Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация социокультурного подхода к обучению английскому языку в средней общеобразовательной школе

Работа №148743

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка 6
1.1 Социокультурный подход в обучении иностранному языку в школе 6
1.2 Социокультурная компетенция как цель реализации социокультурного подхода к обучению иностранному языку 12
Глава 2. Способы реализации социокультурного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 21
2.1 Анализ УМК «Spotlight» на предмет формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка 21
2.2 Методические рекомендации по реализации социокультурного подхода к обучению английскому языку в средней общеобразовательной школе 28
Заключение 46
Список литературы и использованных источников 49
Приложение 1 52


Новый социальный заказ общества обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации и формировать личность, готовую к межнациональному общению, нашёл своё отражение в культурной политике Совета Европы и в концепциях межкультурного, социокультурного обучения иностранным языкам. Практика общения с иностранцами показала, что знание иностранного языка не исключает непонимания, потому что нужны ещё знания особенностей культуры и практические навыки в межкультурном общении.
Для этого знание иностранного языка должно быть дополнено знанием особенностей культуры, наличием практических умений и навыков в поведении.
Социокультурный подход наиболее наглядно демонстрирует процесс межкультурного взаимодей­ствия, поскольку связан не только с понятиями об­щей или национальной культуры, но и с обычаями и традициями, стереотипами повседневной жизни. Игнорирование социокультурного аспекта коммуникации в процессе обучения приводит к по­явлению ошибок, основные категории которых выделяются на уровне социокультурных фоновых знаний, речевого поведения коммуникантов и культуры речи. Использование социокультурного подхода в языковом образовании позволяет по-новому, более глубоко и значимо раскрыть все составляющие понятия уровня функциональной социокультурной грамотности.
На сегодняшний день в современной системе языкового обучения явно прослеживаются такие явления, как тенденции к демократизации и к гуманизации [4, с. 46]. Данные явления должны привести к повышению познавательной активности у учащихся, что в конечном итоге обеспечит им владение иностранным языком не только как средством общения, но и средством познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур народов стран изучаемого языка [1, с. 333-334]. Реализация социокультурного подхода к обучению иностранному языку в школе открывает для этого целый ряд возможностей. Социокультурный подход идёт в ногу со временем и отвечает требованиям современного общества. Сама социокультурная компетенция отвечает за формирование у учащихся целого ряда умений, без которых изучение иностранного языка не имеет практического смысла.
Проблемой реализации социокультурного подхода на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе занимались следующие учёные: А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, Г. В. Елизарова, В. Г. Костомаров, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев. Все исследователи отмечают, что социокультурный подход является неотъемлемой частью обучения иностранным языкам в свете современных тенденций международной интеграции [2]. Становится очевидным, что применение данного подхода в школе необходимо, а вариации его использования на уроке многообразны.
Объект исследования – реализация социокультурного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – процесс формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования – разработать методические рекомендации по реализации социокультурного подхода к обучению иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «социокультурный подход».
2. Изучить сущность понятия «социокультурная компетенция».
3. Определить особенность реализации социокультурного подхода к обучению иностранному языку в средней общеобразовательной школе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускной квалификационной работы был изучен теоретический материал, посвящённый проблеме реализации социокультурного подхода к обучению английскому языку в средней общеобразовательной школе и формированию социокультурной компетенции как главной цели реализации социокультурного подхода. Была раскрыта сущность понятий «социокультурный подход» и «социокультурная компетенция», определена особенность реализации социокультурного подхода к обучению иностранному языку в средней общеобразовательной школе, которая состоит в том, что овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности понимать особенности коммуникативного поведения народа этой страны. Таким образом, внедрение социокультурного компонента в урок иностранного языка является обязательным требованием со стороны современного общества. Благодаря широкой вариативности социокультурного подхода, учитель имеет возможность сделать свой урок максимально полезным, продуктивным и познавательным.
После проведения исследовательской работы были получены следующие выводы:
• использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определённого уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции;
• необходимо сформировать готовность к ведению диалога культур;
• обучение иностранному языку даёт большие возможности показать учащимся особенности (не только языковые, но и поведенческие) и специфику страны изучаемого языка;
• формирование социокультурной компетенции необходимо, т.к. без социокультурных знаний и умений нет практического владения языком. Кроме того, социокультурный компонент является стимулом повышения эффективности обучения учащихся на всех этапах общеобразовательной школы;
• формирование социокультурной компетенции актуально и может быть реализовано за счёт множества способов формирования социокультурной компетенции, способствующих практическому овладению языком, среди них: аутентичные тексты, фольклор, песенный и стихотворный материал, литература англоязычных стран, ролевые игры и внеклассные мероприятия.
Социокультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Сформировать её возможно благодаря использованию определённой методической системы. Эта система должна разрабатываться с позиций социокультурного подхода к обучению.
Во второй главе был проанализирован УМК «Spotlight». Было отмечено, что коллектив авторов УМК придаёт большое значение развитию именно социокультурной компетенции у изучающих английский язык школьников. В данном учебно-методическом комплексе в полном объёме представлена информация о культуре, традициях, обычаях, памятниках разных стран. Авторами разработан целый комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование и развитие социокультурной компетенции.
Во время прохождения педагогической практики в МБОУ «СОШ №226» в 8 «В» классе, было обнаружено, одарённым и особо мотивированным учащимся не хватало упражнений на формирование социокультурной компетенции. Интерес к культуре изучаемого языка у обучающихся был настолько велик, что появилась необходимость в разработке дополнительных упражнений на формирование социокультурной компетенции. Для решения этой проблемы нами были разработаны дополнительные упражнения для реализации социокультурного подхода на каждой ступени обучения и сформулированы методические рекомендации по работе с ними. При создании комплекса упражнений мы, в первую очередь, опирались на возрастные особенности учащихся на каждой ступени обучения. Это даёт нам основание утверждать, что, следуя всем методическим рекомендациям по работе с данными упражнениями, формирование социокультурной компетенции будет наиболее успешным и эффективным.
Результаты проведённой работы могут быть использованы учителями английского языка при разработке уроков и внеклассных мероприятий.


1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
2. Барышников Я. В. Обучение иностранным языкам и культурам: методология, цель, метод // Иностранные языки в школе. 2014. № 9. С. 2-9.
3. Баскова Ю. С. Лингвокультурная компетенция: приёмы формирования на занятиях по иностранному языку. М.: Прометей, 2015.
4. Быкова Н. И., Дули Д., Эванс В. Английский язык «Spotlight»: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Express Publishing: Просвещение, 2015.
5. Вербицкая М. В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. Английский язык «Forward» 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2013.
6. Верещагин Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании английского языка. М.: Просвещение, 2009.
7. Воробьёв Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка. М.: Просвещение, 2008.
8. Гальскова П. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. С. 15-19.
9. Глущенко О. А. К вопросу о концепции социокультурного обучения // Вестник Псковского государственного университета. 2012. № 1. С. 112-117.
10. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2015.
11. Иванова П. С.  Культуроведческий подход к обучению межкультурному общению на иностранном языке. Принципы и приёмы обучения // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2016. С. 24-40.
12. Колкова М. К.. Современная методика соизучения иностранных языков и культур. СПб.: КАРО, 2011. С.44-51.
13. Латухина М. В. Способы формирования социокультурной компетенции в основной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, декабрь 2014 г. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 206-207. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6774/ (дата обращения: 02.05.2019).
14. Мильруд Р. П. Обучение культуре и культура обучения языку // Иностранные языки в школе. 2012. № 5. С. 12-19.
15. Мильруд Р. П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. С. 6-8....28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ