Социальные представления студентов различных профилей подготовки о ценностях цифрового общества (на примере студентов-программистов и студентов-журналистов)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения ценностей цифрового общества 8
1.1 Ценности как объект социологического анализа 8
1.1.1 Теоретические подходы к изучению ценностей… 8
1.1.2 Социальные представления как подход к изучению ценностей 14
1.2 Цифровое общество как фактор социальных изменений 17
1.2.1 Эволюция становления цифрового общества 17
1.2.2 Тенденции цифрового общества 21
1.3 Процессы формирования ценностей цифрового общества 25
1.3.1 Ценности цифрового общества как часть понятия цифровой культуры 25
1.3.2 Механизмы формирования ценностей цифрового общества 28
1.3.3 Поколенческая трансформация ценностей 31
1.4. Обзор исследований о ценностях цифрового общества 33
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Результаты исследования социальных представлений студентов о ценностях цифрового общества 40
2.1 Методология исследования 40
2.2 Основные результаты первого этапа исследования 42
2.3 Основные результаты второго этапа исследования 48
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список используемой литературы 62
Приложение 67
Приложение 1. Анкета 67
Приложение 2. Пример ответа одного из респондентов 67
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения ценностей цифрового общества 8
1.1 Ценности как объект социологического анализа 8
1.1.1 Теоретические подходы к изучению ценностей… 8
1.1.2 Социальные представления как подход к изучению ценностей 14
1.2 Цифровое общество как фактор социальных изменений 17
1.2.1 Эволюция становления цифрового общества 17
1.2.2 Тенденции цифрового общества 21
1.3 Процессы формирования ценностей цифрового общества 25
1.3.1 Ценности цифрового общества как часть понятия цифровой культуры 25
1.3.2 Механизмы формирования ценностей цифрового общества 28
1.3.3 Поколенческая трансформация ценностей 31
1.4. Обзор исследований о ценностях цифрового общества 33
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Результаты исследования социальных представлений студентов о ценностях цифрового общества 40
2.1 Методология исследования 40
2.2 Основные результаты первого этапа исследования 42
2.3 Основные результаты второго этапа исследования 48
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список используемой литературы 62
Приложение 67
Приложение 1. Анкета 67
Приложение 2. Пример ответа одного из респондентов 67
Значимая трансформация 21-ого века заключается в повсеместном распространении процессов цифровизации, которые интегрируются в большинство сфер человеческого бытия и увеличивают свое влияние на повседневную жизнь каждого человека. Актуальным для общества является изучение данной тенденции в целях предотвращения негативных сторон этого влияния. Одним из фундаментальных аспектов, который оказывается под влиянием цифровизации, является система ценностей – личности и общества в целом. Внедрение технологий во множество сфер жизни приводит к трансформации прежних ценностей и формированию новых. Однако скорость освоения данных ценностей у различных социальных групп отличается, так как социализация в цифровом пространстве происходит с разной интенсивностью. Данные различия могут впоследствии вызвать определенные социальные противоречия. Например, разные взгляды на коммуникацию, цели, методы и организацию деятельности в цифровой среде могут приводить к конфликтам. Кроме этого, различия в представлениях о ценностях цифрового общества порождают цифровое неравенство в обществе. Доступ к технологиям становится ограниченным для некоторых слоев населения. Таким образом, данная проблематика вызывает исследовательский интерес.
В центре внимания моего исследования–студенты различных профилей подготовки. Именно студенты как представители “цифрового поколения” в большей степени подвержены влиянию технологий. Поэтому изучение студенческой молодежи в условиях цифрового общества является особенно актуальным. Помимо этого, основной акцент сделан на сравнительный анализ двух групп студентов в зависимости от направления обучения – журналистов и программистов. Степень включенности данных групп в цифровое общество и цель использования цифровых технологий зачастую разные, благодаря чему становится возможным наиболее точно установить различия в представлениях данных групп о ценностях цифрового общества и обратить внимание на особенности, связанные с формированием профессиональных ценностей в условиях цифровизации. Таким образом, социальные представления студентов о ценностях цифрового общества помогают оценить, что влияет на их выбор в цифровом мире, выявить приоритетность различных факторов, формирующих поведение в виртуальной реальности, а также оценить степень противоречивости убеждений студентов в контексте процесса цифровизации.
Литературный обзор показал высокую степень изученности по ценностной проблематике. Среди классических социологов наибольший вклад был внесен М. Вебером, Э.Дюркгеймом, У. Томасом и Ф. Званецким, Р. Инглхартом и Т.Парсонсом. С развитием теоретической базы по данному направлению активно начал формироваться эмпирический социологический подход к изучению ценностей. Так, можно отметить концепции ценностей Милтона Рокича, методику В.Ядова, Н.Лапина, Ш.Шварца. Также Рональд Инглхарт известен своей методикой изучения ценностей, на основе которой был проведен Всемирный ценностный опрос.
Новым направлением в исследовании ценностей стало изучение трансформации ценностей в современном мире. Этой теме посвящены работы множества современных авторов, например Мишучкова А.А., Макарова В.Л., а также статья авторов Воскресенского А.А., Рабоша В.А и др. «Постматериальные ценности поколения z на пути к обществу знаний – к постановке проблемы» . Во главе их работ лежит анализ трансформации «традиционных» ценностей под влиянием цифровизации.
Одной из тенденций также стало появление новых «цифровых» (или виртуальных) ценностей. Так, например в рамках проведенного Бастраковой Н.С. и др. исследования представлений цифрового поколения о главных ценностях жизни были выделены отдельным блоком вопросов виртуальные ценности. В некоторой научной литературе данные ценности также были названы постматериальными. Т. Кармазин также обращает внимание на данную проблематику: «Homo sapiens трансформировался в Homo informaticus – существо не только социальное, но и информационное, т. е. человек приобрел новую форму существования». Эта новая форма существования предполагает формирование новой системы ценностей. В рамках проблематики трансформации под влиянием цифровизации актуальность набирают научные работы, рассматривающие влияние цифрового общества на молодежь, как самую мобильную социальную группу. Например, А. Подстрахова в своей статье «Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности» рассматривает особенности современной студенческой молодежи, формирующиеся под влиянием глобальной информационной среды.
Ценности цифрового общества становятся предметом множества современных исследований. В данном направлении создаются проекты в крупных компаниях. Например, компания Microsoft провела масштабное исследование развитости цифровой культуры (в том числе ценностей) среди 20000 сотрудников различных компаний. Проблематика вызывает интерес и на уровне государственных структур, а также институтов образования. Например, институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в своем исследовании анализирует цифровые навыки, степень включенности населения РФ в поле Интернета. Это доказывает практическую актуальность моего исследования.
Резюмируя, проведенный обзор литературы показал высокую степень изученности по теме ценностей. Что касается научного подхода к процессам цифрового общества, данное направление в настоящее время активно развивается– появляется множество научных работ и статей. Тем не менее, актуальной остаётся проблема отсутствия фундаментальных теорий, которые могли бы всеобъемлюще описывать тенденции цифрового общества, в том числе охватывать тему ценностей цифрового общества. Поэтому научный вклад данного исследования в социологию может быть обоснован недостаточностью исследований и теоретических концепций, связанных с цифровизацией.
Таким образом, проблемой моего исследования являются противоречия, возникающие из-за различий в социальных представлениях студентов о ценностях цифрового общества. Раскрывая подробнее исследовательскую проблему, можно выделить следующие цели и задачи:
Цели:
1) Изучить, проанализировать и систематизировать теоретическую базу по проблеме ценностей цифрового общества;
2) Провести анализ социальных представлений студентов различных профилей подготовки о ценностях цифрового общества.
Задачи:
1) Изучить теоретическую базу по проблеме ценностей цифрового общества;
2) Концептуализировать понятие социальных представлений как подхода к изучению ценностей;
3) Выявить и охарактеризовать социальные представления студентов о ценностях цифрового общества;
4) Провести сравнительный анализ социальных представлений студентов-программистов и студентов-журналистов о ценностях цифрового общества.
Исходя из вышеизложенного, объектом моего исследования выступают студенты, обучающихся по специальностям журналистики и ИКТ, а предметом– их социальные представления о ценностях цифрового общества.
Теоретико-методологическим основанием исследования являются теория ценностей Милтона Рокича, теории представлений Э.Дюркгейма и С.Московичи, а также теория поколений У.Штрауса и Н.Хоува. Хочется отметить, что в основе моей работы лежит комплексный теоретический подход.
Для осуществления целей и задач было проведено качественное социологическое исследование, состоящее из двух этапов. Основные методы, применяемые в работе–контент-анализ и метод открытых вопросов. Был опрошен 391 респондент: 245 студентов - программистов и 146 студентов - журналистов.
Основные гипотезы для каждого из этапов:
1) Ценности цифрового общества в представлениях студентов различных профилей подготовки формируются с различной степенью активности, характеристиками, в различных направлениях.
2) Студенты различных профилей подготовки имеют различия в представлениях о ценностях цифрового общества по следующим критериям: степень понимания определения «ценности цифрового общества», важность определенных качеств личности, навыков, особенностей цифровой среды и изобретений, которые в совокупности составляют основу цифрового общества, а также степень сформированности ценностей цифрового общества.
Результаты исследования прошли апробацию в виде доклада на Зимней Социологической Школе факультета социологии СПбГУ, выступления на XVI Всероссийской научной конференции «Ковалевские чтения» с докладом «Трансформация ценностей общества в эпоху цифровизации», Городском социологическом семинаре факультета социологии СПбГУ, а также на VI Всероссийской научно-практической конференции «Молодежные Забайкальские социологические чтения».
Структура работы включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемой литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность ВКР, цели и задачи, объект и предмет, гипотезы, описывается логика исследования. Первая глава, состоящая из трёх параграфов, посвящена теоретическим основаниям изучения ценностей цифрового общества. Вторая глава включает в себя описание методологии, а также основные результаты первого и второго этапов исследования. В заключении представлены выводы по результатам анализа. Список использованной литературы состоит из 70 ссылок на различные источники. В приложении оформлена анкета исследования и пример ответа респондента. Всего работа содержит 69 страниц, включая 3 страницы приложений.
В центре внимания моего исследования–студенты различных профилей подготовки. Именно студенты как представители “цифрового поколения” в большей степени подвержены влиянию технологий. Поэтому изучение студенческой молодежи в условиях цифрового общества является особенно актуальным. Помимо этого, основной акцент сделан на сравнительный анализ двух групп студентов в зависимости от направления обучения – журналистов и программистов. Степень включенности данных групп в цифровое общество и цель использования цифровых технологий зачастую разные, благодаря чему становится возможным наиболее точно установить различия в представлениях данных групп о ценностях цифрового общества и обратить внимание на особенности, связанные с формированием профессиональных ценностей в условиях цифровизации. Таким образом, социальные представления студентов о ценностях цифрового общества помогают оценить, что влияет на их выбор в цифровом мире, выявить приоритетность различных факторов, формирующих поведение в виртуальной реальности, а также оценить степень противоречивости убеждений студентов в контексте процесса цифровизации.
Литературный обзор показал высокую степень изученности по ценностной проблематике. Среди классических социологов наибольший вклад был внесен М. Вебером, Э.Дюркгеймом, У. Томасом и Ф. Званецким, Р. Инглхартом и Т.Парсонсом. С развитием теоретической базы по данному направлению активно начал формироваться эмпирический социологический подход к изучению ценностей. Так, можно отметить концепции ценностей Милтона Рокича, методику В.Ядова, Н.Лапина, Ш.Шварца. Также Рональд Инглхарт известен своей методикой изучения ценностей, на основе которой был проведен Всемирный ценностный опрос.
Новым направлением в исследовании ценностей стало изучение трансформации ценностей в современном мире. Этой теме посвящены работы множества современных авторов, например Мишучкова А.А., Макарова В.Л., а также статья авторов Воскресенского А.А., Рабоша В.А и др. «Постматериальные ценности поколения z на пути к обществу знаний – к постановке проблемы» . Во главе их работ лежит анализ трансформации «традиционных» ценностей под влиянием цифровизации.
Одной из тенденций также стало появление новых «цифровых» (или виртуальных) ценностей. Так, например в рамках проведенного Бастраковой Н.С. и др. исследования представлений цифрового поколения о главных ценностях жизни были выделены отдельным блоком вопросов виртуальные ценности. В некоторой научной литературе данные ценности также были названы постматериальными. Т. Кармазин также обращает внимание на данную проблематику: «Homo sapiens трансформировался в Homo informaticus – существо не только социальное, но и информационное, т. е. человек приобрел новую форму существования». Эта новая форма существования предполагает формирование новой системы ценностей. В рамках проблематики трансформации под влиянием цифровизации актуальность набирают научные работы, рассматривающие влияние цифрового общества на молодежь, как самую мобильную социальную группу. Например, А. Подстрахова в своей статье «Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности» рассматривает особенности современной студенческой молодежи, формирующиеся под влиянием глобальной информационной среды.
Ценности цифрового общества становятся предметом множества современных исследований. В данном направлении создаются проекты в крупных компаниях. Например, компания Microsoft провела масштабное исследование развитости цифровой культуры (в том числе ценностей) среди 20000 сотрудников различных компаний. Проблематика вызывает интерес и на уровне государственных структур, а также институтов образования. Например, институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в своем исследовании анализирует цифровые навыки, степень включенности населения РФ в поле Интернета. Это доказывает практическую актуальность моего исследования.
Резюмируя, проведенный обзор литературы показал высокую степень изученности по теме ценностей. Что касается научного подхода к процессам цифрового общества, данное направление в настоящее время активно развивается– появляется множество научных работ и статей. Тем не менее, актуальной остаётся проблема отсутствия фундаментальных теорий, которые могли бы всеобъемлюще описывать тенденции цифрового общества, в том числе охватывать тему ценностей цифрового общества. Поэтому научный вклад данного исследования в социологию может быть обоснован недостаточностью исследований и теоретических концепций, связанных с цифровизацией.
Таким образом, проблемой моего исследования являются противоречия, возникающие из-за различий в социальных представлениях студентов о ценностях цифрового общества. Раскрывая подробнее исследовательскую проблему, можно выделить следующие цели и задачи:
Цели:
1) Изучить, проанализировать и систематизировать теоретическую базу по проблеме ценностей цифрового общества;
2) Провести анализ социальных представлений студентов различных профилей подготовки о ценностях цифрового общества.
Задачи:
1) Изучить теоретическую базу по проблеме ценностей цифрового общества;
2) Концептуализировать понятие социальных представлений как подхода к изучению ценностей;
3) Выявить и охарактеризовать социальные представления студентов о ценностях цифрового общества;
4) Провести сравнительный анализ социальных представлений студентов-программистов и студентов-журналистов о ценностях цифрового общества.
Исходя из вышеизложенного, объектом моего исследования выступают студенты, обучающихся по специальностям журналистики и ИКТ, а предметом– их социальные представления о ценностях цифрового общества.
Теоретико-методологическим основанием исследования являются теория ценностей Милтона Рокича, теории представлений Э.Дюркгейма и С.Московичи, а также теория поколений У.Штрауса и Н.Хоува. Хочется отметить, что в основе моей работы лежит комплексный теоретический подход.
Для осуществления целей и задач было проведено качественное социологическое исследование, состоящее из двух этапов. Основные методы, применяемые в работе–контент-анализ и метод открытых вопросов. Был опрошен 391 респондент: 245 студентов - программистов и 146 студентов - журналистов.
Основные гипотезы для каждого из этапов:
1) Ценности цифрового общества в представлениях студентов различных профилей подготовки формируются с различной степенью активности, характеристиками, в различных направлениях.
2) Студенты различных профилей подготовки имеют различия в представлениях о ценностях цифрового общества по следующим критериям: степень понимания определения «ценности цифрового общества», важность определенных качеств личности, навыков, особенностей цифровой среды и изобретений, которые в совокупности составляют основу цифрового общества, а также степень сформированности ценностей цифрового общества.
Результаты исследования прошли апробацию в виде доклада на Зимней Социологической Школе факультета социологии СПбГУ, выступления на XVI Всероссийской научной конференции «Ковалевские чтения» с докладом «Трансформация ценностей общества в эпоху цифровизации», Городском социологическом семинаре факультета социологии СПбГУ, а также на VI Всероссийской научно-практической конференции «Молодежные Забайкальские социологические чтения».
Структура работы включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемой литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность ВКР, цели и задачи, объект и предмет, гипотезы, описывается логика исследования. Первая глава, состоящая из трёх параграфов, посвящена теоретическим основаниям изучения ценностей цифрового общества. Вторая глава включает в себя описание методологии, а также основные результаты первого и второго этапов исследования. В заключении представлены выводы по результатам анализа. Список использованной литературы состоит из 70 ссылок на различные источники. В приложении оформлена анкета исследования и пример ответа респондента. Всего работа содержит 69 страниц, включая 3 страницы приложений.
В условиях современности проблема изучения ценностей цифрового общества становится всё актуальнее, что вызывает особый интерес в научном сообществе – проводится множество социологических исследований и значительно увеличивается количество научных работ в данном направлении. Тем не менее, обзор литературы обозначил недостаточную степень изученности темы, что открывает большие перспективы для дальнейших исследований.
В ходе моего исследования были достигнуты все поставленные задачи: сформирована теоретическая база по проблематике ценностей цифрового общества, а также концептуализировано понятие социальных представлений через подход к изучению ценностей. Эмпирическая часть позволила выявить особенности выбранных профилей подготовки студентов в отношении социальных представлений о ценностях цифрового общества, а также провести их сравнительный анализ.
Результаты двух этапов исследования доказывают, что представления студентов о ценностях цифрового общества носят разрозненный характер. Такие выводы можно сделать из анализа как по научным классификациям, так и по отдельным ценностям. Были обнаружены как сходства, так и различия, однако нельзя говорить об единой тенденции в мнениях студентов-программистов и студентов-журналистов. Такая динамика в последствии может стать почвой для конфликта ценностей между заданными категориями. Важно отметить, что исследование затрагивает частный случай, который может стать доказательством существования поставленной в исследовании проблемы. В дальнейшем такого рода исследования могут быть проведены для других социальных групп, так как цифровизация охватывает широкие группы населения и требует масштабных исследований.
Что касается методологии исследования, то качественные методы показали свою эффективность при изучении ценностей цифрового общества. Отдельно хочется отметить, что изучение социальных представлений позволило провести анализ на социологическом уровне и избежать смещения предметности исследования в психологическое поле. В дальнейшем рассматривается возможность проведения количественного исследования ценностей цифрового общества (на основе качественных результатов). Также возможным направлением работы может стать сетевой подход для более глубокого анализа ценностей цифрового общества.
В ходе моего исследования были достигнуты все поставленные задачи: сформирована теоретическая база по проблематике ценностей цифрового общества, а также концептуализировано понятие социальных представлений через подход к изучению ценностей. Эмпирическая часть позволила выявить особенности выбранных профилей подготовки студентов в отношении социальных представлений о ценностях цифрового общества, а также провести их сравнительный анализ.
Результаты двух этапов исследования доказывают, что представления студентов о ценностях цифрового общества носят разрозненный характер. Такие выводы можно сделать из анализа как по научным классификациям, так и по отдельным ценностям. Были обнаружены как сходства, так и различия, однако нельзя говорить об единой тенденции в мнениях студентов-программистов и студентов-журналистов. Такая динамика в последствии может стать почвой для конфликта ценностей между заданными категориями. Важно отметить, что исследование затрагивает частный случай, который может стать доказательством существования поставленной в исследовании проблемы. В дальнейшем такого рода исследования могут быть проведены для других социальных групп, так как цифровизация охватывает широкие группы населения и требует масштабных исследований.
Что касается методологии исследования, то качественные методы показали свою эффективность при изучении ценностей цифрового общества. Отдельно хочется отметить, что изучение социальных представлений позволило провести анализ на социологическом уровне и избежать смещения предметности исследования в психологическое поле. В дальнейшем рассматривается возможность проведения количественного исследования ценностей цифрового общества (на основе качественных результатов). Также возможным направлением работы может стать сетевой подход для более глубокого анализа ценностей цифрового общества.



