Процессуальные особенности рассмотрения дел об обжаловании ненормативных актов антимонопольного органа
|
Глава 1.Введение. Постановка проблемы 3
§1.Анализ практики рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов антимонопольного органа судами Российской Федерации 5
§2.Анализ антимонопольного постановления в работах отечественных юристов 18
§3 . Принцип добросовестности при представлении доказательств, не раскрытых в ходе рассмотреня дела о нарушении антимонопольного законодательства 24
Глава 2. Предлагаемое решение проблемы 28
Заключение 36
Список использованных источников
§1.Анализ практики рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов антимонопольного органа судами Российской Федерации 5
§2.Анализ антимонопольного постановления в работах отечественных юристов 18
§3 . Принцип добросовестности при представлении доказательств, не раскрытых в ходе рассмотреня дела о нарушении антимонопольного законодательства 24
Глава 2. Предлагаемое решение проблемы 28
Заключение 36
Список использованных источников
Предметом данной работы являются процессуальные особенности рассмотрения судами споров об обжаловании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Главой 22 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 189 АПК РФ, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Законом не предусмотрено конкретного понятия ненормативного правового акта, при этом Верховный Суд Российской Федерации в ходе правоприменительной практики выработал его квалифицирующие признаки. Так, в Определении Верховного Суда № 303-ЭС16-13943 от 17.10.2016 по делу № А51-25175/2015 указано, что акт не имеет признаков ненормативного правового акта, если не носит властно-распорядительного характера, не устанавливает, не изменяет и не прекращает правовые отношения, а также не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, вследствие чего не влияет на права и законные интересы заявителя. Из чего следует, что для оспаривания ненормативного правового акта по правилам статьи 29 АПК РФ, он должен обладать всеми вышеперечисленными признаками.
Порядок обжалования ненормативных правовых актов антимонопольного органа (решений и предписаний) предусмотрен статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» . В соответствии с частью 1 указанной статьи, решения и предписания антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Судебное разбирательство по обжалованию ненормативного правового акта антимонопольного органа не подменяет порядок рассмотрения дел, предусмотренный статьями 39 и 43 закона «О защите конкуренции», в связи с чем рассмотрение данной категории дел имеет свои особенности, не свойственные для других категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами. Публично-правовая природа таких споров оказывает значительное влияние на формирование процессуальных особенностей рассмотрения дел об обжаловании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
С целью обеспечения единства правоприменительной практики антимонопольного законодательства Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» , даны разъяснения относительно процессуальной особенности рассмотрения дел по обжалованию ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
В пункте 55 вышеуказанного Постановления Пленума Верховный Суд указывает, что рассматривая дело об оспаривании актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов, арбитражный суд на основании части 1 статьи 64 АПК РФ, по общему правилу, проверяет законность соответствующего акта, решения, действия (бездействия) на основании доказательств, собранных и раскрытых в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом Верховный Суд делает акцент на том, что проверка ненормативных правовых актов антимонопольного органа производится лишь на основании доказательств, которые были предметом рассмотрения дела в антимонопольном органе.
При этом Верховный Суд оставляет сторонам спора возможность предоставления дополнительных доказательств в случае, если лицо, которое ходатайствует об их принятии сможет обосновать невозможность их предоставления при рассмотрении дела на стадии рассмотрения в антимонопольном органе.
Постановление Пленума Верховного Суда фактически сразу обрело широкое применение судами.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Главой 22 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 189 АПК РФ, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Законом не предусмотрено конкретного понятия ненормативного правового акта, при этом Верховный Суд Российской Федерации в ходе правоприменительной практики выработал его квалифицирующие признаки. Так, в Определении Верховного Суда № 303-ЭС16-13943 от 17.10.2016 по делу № А51-25175/2015 указано, что акт не имеет признаков ненормативного правового акта, если не носит властно-распорядительного характера, не устанавливает, не изменяет и не прекращает правовые отношения, а также не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, вследствие чего не влияет на права и законные интересы заявителя. Из чего следует, что для оспаривания ненормативного правового акта по правилам статьи 29 АПК РФ, он должен обладать всеми вышеперечисленными признаками.
Порядок обжалования ненормативных правовых актов антимонопольного органа (решений и предписаний) предусмотрен статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» . В соответствии с частью 1 указанной статьи, решения и предписания антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Судебное разбирательство по обжалованию ненормативного правового акта антимонопольного органа не подменяет порядок рассмотрения дел, предусмотренный статьями 39 и 43 закона «О защите конкуренции», в связи с чем рассмотрение данной категории дел имеет свои особенности, не свойственные для других категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами. Публично-правовая природа таких споров оказывает значительное влияние на формирование процессуальных особенностей рассмотрения дел об обжаловании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
С целью обеспечения единства правоприменительной практики антимонопольного законодательства Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» , даны разъяснения относительно процессуальной особенности рассмотрения дел по обжалованию ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
В пункте 55 вышеуказанного Постановления Пленума Верховный Суд указывает, что рассматривая дело об оспаривании актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов, арбитражный суд на основании части 1 статьи 64 АПК РФ, по общему правилу, проверяет законность соответствующего акта, решения, действия (бездействия) на основании доказательств, собранных и раскрытых в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом Верховный Суд делает акцент на том, что проверка ненормативных правовых актов антимонопольного органа производится лишь на основании доказательств, которые были предметом рассмотрения дела в антимонопольном органе.
При этом Верховный Суд оставляет сторонам спора возможность предоставления дополнительных доказательств в случае, если лицо, которое ходатайствует об их принятии сможет обосновать невозможность их предоставления при рассмотрении дела на стадии рассмотрения в антимонопольном органе.
Постановление Пленума Верховного Суда фактически сразу обрело широкое применение судами.
Целью настоящей работы являлся анализ процессуальных особенностей рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов антимонопольного органа. Его основой являлось Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», в частности – пункт 55 Постановления, предусматривающий запрет на представление суду доказательств, которые не были раскрыты в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на стадии его рассмотрения самим антимонопольным органом.
Анализ, проведенный в ходе выполнения данной работы позволяет сделать следующие выводы.
Вопрос представления суду новых доказательств в ходе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа является одной из основных процессуальных проблем, возникающих при рассмотрении данной категории дел.
С целью обеспечения единства правоприменительной практики антимонопольного законодательства Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» даны разъяснения относительно процессуальной особенности рассмотрения дел по обжалованию ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
В пункте 55 Постановления № 2 Пленума Верховный Суд указывает, что рассматривая дело об оспаривании актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов, арбитражный суд на основании части 1 статьи 64 АПК РФ, по общему правилу, проверяет законность соответствующего акта, решения, действия (бездействия) на основании доказательств, собранных и раскрытых в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом Верховный Суд сделал акцент на том, что проверка ненормативных правовых актов антимонопольного органа производится лишь на основании доказательств, которые были предметом рассмотрения дела в антимонопольном органе.
При этом Верховный Суд оставил сторонам спора возможность предоставления дополнительных доказательств в случае, если лицо, которое ходатайствует об их принятии сможет обосновать невозможность их предоставления при рассмотрении дела на стадии рассмотрения в антимонопольном органе.
Однако и принятие данного обобщающего судебную практику Постановления не позволяет полностью разрешить вопрос относительно представления новых доказательств.
Так, в судебной практике наряду с применением положений пункта 55 данного Постановления зачастую встречаются отсылки судов к процессуальным принципам, в том числе – к принципу добросовестности.
Зачастую суды используют пункт 55 Постановления №2 императивно, запрещая представление каких-либо доказательств, не раскрытых в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В литературе данный вопрос разработан недостаточно. Однако большинство юристов приходят к выводу, что наличие у антимонопольного органа права на представление новых доказательств является недопустимым. При этом о для лиц, в чьих действиях были выявлены нарушения антимонопольного законодательства, такое право может оказаться единственным шансом компенсировать невозможность представления доказательств в административном антимонопольном производстве. И доводы таких лиц должны внимательно исследоваться судом.
Вопрос о принятии доказательств, не представленных антимонопольным органом должен рассматриваться не с точки зрения императивного запрета, а с точки зрения возможности лица представить такое доказательство и осведомленности его о необходимости его предоставления. Запрет на представление новых доказательств зачастую, как в примере из дела №А50-28193/2020 по иску ООО «ДиАндр» и Гуляевой А.И. может приводить к необоснованному применению санкций за нарушение антимонопольного законодательства при фактическом отсутствии такого нарушения.
Не смотря на разъяснения Постановления №2, вопрос представления новых доказательств является неразрешенным и требует дополнительного законодательного урегулирования.
Анализ, проведенный в ходе выполнения данной работы позволяет сделать следующие выводы.
Вопрос представления суду новых доказательств в ходе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа является одной из основных процессуальных проблем, возникающих при рассмотрении данной категории дел.
С целью обеспечения единства правоприменительной практики антимонопольного законодательства Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» даны разъяснения относительно процессуальной особенности рассмотрения дел по обжалованию ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
В пункте 55 Постановления № 2 Пленума Верховный Суд указывает, что рассматривая дело об оспаривании актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов, арбитражный суд на основании части 1 статьи 64 АПК РФ, по общему правилу, проверяет законность соответствующего акта, решения, действия (бездействия) на основании доказательств, собранных и раскрытых в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом Верховный Суд сделал акцент на том, что проверка ненормативных правовых актов антимонопольного органа производится лишь на основании доказательств, которые были предметом рассмотрения дела в антимонопольном органе.
При этом Верховный Суд оставил сторонам спора возможность предоставления дополнительных доказательств в случае, если лицо, которое ходатайствует об их принятии сможет обосновать невозможность их предоставления при рассмотрении дела на стадии рассмотрения в антимонопольном органе.
Однако и принятие данного обобщающего судебную практику Постановления не позволяет полностью разрешить вопрос относительно представления новых доказательств.
Так, в судебной практике наряду с применением положений пункта 55 данного Постановления зачастую встречаются отсылки судов к процессуальным принципам, в том числе – к принципу добросовестности.
Зачастую суды используют пункт 55 Постановления №2 императивно, запрещая представление каких-либо доказательств, не раскрытых в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В литературе данный вопрос разработан недостаточно. Однако большинство юристов приходят к выводу, что наличие у антимонопольного органа права на представление новых доказательств является недопустимым. При этом о для лиц, в чьих действиях были выявлены нарушения антимонопольного законодательства, такое право может оказаться единственным шансом компенсировать невозможность представления доказательств в административном антимонопольном производстве. И доводы таких лиц должны внимательно исследоваться судом.
Вопрос о принятии доказательств, не представленных антимонопольным органом должен рассматриваться не с точки зрения императивного запрета, а с точки зрения возможности лица представить такое доказательство и осведомленности его о необходимости его предоставления. Запрет на представление новых доказательств зачастую, как в примере из дела №А50-28193/2020 по иску ООО «ДиАндр» и Гуляевой А.И. может приводить к необоснованному применению санкций за нарушение антимонопольного законодательства при фактическом отсутствии такого нарушения.
Не смотря на разъяснения Постановления №2, вопрос представления новых доказательств является неразрешенным и требует дополнительного законодательного урегулирования.
Подобные работы
- РАССМОТРЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - Проблемы корпоративных закупок
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



