр «Урал Опера Балет» устроил бенефис балерине Елене Кабановой//Российская газета, 26.05.2022
https://rg.ru/2022/05/26/teatr-ural-opera-balet-ustroil-benefis-balerine-elene-kabanovoj.html (дата обращения — 23.04.2023)
12. Галайда А. Мэтры современного балета Пол Лайтфут и Соль Леон поставили спектакль в Екатеринбурге//Ведомости. 4.06.2015 https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/06/05/595285-metri-sovremennogo-baleta-pol-laitfut-i-sol-leon-postavili-spektakl-v-ekaterinburge (дата обращения — 30.04.2023)
13. Гун Г. Е. Социокультурные аспекты функционирования оперного театра: региональное и локальное измерения / Г. Е. Гун. // Известия Уральского федерального университета. – Екатеринбург: УрФУ, 2019. Т. 25. № 4 (192). С. 145-151.
14. Девятова О. Л. Живая жизнь театра: вековая панорама: премьеры, мастера: монография. - Екатеринбург: Автограф, 2012. 650 с.
15. Дубин А. Пермский театр оперы и балета: новая жизнь после прежней жизни//Музыкальное обозрение, 25.10.2022 https://muzobozrenie.ru/permskij-teatr-opery-i-baleta-novaya-zhizn-posle-prezhnej-zhizni/ (дата обращения — 15.05.2023)
16. Игнатов Б., Манулкина О. Парижско-новосибирский Макбет//Open Space, 10.12.2008 https://os.colta.ru/music_classic/events/details/6410/#comments (дата обращения — 3.05.2023)
17. История русской музыки: В 10-ти т. М., Музыка, 2004. - Т. 10Б: 1890-1917/ Под редакцией Л.З Корабельниковой и Е. М. Левашева. - 1071 с.
18. Федоренко Е. Антон Гетьман, гендиректор «Новой оперы»: «Поиск новых молодых авторов и исполнителей — первостепенная, стратегическая задача»//газета Культура, 12.12.2002 https://portal-kultura.ru/articles/theater/347116-anton-getman-gendirektor-novoy-opery-poisk-novykh-molodykh-avtorov-i-ispolniteley-pervostepennaya-st/ (дата обращения — 20.03.2023)

19. Концепция долгосрочного развития театров в России до 2030 г. Союз театральных деятелей Российской Федерации. Москва, 2019 http://stdrf.ru/media/cms_page_media/216/koncepcia.pdf (дата обращения — 15.05.2023)
20. Кривицкая Е. Довлет Анзароков: У Пермского театр есть своё лицо//Музыкальная жизнь, 11.07.2022 https://muzlifemagazine.ru/dovlet-anzarokov-u-permskogo-teatra-e/ (дата обращения — 1.05.2023)
21. Кузнецова Т. Игорь Зеленский стал дважды худруком. Его поделят театры Новосибирска и Москвы//Коммерсант, 16.06.2011 https://www.kommersant.ru/doc/1660796 (дата обращения — 2.05.2023)
22. Кузнецова Т. Новосибирцы показали свой международный уровень//Коммерсант, 20.02.2008 https://www.kommersant.ru/doc/858099 (дата обращения — 15.05.2023)
23. Нигматуллин А. Дмитрий Ренанский: Олдскульной политике Казанской оперы нужен какой-то очевидный эстетический противовес//Бизнес Online, 3.03.2017 https://m.business-gazeta.ru/article/338775 (дата обращения — 27.04.2023)

24. Марк де Мони В Пермь должны ехать за Чайковским//Новый компаньон, 9.09.2013 https://www.newsko.ru/articles/culture/theatre/09/09/2013/v-perm-dolzhny-ehat-za-chaykovskim.html (дата обращения — 15.05.2023)

25. Мединский пообещал наказывать за оскорбляющие верующих постановки//Интерфакс, 2.04.2015 https://www.interfax.ru/culture/433881 (дата обращения — 27.03.2023)
26. Мездрич Б. Директор театра (мемуарные заметки)//Отечественные записки. 2005. №4. https://strana-oz.ru/2005/4/direktor-teatra (дата обращения — 1.05.2023)
27. Минкультуры: Музыкальный театр не откроют в 2016 году из-за кризиса//Zab.ru, 17.04.2015 https://zab.ru/news/74021 (дата обращения — 21.02.2023)
28. Огородникова А. Зеленский в путь собрался//Континет Сибирь Online, 9.09.2011 https://ksonline.ru/stats/-/id/549/ (дата обращения — 2.05.2023)
29. Огородникова А. Попечительский совет — не революция, а эволюция//Континент Сибирь Online, 19.09.2012 https://ksonline.ru/stats/-/id/1464/ (дата обращения — 2.05.2023)
30. Орельская О. В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде. - Н. Новгород: Ридо, 2000. 160 с.
31. Палкина И. Д. Первый донской театр//Южно-российский музыкальный альманах, 2015. №1. С 5-9.
32. Палкина И. Д. Становление театрального дела в Новочеркасске и Ростове: 1840-70-е годы//Южно-российский музыкальный альманах, 2014. №3. С. 78-82.
33. Пермская опера: планы на сезоны 2020/2021 и 2021/2022//Музыкальное обозрение, 21.02.2020 https://muzobozrenie.ru/permskaya-opera-plany-na-sezony-2020-2021-i-2021-2022/ (дата обращения — 15.05.2023)
34. Поспелов П. Почему Теодор Курентзис уходит из Пермского театра//Ведомости, 27.06.2019 https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/06/27/805240-kurentzis-gazetnii (дата обращения — 1.05.2023)
35. Ренанский Д. Из-под глыб: два акта. 25 лет российского оперного театра как grand spectacle//Критики об истории Золотой маски и новейшего российского театра. Сборник онлайн-статей. http://25.goldenmask.ru/soderzhanie#index (дата обращения — 23.03.2023)

36. Романова М. А. Театр мечты. Новый век оперы и балета Екатеринбурга. Екатеринбург, 2017. 224 с.
37. Рубинштейн А. Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста//Экономическая социология. Т. 20. №5. 2019. С. 98-148.
38. Садых-Заде Г. Директор Пермской оперы Довлет Анзароков: большое интервью https://permopera.ru/media/mediatec/direktor-permskoy-opery-dovlet-anzarokov-bolshoe-intervyu/?sphrase_id=40757 (дата обращения — 25.04.2023)
39. Сидельникова М. Прошлое и два настоящих. Гастроли NDT в Париже//Коммерсант, 25.04.2014. https://www.kommersant.ru/doc/2498298 (дата обращения — 30.04.2023)
40. Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д.: Гефест, 1995.
41. Скорнякова Ю. Власти Забайкалья 16 лет не могут найти деньги на музыкальный театр в Чите//Chita.ru, 1.04.2021 https://www.chita.ru/text/politics/2021/04/01/71186681/ (дата обращения — 21.02.2023)
42. Сметанникова А.Ю. Деятельность императорского русского музыкального общества и первых творческих союзов г. Ростова-на-Дону рубежа ХIХ – ХХ веков: монография. - Ростов н/Д., 2017. 296 с.
43. Суркова Л. А. Феномен отечественной культуры. К 90-летию Ростовского государственного музыкального театра//Гуманитарий Юга России, 2020. Том 9. №6. С. 201-224.
44. Теодор Курентзис представил в Перми свою первую оперную премьеру — "Так поступают все женщины" Моцарта//ТАСС, 25.09.2011 https://tass.ru/kultura/514832 (дата обращения — 29.03.2023)
45. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями на 25 января 2023 года) https://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения — 15.05.2023)
46. Ходатайство месткома оперного театра культпросвета в Нижегородский губисполком о предоставлении театру помещения в Народном доме. 9 августа 1920 г. // ЦАНО. Ф. P-56. Оп. 1. Д. 418. Л. 9. Машинопись, подлинник, заверенный печатью месткома.
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/80723-hodataystvo-mestkoma-opernogo-teatra-kultprosveta-v-nizhegorodskiy-gubispolkom-o-predostavlenii-teatru-pomescheniya-v-narodnom-dome-9-avgusta-1920-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения — 15.05.2023)
47. Шишкин А. Г. Виды управления современным оперным театром. Репертуарный театр продюсерского типа (на примере театра «Урал Опера Балет»)//Управление культурой, 2022. №1. С. 43-50.
48. Ходнев С. Как застывала музыка//Театр, №6-7, 2012 г. https://oteatre.info/kak-zastyvala-muzyka/ (дата обращения — 1.05.2023)
49. Худин А.А. Эклектика в архитектуре вчера и сегодня//Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет / проф. А. Л. Гельфонд. — Н. Новгород, 2019.
50. Frolova-Walker M. National in Form, Socialist in Content // Journal of the American Musicological Society. Vol. 51, No. 2 (Summer, 1998), pp. 331-371.
51. Cancellieri G., Turrini A. The Phantom of Modern Opera: How Economics and Politics Affect the Programming Strategies of Opera Houses//International Journal of Arts Management, SPRING 2016, Vol. 18, No. 3 (SPRING 2016), pp. 25-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ