ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Музыкальные театры России в регионах: территории и модели формирования
1.1 Возникновение и развитие музыкально-театрального
движения в России в XIX веке…………………………………………...7- 15
1.2 Театры, возникшие в XX и XXI веках……………………………….15-27
1.3 Рейтинги фестиваля «Золотая маска» и других институций как маркер оценки деятельности региональных театров
ГЛАВА 2. Стратегии функционирования и развития региональных театров в новейшее время
2.1 Пермский театр оперы и балета:
трансформация в репертуарном театре………………………………….37-50
2.2 Урал Опера Балет: полная перезагрузка……………………………..50-56
2.3 Новосибирский театр оперы и балета:
консервативный поворот………………………………………………….56-66
2.4 Нижегородский театр оперы и балета:
от консерватизма к точке роста…………………………………………..67-73
2.5 Ростовский музыкальный театр:
между амбициями и реальностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложение. Сравнительная таблица деятельности театров в сезоне 2022/2023 гг.
Современное состояние регионального музыкального театра, на наш взгляд, ещё не становилось предметом специального изучения, хотя в последнее время — со все возрастающим в геометрической прогрессии числом диссертаций в области искусствоведения, культурологии — региональная музыкальная тематика все чаще попадает в фокус исследователей. Большинство работ при этом посвящено либо отдельным регионам и театрам , либо только историческому отрезку формирования институций в XX веке (не далее чем 50-е годы). Между тем мы считаем, что явление можно рассмотреть в компаративистской перспективе, использовав в качестве материала для сравнения данные нескольких театров, и, конечно, не ограничиваться только историческим аспектом, а говорить о сегодняшних реалиях музыкально-театрального процесса в регионах.
В работе мы проследим путь, который прошел региональный музыкальный театр в России как институция — от своего основания (в ряде случаев это конец XIX века, а в большинстве случаев 30-40-50-е годы XX века) до новейшего времени. Будет показано, как театр трансформировался в 90-е годы после развала СССР, каким образом он меняется в настоящее время и какие стратегии развития выбирает.
Предметом исследования станут стратегии функционирования и развития региональных музыкальных театров, и в первую очередь именно театров оперы и балета, в России в XXI веке (вплоть до сезона 2022/2023 гг.). Наше внимание сосредоточится на вопросах репертуарной политики, художественного руководства, на эффективных стратегиях взаимодействия институции с региональными властями, на ярких творческих достижениях, которые были отмечены призами «Золотой маски».
Наши наблюдения мы будем делать, анализируя деятельность многих музыкальных театров, но более подробно остановимся на пяти избранных: Пермском государственном театре оперы и балета, театре «Урал Опера Балет» (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, Нижегородском государственном театре оперы и балета, Ростовском государственном музыкальном театре. Эти театры, во-первых, презентуют различные регионы России (как близкие к Москве, так и более далекие), что представляется ценным для работы; во-вторых, различны их траектории развития, которые определяются историческим и специфически региональным контекстами; в-третьих, представляется важным рассмотреть опыт Урал Опера Балет и Новосибирского оперного театра как театров федерального подчинения; в-четвертых, на мой выбор повлиял и фактор непосредственного (на месте) знакомства с деятельностью указанных театров, причем в некоторых случаях на протяжении достаточно большого количества лет (более двадцати в отношении Нижегородского оперного театра).
Основная гипотеза работы заключается в мысли, что театральный процесс в России стал более разнородным, и некоторым театрам (в их числе Урал Опера Балет, Пермский театр оперы и балета) удалось во многом выстроить собственную траекторию развития, освобождаясь от влияния центра (Большого театра) и становясь, наряду со столичными театрами, институциями, формирующими тон современного музыкально-театрального процесса в России. Обособленность от центра, конкуренция с ним, на наш взгляд, становятся заметными векторами в развитии названных театров. Эти причины приводят к таким нетривиальным для провинции творческим решениям, как например, копродукции с известными зарубежными театрами, осуществленные в театрах Новосибирска и Перми (что раньше априори могли себе позволить только Большой и Мариинский театры), или к появлению в репертуаре совершенно новых для России названий всемирно известных и ныне здравствующих зарубежных авторов — в этом плане Урал Оперу можно назвать настоящим лидером в этом направлении (укажем на российские премьеры опер «Сатьяграха» Филиппа Гласса, «Три сестры» Петера Этвёша, «Любовь издалека» Кайи Саариахо).
Цели и задачи исследования, таким образом, следующие:
● наметить общие и частные стратегии функционирования и развития театров в названных регионах
● показать успешные кейсы творчества театров
● обозначить болевые моменты функционирования институций
● проанализировать влияние некоторых вызовов (дело Тангейзера, специальная военная операция) на стратегии функционирования театров
Методология работы включает в себя историко-культурный подход, использующийся при анализе институциональных стратегий; элементы социологического подхода, применяемые при анализе репертуара; анализ экономических данных (тогда, когда это позволяют имеющиеся в нашем распоряжении данные), использующийся при оценке хозяйственной деятельности (аналитический, сравнительный, исторический аспекты). Информационной базой исследования стали материалы прессы в специализированных изданиях «Музыкальное обозрение», «Музыкальная жизнь», журнале «Театр», региональных изданиях, освещающих вопросы культуры (в частности, интервью с ключевыми персонами театрального процесса), аналитические материалы таких институций как «Золотая маска». Ценным материалом стали некоторые магистерские, выполненные на программе «Музыкальная критика» Санкт-Петербургского университета, близкие к обозначенной тематике (в частности, работа Артема Мельника «Российский оперно-балетный театр как “культурное гетто”»), а также ряд кандидатских диссертаций, посвященных теме регионального музыкального театра в России.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена истории формирования музыкальных театров в России XIX — XXI веках, специфике их распределения по регионам. Освещаются вопросы институциональной модели этих театров по отношению к столичным Большому театру и Музыкальному театру им. Немировича-Данченко (будущему МАМТу). Анализируется ситуация 90-х годов с возникновением новых театров (в Магнитогорске, Краснодаре, Астрахани, Владивостоке), изменением профиля театра (как было в Ростове-на-Дону, где театр музкомедии был преобразован в музыкальный театр). На их примере будут показаны причины форсированного развития театров на этих территориях.
Во второй главе на примере пяти театров анализируются избранные кейсы, касающиеся художественного и административного руководства (и новшеств в этой сфере), репертуара, фестивального движения, практик копродукции, которые показывают функционирование региональных театров в новейшую эпоху.
В заключении подводятся итоги исследования, определяются области дальнейшего исследования темы.
Проведенное нами исследование показало, что региональные музыкальные театры как культурные институции в России XXI века в силу накопленного опыта, вполне обоснованных художественных амбиций, в некоторых случаях — серьезных денежных вливаний (что касается прежде всего театров Екатеринбурга и Перми) становятся вполне конкурентоспособными и самостоятельными, способными держать паритет со столичными институциями. В силу этого некоторые из рассмотренных в работе театров оказывают большое влияние на развитие сегодняшней театральной ситуации в России, их деятельность открывает новые горизонты, стимулирует новые подходы к формированию репертуара, к продвижению продукции на культурном рынке, к работе с привлекаемой аудиторией — с помощью образовательных стратегий.
Вероятно, поэтому в последнее время работать в регионах соглашаются значительные артисты, а также менеджеры. На примерах целого ряда личностей (назовем В. Самодурова, А. Мирошниченко, Ю. Бурлака, Т. Курентзиса, А. Рубикиса, А. Абашева, а среди менеджеров М. де Мони, А. Шишкина) мы можем говорить о появляющихся центробежных силах в культуре России, которые стимулируют развитие именно региональных институций. Творцы и менеджеры получают здесь (в региональных театрах-лидерах особенно) гораздо больше маневров для действия, для коопераций, для креативного подхода и даже творческой свободы , нежели чем в столичных театрах.
Безусловно, что каждый из региональных театров имеет собственное лицо, идентичность, стратегию, которые определяются не только его историческими корнями, но и днем сегодняшним — является ли театр заметным игроком на конкретной территории, есть ли у него (и у культуры в целом) рычаги влияния в местном сообществе. Показательно, что именно сейчас, когда в нашей стране заметно ускорились процессы централизации и федерализации (особенно в политике с её жесткой вертикалью и уменьшением влияния региональных властей на местах), именно культурные институции отстаивают право регионов на известный суверенитет и самостоятельность, что в потенции может вызвать появление новых точек роста в культурном пространстве страны.
Полагаем, что наше исследование, конечно, далеко не исчерпало все аспекты заявленной темы, однако представило предмет исследования в достаточной полноте. В силу специфики был лишь пунктиром намечен экономический анализ деятельности институций. Разработка этого ракурса исследования требует и специальных знаний, и привлечения соответствующей аналитики от самих институций или иных исследователей.
Таким образом, материалы данной диссертации могут быть использованы в различных курсах, касающихся сегодняшней деятельности региональных музыкальных театров (и шире музыкального театра в России), а также в кураторских курсах в области музыкального искусства.
Намеченная в исследовании тема представляется перспективной для дальнейшей разработки, с расширением как круга рассматриваемых институций, так и инструментов анализа их деятельности.
1. Алдашева Е. Гендиректор и главный дирижер Пермской оперы покидают театр//Театр, 11.05.2023 https://oteatre.info/anzarokov-pokinul-perm/ (дата обращения — 18.05.2023).
2. Бабурина Е. Денег нет, но вы танцуйте//Музыкальное обозрение, 28.05.2018 https://muzobozrenie.ru/deneg-net-no-vy-tantsujte/ (дата обращения — 27.04.2023)
3. Барыкина Л. Маленькие копии Большого театра//Театр, №6-7Б, 2012. ttps://oteatre.info/malenkie-kopii-bolshogo-teatra/
4. Баталина Ю. Восемь лет с Курентзисом//Новый компаньон, 22.10.2019 https://www.newsko.ru/articles/nk-5443426.html (дата обращения — 15.05.2023)
5. Баталина Ю. Жизнь после Курентзиса//Новый компаньон, 25.06.2019 https://www.newsko.ru/articles/nk-5278808.html (дата обращения — 15.05.2023)
6. Бедерова Ю. Пермская опера открыла сезон без Теодора Курентзиса. Чего дальше ждать от театра? Кажется, там все-таки будет много любопытного//Медуза, 21.09.2020 (издание признано иностранным юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, а также иностранной неправительственной организацией, деятельность которой признается нежелательной на территории РФ).
7. Белошапка Н. В. Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева: монография. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2012 - 320 с.
8. Бирюков С. Жизнь за МКАДом есть, и ещё какая!//Труд, 17.02.2017
https://www.trud.ru/article/17-02-2017/1347129_zhizn_za_mkadom_est_i_esche_kakaja.html (дата обращения — 18.04.2023)
9. Бровкина М. Малоизвестный финал "Хованщины" представили в Ростове-на-Дону//Российская газета, 7.10.2018 https://rg.ru/2018/10/07/reg-ufo/maloizvestnyj-final-hovanshchiny-predstavili-v-rostove-na-donu.html (дата обращения — 11.05.2023)
10. В Новосибирске — «новые-старые» руководители культуры, которых ждали и не ждали//Музыкальное обозрение, №9, 2020.
https://muzobozrenie.ru/v-novosibirske-novye-starye-rukovoditeli-kultury-kotoryh-zhdali-i-ne-zhdali/ (дата обращения — 14.05.2023)
11. Галайда А. Театр «Урал Опера Балет» устроил бенефис балерине Елене Кабановой//Российская газета, 26.05.2022
https://rg.ru/2022/05/26/teatr-ural-opera-balet-ustroil-benefis-balerine-elene-kabanovoj.html (дата обращения — 23.04.2023)
12. Галайда А. Мэтры современного балета Пол Лайтфут и Соль Леон поставили спектакль в Екатеринбурге//Ведомости. 4.06.2015 https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/06/05/595285-metri-sovremennogo-baleta-pol-laitfut-i-sol-leon-postavili-spektakl-v-ekaterinburge (дата обращения — 30.04.2023)
13. Гун Г. Е. Социокультурные аспекты функционирования оперного театра: региональное и локальное измерения / Г. Е. Гун. // Известия Уральского федерального университета. – Екатеринбург: УрФУ, 2019. Т. 25. № 4 (192). С. 145-151.
14. Девятова О. Л. Живая жизнь театра: вековая панорама: премьеры, мастера: монография. - Екатеринбург: Автограф, 2012. 650 с.
15. Дубин А. Пермский театр оперы и балета: новая жизнь после прежней жизни//Музыкальное обозрение, 25.10.2022 https://muzobozrenie.ru/permskij-teatr-opery-i-baleta-novaya-zhizn-posle-prezhnej-zhizni/ (дата обращения — 15.05.2023)
16. Игнатов Б., Манулкина О. Парижско-новосибирский Макбет//Open Space, 10.12.2008 https://os.colta.ru/music_classic/events/details/6410/#comments (дата обращения — 3.05.2023)
17. История русской музыки: В 10-ти т. М., Музыка, 2004. - Т. 10Б: 1890-1917/ Под редакцией Л.З Корабельниковой и Е. М. Левашева. - 1071 с.
18. Федоренко Е. Антон Гетьман, гендиректор «Новой оперы»: «Поиск новых молодых авторов и исполнителей — первостепенная, стратегическая задача»//газета Культура, 12.12.2002 https://portal-kultura.ru/articles/theater/347116-anton-getman-gendirektor-novoy-opery-poisk-novykh-molodykh-avtorov-i-ispolniteley-pervostepennaya-st/ (дата обращения — 20.03.2023)
19. Концепция долгосрочного развития театров в России до 2030 г. Союз театральных деятелей Российской Федерации. Москва, 2019 http://stdrf.ru/media/cms_page_media/216/koncepcia.pdf (дата обращения — 15.05.2023)
20. Кривицкая Е. Довлет Анзароков: У Пермского театр есть своё лицо//Музыкальная жизнь, 11.07.2022 https://muzlifemagazine.ru/dovlet-anzarokov-u-permskogo-teatra-e/ (дата обращения — 1.05.2023)
21. Кузнецова Т. Игорь Зеленский стал дважды худруком. Его поделят театры Новосибирска и Москвы//Коммерсант, 16.06.2011 https://www.kommersant.ru/doc/1660796 (дата обращения — 2.05.2023)
22. Кузнецова Т. Новосибирцы показали свой международный уровень//Коммерсант, 20.02.2008 https://www.kommersant.ru/doc/858099 (дата обращения — 15.05.2023)
23. Нигматуллин А. Дмитрий Ренанский: Олдскульной политике Казанской оперы нужен какой-то очевидный эстетический противовес//Бизнес Online, 3.03.2017 https://m.business-gazeta.ru/article/338775 (дата обращения — 27.04.2023)
24. Марк де Мони В Пермь должны ехать за Чайковским//Новый компаньон, 9.09.2013 https://www.newsko.ru/articles/culture/theatre/09/09/2013/v-perm-dolzhny-ehat-za-chaykovskim.html (дата обращения — 15.05.2023)
25. Мединский пообещал наказывать за оскорбляющие верующих постановки//Интерфакс, 2.04.2015 https://www.interfax.ru/culture/433881 (дата обращения — 27.03.2023)
26. Мездрич Б. Директор театра (мемуарные заметки)//Отечественные записки. 2005. №4. https://strana-oz.ru/2005/4/direktor-teatra (дата обращения — 1.05.2023)
27. Минкультуры: Музыкальный театр не откроют в 2016 году из-за кризиса//Zab.ru, 17.04.2015 https://zab.ru/news/74021 (дата обращения — 21.02.2023)
28. Огородникова А. Зеленский в путь собрался//Континет Сибирь Online, 9.09.2011 https://ksonline.ru/stats/-/id/549/ (дата обращения — 2.05.2023)
29. Огородникова А. Попечительский совет — не революция, а эволюция//Континент Сибирь Online, 19.09.2012 https://ksonline.ru/stats/-/id/1464/ (дата обращения — 2.05.2023)
30. Орельская О. В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде. - Н. Новгород: Ридо, 2000. 160 с.
31. Палкина И. Д. Первый донской театр//Южно-российский музыкальный альманах, 2015. №1. С 5-9.
32. Палкина И. Д. Становление театрального дела в Новочеркасске и Ростове: 1840-70-е годы//Южно-российский музыкальный альманах, 2014. №3. С. 78-82.
33. Пермская опера: планы на сезоны 2020/2021 и 2021/2022//Музыкальное обозрение, 21.02.2020 https://muzobozrenie.ru/permskaya-opera-plany-na-sezony-2020-2021-i-2021-2022/ (дата обращения — 15.05.2023)
34. Поспелов П. Почему Теодор Курентзис уходит из Пермского театра//Ведомости, 27.06.2019 https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/06/27/805240-kurentzis-gazetnii (дата обращения — 1.05.2023)
35. Ренанский Д. Из-под глыб: два акта. 25 лет российского оперного театра как grand spectacle//Критики об истории Золотой маски и новейшего российского театра. Сборник онлайн-статей. http://25.goldenmask.ru/soderzhanie#index (дата обращения — 23.03.2023)
36. Романова М. А. Театр мечты. Новый век оперы и балета Екатеринбурга. Екатеринбург, 2017. 224 с.
37. Рубинштейн А. Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста//Экономическая социология. Т. 20. №5. 2019. С. 98-148.
38. Садых-Заде Г. Директор Пермской оперы Довлет Анзароков: большое интервью https://permopera.ru/media/mediatec/direktor-permskoy-opery-dovlet-anzarokov-bolshoe-intervyu/?sphrase_id=40757 (дата обращения — 25.04.2023)
39. Сидельникова М. Прошлое и два настоящих. Гастроли NDT в Париже//Коммерсант, 25.04.2014. https://www.kommersant.ru/doc/2498298 (дата обращения — 30.04.2023)
40. Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д.: Гефест, 1995.
41. Скорнякова Ю. Власти Забайкалья 16 лет не могут найти деньги на музыкальный театр в Чите//Chita.ru, 1.04.2021 https://www.chita.ru/text/politics/2021/04/01/71186681/ (дата обращения — 21.02.2023)
42. Сметанникова А.Ю. Деятельность императорского русского музыкального общества и первых творческих союзов г. Ростова-на-Дону рубежа ХIХ – ХХ веков: монография. - Ростов н/Д., 2017. 296 с.
43. Суркова Л. А. Феномен отечественной культуры. К 90-летию Ростовского государственного музыкального театра//Гуманитарий Юга России, 2020. Том 9. №6. С. 201-224.
44. Теодор Курентзис представил в Перми свою первую оперную премьеру — "Так поступают все женщины" Моцарта//ТАСС, 25.09.2011 https://tass.ru/kultura/514832 (дата обращения — 29.03.2023)
45. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями на 25 января 2023 года) https://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения — 15.05.2023)
46. Ходатайство месткома оперного театра культпросвета в Нижегородский губисполком о предоставлении театру помещения в Народном доме. 9 августа 1920 г. // ЦАНО. Ф. P-56. Оп. 1. Д. 418. Л. 9. Машинопись, подлинник, заверенный печатью месткома.
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/80723-hodataystvo-mestkoma-opernogo-teatra-kultprosveta-v-nizhegorodskiy-gubispolkom-o-predostavlenii-teatru-pomescheniya-v-narodnom-dome-9-avgusta-1920-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения — 15.05.2023)
47. Шишкин А. Г. Виды управления современным оперным театром. Репертуарный театр продюсерского типа (на примере театра «Урал Опера Балет»)//Управление культурой, 2022. №1. С. 43-50.
48. Ходнев С. Как застывала музыка//Театр, №6-7, 2012 г. https://oteatre.info/kak-zastyvala-muzyka/ (дата обращения — 1.05.2023)
49. Худин А.А. Эклектика в архитектуре вчера и сегодня//Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет / проф. А. Л. Гельфонд. — Н. Новгород, 2019.
50. Frolova-Walker M. National in Form, Socialist in Content // Journal of the American Musicological Society. Vol. 51, No. 2 (Summer, 1998), pp. 331-371.
51. Cancellieri G., Turrini A. The Phantom of Modern Opera: How Economics and Politics Affect the Programming Strategies of Opera Houses//International Journal of Arts Management, SPRING 2016, Vol. 18, No. 3 (SPRING 2016), pp. 25-36.