ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Основные подходы к проблеме речевого развития связной речи в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Содержание сюжетно-ролевой игры и особенности её проведения 14
Выводы по I главе 25
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование состояния диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Развитие диалогической речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 38
2.3. Методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр, нацеленных на речевое развитие диалогической речи 48
Выводы по II главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Проблема развития речи в процессе сюжетно-ролевой игры всегда актуальна, так как с принятием ФГОС она становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Современная дошкольная педагогика рассматривает сюжетно-ролевую игру как важнейшее средство воспитания личности ребенка.
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В дошкольном возрастесоциализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которое позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Речевое развитие детей рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как отдельная образовательная область. В Стандарте подчёркивается: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» [31].
Проблема развития речи детей дошкольного возраста достаточно изучена в психологии и педагогике, исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как
Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец,
К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, В.В. Виноградов,
Е.А. Флёрина и др.
Объектом исследования является процесс развития диалогической речи старших дошкольников.
Предметом исследования являются методические условия эффективного развития диалогической речи в сюжетно-ролевой игре.
Целью исследования является выявление наиболее эффективных путей развития речи дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Задачами данной работы являются:
- изучить основные подходы к проблеме диалогической речи в психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- изучить содержание сюжетно-ролевой игры и особенности её проведения;
- исследовать состояние диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать эффективность процесса развития речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры;...
Связная речь – «это единое структурное и смысловое целое, которое включает тематически объединенные и связанные между собой, законченные отрезки». Под связной речью в широком смысле слова понимается любая единица речи, где языковые компоненты являются организованными по законам логики и законам грамматического строя языка и составляют одно целое.
Обучение связной речи детей имеет богатые традиции в отечественной методике, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах
М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой,
Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблема речевого развития дошкольника на сегодня очень актуальна. И чаще всего нарушения встречаются комплексные, которые требуют длительной работы с детьми. Развитая речь – это один из показателей сформированности познавательных процессов: таких как внимание, память, логическое мышление, воображение. Если они нарушены, то ребенку трудно будет осваивать школьную программу.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. В состав диалога входят как формы речи реплики (отдельные высказывания), а также цепи последовательных речевых реакций. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщения о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
Диалог сопровождает ребёнка на протяжении всей его жизни, именно он помогает овладеть родной речью и человеческим общением. Общение ребёнка зачастую происходит со взрослым и носит ситуативный характер, так как зачастую речь ребёнка – это вопросы взрослому и наоборот ответы. Чем старше ребёнок становится, тем речь сложнее так как происходи потребность в эмоциональной передаче информации, то есть возникает новая форма речи – сообщение. На этой основе и развивается диалогическая речь. Появляются новые формы обращения: указания, просьбы, согласия. Именно диалог помогает дошкольнику усваивать грамматику родного языка, черпая полезную информацию.
В первоосновах диалогической речи зарождается монологическая речь. Еще Л.П.Якубинский говорил, что «диалог – не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения»». Так же диалог как структура коммуникативного общения с людьми требует от дошкольника определенный фундамент социально-речевых умений и знаний, которые приходят постепенно.
В работе по развитию диалогической речи, необходимо пополнять и углублять знания детей о ближайшем окружении, расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия. Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, употреблять слова-антонимы (чистый – грязный, светло – темно), существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
В работе по формированию связной речи обязательно нужно совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок....
1. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова
Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей. Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015. – 216 с.
2. Белошистая А. Развиваем связную речь. Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 20.
3. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи. М.: АСТ, 2013.-158 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. Под ред. М.В. Гомезо и др. – М.: Педагогика, 2012. – 295 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2011. – 480 с.
6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4 – 5 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с. 51
7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет.
– М., 2015. – 59 с.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева.
– СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014 - 280 с.
10. Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности (Психолого-дидактический аспект): Автореф. доктора психол. наук. – М., 2010.
11. Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие диалогической речи с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей.
– СПб.: КАРО, 2015. – 64 с.
12. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. ‒ М.: Баласс, 2010 - 86 с.
13. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. – М.: Мозаика Синтез, 2011- 134 с.
14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Академия, 2013. – 156 с.
15. Михайленко Н. Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011. – 96 с...41