Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эзотерические практики жителей российского мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №148751

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПРАКТИК ГРАЖДАН 9
1. Эзотерика как объект изучения социальных исследователей 9
2. Эзотерика как социальная практика 17
3. Изучение эзотерики в российском контексте 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПРАКТИК ГОРОЖАН 26
1. Степень разработанности исследовательской проблемы 26
2. Проблема исследования 26
3. Цели и задачи исследования 27
4. Объект и предмет исследования 27
5. Методология 27
6. Ограничения исследования 30
7. Ожидаемые результаты 31
8. Результаты исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список источников 58
Приложение 1. Тезаурус 63
Приложение 2. Гайд интервью 64
Приложение 3. Анкета 66
Приложение 4. Транскрипт интервью 73



Научный прогресс, как принято считать, характеризуется значительным уходом от магического мышления [Фрейзер, 2012]. Наука и техника вытесняют мистику и находят, казалось бы, всемулогическое объяснение. Несмотря на это, многие люди продолжают обращаться к магическим практикам. Даже самые убежденные скептики хотя бы раз в жизни заглядывали в гороскоп или же следовали приметам, воспринятым от старших родственников или ближайшего круга общения. Приверженность современников научному видению мира сосуществует с проявлениями мистического сознания, в частности, поиском объяснений посредством обращения к магии.
Интерес современных горожан к эзотерике – специфика, динамика, а также объяснение причин этого феномена – находят слабый отклик среди исследований социологов на сегодняшний день. Однако гадания на Таро, следование приметам, обращение к гороскопам и другие практики являются частью жизни значительного количества людей. В научном дискурсе этой проблематике посвящен ряд работ, преимущественно, специалистов по культурной и социальной антропологии.Имеются и требующие осмысления данные массовых социологических опросов овключенности современных горожан в эзотерические практики: так, например, ВЦИОМ по данным опроса «О вере и суевериях или таинственное и загадочное рядом», проведенного в 2022 году, пишет о снижении доли людей, верящих в предсказания, а Левада-центр* (*признан иностранным агентом) по исследованию потребительских предпочтений 2014 года говорит о том, что потребительский спрос на товары эзотерического толка растет. В то же время ВЦИОМ утверждает, что в вопросах предсказания судьбы россияне стали больше верить конкретным людям – предсказателям, а не массовым астрологическим прогнозам. Мы можем предположить, что значительное число горожан действительно включено в эзотерические практики, однако содержание подобных практик динамично и может трансформироваться: меняются запросы на услуги, повышается или снижается доверие к тем или иным агентам эзотерики. Ко всему прочему стоит добавить, что эзотерические практики вызывают неизменный интерес как в повседневном бытовом дискурсе, так и в дискурсе средств массовой информации, которые регулярно фиксируют неослабевающее внимание обывателей к мистике, гаданиям, предсказаниям, а также метаморфозы, происходящие в этой связи. Таким образом, данную тематику можно назвать актуальной.
На текущий момент нет эмпирических данных, в полной мере отражающих проблематику включенности жителей крупных российских городов в эзотерические практики. Данная работа призвана описать и проанализировать ситуацию «запроса на эзотерику» в настоящее время: выявить характерные для горожан эзотерические практики,проследить изменения предпочтений к тому или иному виду эзотерики у различных возрастных групп, обозначить круг лиц, склонных к обращению к данным практикам.
Эзотерические практики разнообразны, и интересно то, что популярность или востребованность той или иной практики нестабильна, изменяется во времени. В период перед революцией 1917 года и в России, и в Европе был популярен спиритизм, интерес к которому постепенно иссяк после Первой мировой войны. В наше время на 2013 год были популярны «чистка чакр, астрологические прогнозы, чистка офисных и жилых помещений от энергетики предыдущих владельцев, наведение и снятие порч, а также разработка стратегий найма персонала, опираясь на энергетику человека» [Щетинина Е.В., 2013], а сегодня практики, связанные с «энергетикой», ушли на второй план. Есть мнение, что на сегодняшний день может происходить «онаучивание» эзотерических концепций (как, например, популяризация так называемой ритмологии, маскирующейся под научное знание [Волков Е.Н., 2016]) и переход от работы с «энергетикой» человека к работе с его психикой. Определить имеющееся положение дел и объяснить причины изменений является актуальным вопросом для исследователя.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эзотерические практики являются весьма сложным и динамичным социальным феноменом. Он имеет долгую историю и включает в себя большое количество практик. Несмотря на то, что наука и религия зачастую отвергают эзотерические практики и знания, эзотерика является важной частью жизни граждан.
Научные исследователи, занимавшиеся изучением эзотерических практик, называют следующий перечень факторов, влияющих на обращение к эзотерике:
• Ситуации неопределенности, которые даже самого рационального человека могут сподвигнуть к обращению к эзотерике.
• Отторжение традиционных верований и культуры и поиск себя через другие духовные каналы.
• Попытка преодолеть трудности представителям маргинальных групп.
Тем не менее, изучением эзотерических практик проводилось преимущественно зарубежными учеными и не может быть перенесено на российский контекст.
Так, в российском обществе обращению к эзотерике способствует простой интерес, нежели попытка духовного поиска. В России потребителями эзотерических практик являются не столько маргинальные слои населения, сколько женщины в возрасте до 30 лет, верящие в высшие силы или являющиеся воцерковленными. Зачастую в Санкт-Петербурге прибегают к астрологии или к гаданиям на картах Таро. В обыденной жизни это чаще всего проявляется в чтении гороскопов или просмотре развлекательных видео эзотерической направленности.
Тем не менее, существует ряд перспектив для дальнейшего изучения проблематики включенности в эзотерические практики жителей Санкт-Петербурга. Проведенное исследование не позволило в полной мере получить информацию об эзотерических практиках мужчин. Кроме того, сензитивность некоторых вопросов интервью негативно сказалась на получении информации о некоторых практиках информантов. Так, те, кто имел опыт обращения к различным эзотерическим ритуалам не были готовы делиться информацией об этом, называя эту сферу их жизни «закрытой».



1. Теория практик / Вадим Волков, Олег Хархордин, - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. – 298 с. – (Серия «Прагматический поворот»; Вып. 2).
2. Вебер М. Основные социологические понятия. – 1990.
3. Горохов В.Ф. Социальное действие: структура и типы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-deystvie-struktura-i-tipy (дата обращения: 27.02.2024).
4. Bourdieu P. et al. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education //The forms of capital. – 1986. – Т. 241. – С. 258.
5. Носачев Павел Георгиевич Эзотерика: основные моменты истории термина // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2011. №34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ezoterika-osnovnye-momenty-istorii-termina(дата обращения: 01.03.2024).
6. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В.Седельника и Н.Федоровой; Послесл. А.Филиппова. – М.: ПрогрессТрадиция, 2000. – 384 с.
7. Бауман З. Текучая современность. – Питер, 2008.
8. Островская Татьяна Александровна Концепция «Текучей современности» З. Баумана и модификация дискурсивных практик элиты // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. №4 (2016). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tekuchey-sovremennosti-z-baumana-i-modifikatsiya-diskursivnyh-praktik-elity (дата обращения: 26.02.2024).
9. Щетинина Елизавета Витальевна Интернет-маркетинг новых религиозных движений (на примере анализа интернет-ресурсов Челябинска) // Вестник ЧелГУ. 2013. №6 (297). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-marketing-novyh-religioznyh-dvizheniy-na-primere-analiza-internet-resursov-chelyabinska (дата обращения: 17.10.2023).
10. Волков Е.Н. Пустота текстов и поведенческих сценариев как основное пространство манипуляции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pustota-tekstov-i-povedencheskih-stsenariev-kak-osnovnoe-prostranstvo-manipulyatsii (дата обращения: 17.11.2023).
11. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-vere-i-sueverijakh-ili-tainstvennoe-i-zagadochnoe-rjadom
12. https://www.levada.ru/2014/02/17/potrebitelskie-predpochteniya/
13. Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии Степанов А.М.
14. Измоденова Нина Николаевна Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. №6 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sueveriya-kak-sposob-zhiznedeyatelnosti-obrazovannyh-grupp-naseleniya (дата обращения: 20.12.2022).
15. Свечников В. Магические мистификации // Россия и мусульманский мир. 2003. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/magicheskie-mistifikatsii (дата обращения: 20.12.2022).
...
47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ